Delist.ru

Государственная политика развития среднего и специального образования в России: исторический опыт и реализация. 1920-2000-е годы (15.06.2007)

Автор: Попов Виктор Павлович

В главе показано, что вступление в силу в 1992 г. «Закона об образовании» Российской Федерации и более 100 последующих документов различных уровней, подготовленных в 1994-1999 г., позволило создать организационную и правовую основу деятельности средних специальных учебных заведений. Оформление и внедрение законодательных основ СПО способствовало его внутренней стабилизации, привлечению материально-технических и финансовых ресурсов сначала для выживания техникумов и колледжей, а со второй половины 1990-х гг. для их развития и модернизации.

Промышленный кризис, безработица, отмена государственного распределения в начале 1990-х гг. принципиально изменили социально-экономическую среду функционирования средних специальных учебных заведений. Одновременно шел процесс реформирования управления образованием, связанный, как с общими изменениями государственно-административного устройства страны, так и с формированием рынка образовательных услуг. В этот период органы государственной власти и управления Российской Федерации, специалисты в области теории и методики образования вели работу по модернизации концептуальных подходов к образованию, однако механизм реализации принимавшихся решений был затруднен общими кризисными явлениями в финансово-экономической сфере.

Автор подчеркивает, что средняя профессиональная школа сумела воспользоваться законодательными новациями для освоения рыночных механизмов образовательной деятельности и сохранить свои структуры и преподавательский корпус. Важным аспектом этого процесса стали курсы и семинары по повышению квалификации руководителей и преподавателей средних специальных учебных заведений, развитие колледжей технического, технологического и гуманитарного профиля.

Пятая глава диссертации «Стратегия, результаты и перспективы развития среднего профессионального образования России в конце 1990-х – 2000-е гг.» посвящена анализу федеральных и региональных программ модернизации средней специальной школы, проблемам становления и функционирования системы многоуровневого профессионального образования, ее управления и финансирования.

Автор показывает, что в конце 1990-х – 2000-е годы среднее профессиональное образование России, как и система образования в целом, развивалось в принципиально новых условиях. Главной характеристикой этого периода является достаточно согласованная и успешная разработка и реализация комплексных программ социально-экономического и культурного развития страны, интеграции в международное экономическое и информационное пространство, которые охватили и образовательную систему, включая среднее профессиональное образование.

Генеральная линия государственной политики России в области образования, в том числе, среднего специального, в 2000-е годы была отражена в Федеральной программе развития образования (1999г.), Национальной доктрине образования (2000 г.). Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной правительством страны 29 декабря 2001 г., и ряде других документов. Этими документами устанавливался приоритет образования в государственной политике, раскрывалась стратегия и основные направления его развития.

Усовершенствование механизма аттестации и аккредитации образовательных учреждений и контроля за качеством образовательных услуг стало важной частью построения системы структур непрерывного образования, основы которой были заложены еще в начале 1990-х гг. Ее организационную и научно-методическую основу составляли университеты и специализированные вузы классического типа. Получила распространение система включения учреждений среднего специального образования в состав вузов в качестве их структурного подразделения, создание регионально-отраслевых структур «колледж-вуз», «лицей-колледж-вуз», «техникум-вуз» и т.п. Большинство колледжей в 2000-е гг. стали важнейшим звеном развивающейся системы непрерывного образования, за счет использования гибких схем и инновационных методик обучения.

В главе показано, что в новейший период все большую роль в развитии среднего профессионального образования играет общественно-корпоративный фактор. К 2000 г. в системе среднего профессионального образования России действовало 79 региональных советов директоров и 18 профильных ассоциаций средних специальных учебных заведений, с 1998 г. - Союз директоров средних специальных учебных заведений России. Представители Союза были включены в состав правительственных комиссий, Комитеты по науке и образованию Совета Федерации и Государственной Думы, различных учреждений и организаций, осуществлявших в конце 1990-х – 2000-е годы разработку стратегических направлений развития и механизма модернизации образовательной системы страны. В январе 2000 г. после 12-летнего перерыва состоялось Всероссийское совещание работников образования, на котором были приняты Концепция структуры и содержания общего среднего образования и поддержан проект Национальной доктрины образования.

