Delist.ru

Государственная политика развития среднего и специального образования в России: исторический опыт и реализация. 1920-2000-е годы (15.06.2007)

Автор: Попов Виктор Павлович

В 1960-1970-х гг. выходят в свет труды А.Н. Веселова, А.Ф. Демина и Б.И. Петрова, Б.А. Кузьмина, в которых был собран и проанализирован обширный фактологический материал по теме средней профессиональной школы. В 1970-1980-х гг. был подготовлен ряд статей, монографий, диссертационных исследований, главным образом, по развитию среднего специального образования в различных регионах и республиках. Важный вклад в исследование вопроса внесли историко-педагогические труды И.К. Воеводского. Историография 1970-1980-х гг. демонстрирует повышение научно-теоретического уровня, расширение источниковой базы и проблемно-тематического поля исследований, однако анализ проблем развития среднего профессионального образования в публикациях этого сохраняет в силу идеологических ограничений поверхностный характер.

Во второй половине 1990-х гг. отечественными специалистами был подготовлен ряд новых исследований по проблемам профессионального образования в СССР. Данные работы создавались в период кризиса системы среднего специального образования в рамках научной дискуссии по проблемам истории советского общества и перестройки конца 1980-х гг.,, в том числе, дают различные оценки итогов и перспектив развития средней профессиональной школы России.

В целом, историография проблемы в 1990-е - 2000-е годы характеризуется утверждением научного плюрализма, современных методологических подходов и методик исследования. Что касается проблемных и тематических направлений, то следует выделить появление обобщающих работ, позволяющих проследить эволюцию отечественной образовательной политики в различные периоды истории государства и общества.

Прежде всего, следует назвать коллективную монографию «История среднего профессионального образования в России» (М., 2000), подготовленную группой специалистов под руководством В.М. Жураковского. В данном издании воссоздана картина развития системы среднего профессионального образования в нашей стране, начиная с Петровской эпохи до современности (конца 1990-х гг.), характеризуются все ее важнейшие составляющие: законодательно-нормативная и методическая база, система управления, структура, кадры, организация и содержание учебного процесса, материально-техническая и финансовая основа, важнейшие направления эволюции в контексте социально-политической динамики, проанализированы перспективные направления развития среднего профессионального образования. Государственно-политический аспект является здесь одним из главных подходов к теме.

Основное содержание монографии дополнено очерками истории среднего профессионального образования в нескольких регионах Российской Федерации (Чувашской Республике, Приморском крае, на Дону) и 70 средних специальных учебных заведений. Аналогичные материалы, структурированные по республикам, краям и областям России представлены во второй книге монографии (под редакцией П.Ф. Анисимова и В.М. Зуева). Таким образом, издание сочетает научно-историческую обобщающую часть с обширным и разнообразным научно-справочным материалом по истории региональных систем среднего профессионального образования страны и его конкретных единиц – техникумов, училищ, колледжей. В то же время, эти материалы позволяют увидеть недостаточную разработанность истории образовательных учреждений, обзоры деятельности которых доведены в основном до 1960-1970-х гг., и ряда других аспектов среднего специального образования.

В этот же период выходят в свет и другие работы обобщающего характера, посвященные развитию отечественной системы среднего профессионального образования в ХХ веке, в которых затрагивался и вопрос образовательной политики в СССР и Российской Федерации.

Начало 2000-х гг. ознаменовалось и появлением публикаций, выполненных на высоком научном уровне и рассматривающих данную проблему в региональном или отраслевом аспекте. Среди них необходимо выделить исследования В.А. Штурбы, результаты которых были обобщены в докторской диссертации по проблеме государственной политики в области народного образования в 1960-1980-е гг. на материалах Юга России.

В последующие годы отечественными специалистами была подготовлена серия работ, посвященных развитию среднего специального образования или его отдельных направлений в национальных республиках и областях Российской Федерации. В том числе, комплексный научный подход к проблеме продемонстрирован в монографии Е.В. Кудряшовой «Наука, высшее и среднее профессиональное образование в Архангельской области на рубеже веков: основные результаты реализации научно-образовательной политики администрации Архангельской области за 5 лет (1999-2003 гг.)» (Архангельск, 2004). Как правило, региональные работы характеризуются использованием источниковой базы местных архивов и документации органов управления образованием, обеспечивающим убедительную фактологическую основу для научного анализа.

В 2000-е гг. были опубликованы статьи и монографии, посвященные реализации государственной политики России в области различных направлений и форм среднего профессионального образования. В частности, можно указать на работы Е.Н. Федоровича, О.Б Земцовой, А.А. Сойникова. Важные теоретические обобщения были сделаны в монографии В.В. Ганина, рассмотревшего процесс формирования в России системы среднего юридического образования в 1920-1980-е гг. и особенности ее развития в новейший период в рамках непрерывного образования. Этой же проблеме посвящена диссертация А.Д. Боровых.

В 2000-е гг. была продолжена сложившаяся в предшествующем десятилетии традиция научных и научно-практических конференций, посвященных проблемам развития образования, в том числе, среднего специального, на которых, как правило, затрагивались не только правовые, педагогические, методические и финансовые аспекты модернизации образовательной системы, но и вопросы ее истории в советских и постсоветский период.

Важное значение в контексте проблематики диссертации имеет появление исследований, которые выполняются с использованием исторических, педагогических и политологических подходов, а также материалов иностранного опыта развития профессионального образования. Так, существенный интерес представляет монография В.М. Жураковского, в котором эволюция системы средних профессиональных заведений России 1990-х гг. дана в контексте сравнительного анализа с зарубежными образовательными системами, формулируются авторские прогнозы направлений и темпов модернизации среднего специального образования. Необходимо упомянуть также труды В.П. Жукова, в которых предлагаются варианты модернизации образовательного сектора, на основе сочетания отечественных традиций и иностранного опыта.

Важное научно-методическое значение имеют работы В.М. Демина, содержащие анализ и прогнозы развития системы среднего профессионального образования России в контексте образовательной стратегии и общей политики социально-экономической модернизации.

В 1990-е - 2000-е гг. был осуществлен достаточно широкий спектр исследований в области регионализации среднего профессионального образования и финансово-экономической составляющей данного процесса. Эти вопросы освещались в трудах П.Ф. Анисимова, В.М. Зуева, Г.И. Лукина, Г.В. Мухаметзяновой, А.М. Новикова, А.М. Бабича, Г.А. Балыхина, Ю.С. Васильева, А.Г. Коваленко.

В 2000-е гг. было издано достаточно большое количество подготовленных на основе междисциплинарного подхода работ по истории отдельных техникумов, колледжей, училищ.

Таким образом, в конце 1990-х – 2000-е гг. отечественная историография сделала существенный шаг вперед в освоении на новом методологическом и теоретическом уровне проблемы среднего профессионального образования, включая вопросы государственной образовательной политики в различные периоды истории России. К настоящему времени сложился обширный историографический комплекс исследований, затрагивающих отдельные фрагменты проблемы, главным образом на региональном уровне или в историко-педагогическом аспекте.

В контексте регионализации средней профессиональной школой органами управления образованиями, научно-исследовательскими и деловыми центрами на местах в настоящее время проводятся статистические, социологические и экономические исследования, осуществляются публикации архивных и текущих документов, что формирует источниковую базу для исторических работ по новейшему периоду. Однако хронологические рамки существующих исследований лишь фрагментарно захватывают не только 1990-е, но и 1970-1980-е гг., а в отношении периода 2000-х гг., который представляют большой научный интерес в силу динамизма и серьезных качественных подвижек в развитии системы среднего профессионального образования страны, сделаны лишь первые шаги (например, уже упоминавшаяся выше монография Е.В. Кудряшовой).

Иностранная историография среднего специального образования России носит характер косвенных упоминаний в контексте советологических исследований, посвященных проблемам индустриализации и другим вопросам социально-экономического развития СССР, а также в рамках некоторых современных работ, касающихся реализации международных образовательных проектов с участием Российской Федерации.

Рост внимания российского общества и государства к проблемам среднего профессионального образования, повышение его престижа и спроса на рынке квалифицированного труда Российской Федерации и стран ближнего зарубежья, необходимость дальнейшего развития вариативных систем многоуровневого непрерывного образования, связь средней профессиональной школы с важнейшими федеральными целевыми программами является важным аргументом для дальнейшего углубленного исследования исторического опыта в данной сфере, как отечественного, так и международного.

Источниковая база диссертации определена предметом и задачами исследования. В комплекс опубликованных источников вошли документы органов государственной власти и управления (ЦК КПСС, Советов министров и Верховных Советов СССР и РСФСР, правительства Российской Федерации), документы министерств и ведомств, регулировавшие систему среднего профессионального образования, тексты стратегий и концепций образования в России, федеральных целевых программ развития страны и т.п. В диссертации использованы материалы статистического и социологического анализа системы среднего образования, публикации документов и материалов, отражающих процесс реализации государственной политики в области среднего образования и ее восприятие педагогической общественностью.