Совещание обозначило необходимость конструктивной координации государственных, общественных, образовательных, научных и других структур и свободный обмен информацией между ними как необходимое условие сбалансированной образовательной политики, учитывающей интересы Федерации и ее субъектов, образовательных интересов личности и различных групп населения. Базовой составляющей в корректировке образовательной политики России участники совещания называли изменение государства к педагогу, его социально-общественному статусу и материальному положению.

Важнейшими составляющими государственной политики в области среднего профессионального образования в конце 1990-х – 2000-е годы стала регионализация профессионального образования и стимулирование института социального партнерства.

В рассматриваемый период произошла финансово-экономическая стабилизация образовательной системы, стали планомерно выделяться средства на развитие учебно-методической и материально-технической базы, информатизацию учебных заведений, оплату труда преподавателей. Эти позиции позволили Министерству образования заявить о преодолении кризиса образовательной системы и начале с 2001 г. этапа системного развития российского образования.

В конце 1990-х – 2000-е гг. была сформирована правовая основа для функционирования средней специальной школы в условиях социально-экономической модернизации и разработан механизм оперативного обновления нормативной базы в ходе перманентного развития содержания и форм профессионального образования.

В конце 1990-х гг. в системе органов управления образованием и научных центрах РАО формулируются новые требования к личности специалиста среднего звена, обусловленные потребностями постидустриального информационного общества. 2 июля 2001 г. Министерство образования утвердило новый Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, который выступил в качестве действенного механизма реализации его обновленного содержания.

Стремление техникумов и колледжей привлечь абитуриентов, повысить свой престиж на рынке образовательных услуг обусловило развитие ими современных образовательных технологий и учебно-воспитательных методик, предоставление дополнительных возможностей (дополнительные специальности, льготы при поступлении в вуз и т.п.), что в целом, положительно сказалось на развитии средней профессиональной школы. Развитие интеграции с вузами способствовало повышению уровня преподавания и изменению общей атмосферы в техникумах и колледжах, стимулировало рост социально-профессиональных амбиций учащихся.

Автор приходит к выводу, что в рассматриваемый период средняя профессиональная школа России эволюционирует в рамках стратегии развития единого образовательного пространства стран СНГ и сближения с современными международными стандартами профессионального образования и обучения.

В заключении подведены основные итоги исследования, делаются обобщения и выводы. В частности автор отмечает, что государственная политика России в области среднего специального образования и ее практическая реализация формировались в непосредственной связи с общими политическими, социально-экономическими и культурными процессами развития страны.

Автор приходит к выводу о реализации в течение 1920-1980-х гг. масштабной государственной задачи по созданию в СССР разветвленной системы среднего специального образования, осуществлявшего подготовку специалистов для всех отраслей промышленности, культурной и социальной сферы. Жизнеспособность и востребованность этой системы, ее способность к структурной и содержательной модернизации была подтверждена в период перестройки и перехода к рыночной экономике в 1990-е годы.

В начале XXI века разработка и реализация стратегии развития средней профессиональной школы приобретает все более ярко выраженный государственно-общественный характер. Заложены основы перехода от управления структурами образования к управлению образовательными программами. Концепции развития средней профессиональной школы создаются в единой системе с молодежной политикой, программами развития воспитания. Образовательная политика России формируется на основе непрерывного мониторинга социально-экономического развития и научного прогнозирования демографической ситуации и потребностей рынка.

Анализ исторической ретроспективы развития среднего профессионального образования в России на протяжении ХХ века и на рубеже нового тысячелетия позволяет сделать вывод о том, что наиболее эффективная стратегия его развития заключается в многовариантности форм и содержания среднего специального образования, в гармоничном сочетании традиций и новаций, созданий условий для оптимального взаимодействия государства, педагогической общественности и социальных партнеров средней профессиональной школы в целях обеспечения ее функционирования в составе региональных и отраслевых образовательных систем.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:

Работы, опубликованные в перечне периодических научных изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

1.Попов В.П. Власть и педагогическая общественность в процессе реформирования среднего специального образования России (конец 1980-х – 1990-е годы) // Преподаватель XXI век. М., 2007. № 2. (1 п.л.)

2. Попов В.П. Государственные программы модернизации образования России и функционирование колледжей в конце 1990-х – 2000-е гг. // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. Саратов. 2007. №1. (0,6 п.л.)

3. Попов В.П. Государственная политика России в области среднего профессионального образования: новейшая историография и перспективы изучения // Вестник РУДН. М., 2006. № 6. (0,5 п.л.)

4. Попов В.П. Развитие среднего профессионального образования в 1960-1980-е гг.: теория и практик // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. Саратов. 2006. №2. (0,4 п.л.)

5. Попов В.П. Исторический опыт и перспективы систем непрерывного образования в России в контексте развития средней профессиональной школы // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. М., 2006. №2. (1 п.л.)

Монографии

6. Попов В.П. Очерки истории среднего профессионального образования России в ХХ веке. М., 2002. 230 с. (15 п.л.)

7. Попов В.П. Среднее профессиональное образование России на рубеже веков. 1990-2005 гг. Волгоград, 2007. 184 с. (7,5 п.л.)

Попов В.П., Кусенко Л.Н. Перспективы развития Волгоградского технологического колледжа как инновационной системы // Волгоградский государственный педагогический университет: Сборник научных трудов. Волгоград, 1994. (0,5 п.л. Авторский вклад – 50%)

Попов В.П. Организация и координация работы по подготовке и переподготовки кадров // Материалы семинара / Администрация Волгоградской области. Волгоград, 1998. (0,3 п.л.)

Попов В.П., Иванникова Е.И. Многоуровневая система подготовки специалистов в сфере сервиса // Международная академия естествознания. МГУ сервиса. Сборник статей. М., 1999. (1 п.л. Авторский вклад - 50%)

Попов В.П. К вопросу о развитии среднего специального образования в Советском государстве в 20-е годы // Россия: идеи и люди: Сборник научных трудов МГУС. М., 2000. Вып. 5. (1,5 п.л.)

Попов В.П. Основные этапы развития и становления сферы сервиса Волгоградской области и истории развития Волгоградского технологического колледжа // Волгоградский педагогический колледж: Сборник научных статей. Волгоград, 2000. № 2. (1 п.л.)

Попов В.П., Соколова Н.Ф. Поиск новых методов обучения в период перехода к дистанционной форме // Среднее профессиональное образование. М., 2000. № 2. (1,4 п.л. Авторский вклад – 50 %)

Попов В.П. Информация о работе секции СПО на пленарном заседании Всероссийского совещания работников образования // Среднее профессиональное образование. М., 2000. № 3. (1,1 п.л.)

Попов В.П. Обеспечение сферы услуг Волгоградской области кадрами – наша основная задача // Волгоградский педагогический колледж № 2. Сборник научных статей. Волгоград, 2000. (0,8 п.л.)

Попов В.П. Организация кадрового обеспечения сферы услуг Волгоградской области. – В кн.: Инновации в российском образовании. Среднее профессиональное образование / Министерство образования РФ. – М., 2000. (0,5 п.л.)

Попов В.П., Соколова Н.Ф. Поиск новых методов обучения в период перехода к дистанционной форме // Среднее профессиональное образование. М., 2000. № 2. (0,4 п.л. Авторский вклад – 50%)

Попов В.П. Сфера сервиса и Волгоградский технологический колледж – 50 лет вместе // Сфера сервиса: Поиск и опыт: Сборник научных статей. Волгоград, 2000. (0,7 п.л.)

загрузка...