Важное значение для диссертационного исследования имеет отраслевая периодическая печать: «Вестник профтехобразования», «Вестник среднего профессионального образования», журнал «Среднее специальное образование» (в 1992-1995 гг. - «Специалист», с 1996 - «Среднее профессиональное образование»), «Образование и карьера» и др. Значительный объем информации по теме диссертации, в первую очередь, материалы законодательно-нормативного характера, содержит «Бюллетень» Наркомпроса РСФСР и одноименный орган позднейших органов управления образованием – Министерства высшего и среднего специального образования СССР, Государственного комитета СССР по народному образованию, Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ. Министерства образования РФ и т.д.

Мемуарные источники по проблеме представлены воспоминаниями видных деятелей народного образования СССР (Н.К. Крупской, А.В. Луначарского), директоров техникумов и промышленных предприятий.

Основу диссертации составили документы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), в том числе документы Главного управления профессионального образования (Главпрофобр) Наркомата просвещения РСФСР (Ф.А-1565), Министерства просвещения РСФСР (Ф.А-2306), Министерства высшего образования СССР (Ф.Р-9396), Министерства высшего и среднего специального образования СССР (Ф.Р-9606), Государственного комитета СССР по народному образованию (Ф.Р-9661).

?????????1/2

?????????1/2?Ђ

/ния» и ограниченную форму допуска исследователей. Директивы центральных органов власти и ЦК КПСС и документы по их выполнению, протоколы коллегий, планы и отчеты органов управления образованием, доклады и письма директоров техникумов и училищ, статистические справки, стенограммы совещаний деятелей народного образования и другие материалы, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, содержат ценную информацию о процессе подготовки государственных решений в области среднего профессионального образования, механизме и результатах их реализации, участии руководителей и преподавателей вузов в процессе реформирования системы средней специальной школы и т.п.

Во второй главе «Эволюция управления и организации среднего специального образования в России в 1920-1950-е гг.» исследуется развитие средней профессиональной школы в условиях образовательного эксперимента 1920-х гг., изучается кадровая политика периода индустриализации и эволюция системы профессионального образования, анализируется реорганизация управления и структуры средней профессиональной школы в 1940-1950-е гг.

В главе показано, что в начале 1920-х гг. развитие среднего профессионального образования характеризуется борьбой и взаимодействием двух тенденций – утопическими образовательными экспериментами Наркомпроса и потребностью народного хозяйства в грамотных специалистах. Определенная правовая и организационная стабильность средней профессиональной школы устанавливается с 1923 г., когда коллегия Главпрофобра утверждает правила приема в техникумы и практические школы и Положение о техникумах и ликвидирует практические институты, большинство которых преобразуется в техникумы. Прием в ссузы осуществляется по классовому принципу, формирование учебных программ и воспитательная работа ведется в соответствии с коммунистической идеологией. В 1920-е гг. осуществляется т.н. «коренизация» образования, т.е. обучение на национальных языках, создание ссузов в автономных и союзных республиках, происходит широкое вовлечение женщин в обучение и преподавание в техникумах.

В период индустриализации правительство оказывает масштабную поддержку развитию техникумов, стремясь ликвидировать растущий разрыв между потребностью в кадрах черной металлургии, автомобильной, тракторной, станкостроительной и других новых отраслей.

Автор показывает, что советское правительство в 1930-е гг. решало, прежде всего, задачи количественного развития сети техникумов и училищ. Однако качество подготовки специалистов среднего звена в связи с освоением новых предприятий и техники приобрело особую остроту, Важным компонентом решения этой задачи стало внедрение принципа набора учащихся по рекомендации промышленных предприятий, колхозов, партийных и комсомольских организаций, профсоюзов воинских частей, широкая эффективная пропаганда профессионально-технического обучения.

Автор приходит к выводу о том, что результатом развития системы общего профессионального образования в СССР в довоенный период стало существенное повышение культурно-технического уровня населения. Становление системы среднего специального образования стало частью масштабного процесса индустриализации страны, а также развития здравоохранения и народного просвещения.

Автор подчеркивает, что эффективность государственной политики в области среднего специального образования периода индустриализации, несмотря на ряд существенных дефектов средней профессиональной школы, в целом, подтвердилась в годы Великой Отечественной войны и послевоенного времени. Начиная 1942 г. правительство СССР принимало меры к восстановлению и развитию системы среднего профессионального образования, в том числе, в том числе был введен ряд социальных льгот для учащихся и преподавателей, ставились задачи не только восстановления фрагментов системы, разрушенных войной, но и дальнейший рост качества среднего профессионального образования.

В середине 1950-х гг. продолжается политика наращивания количественных и качественных показателей системы среднего специального образования. Основные направления этой политики вошли в постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 30 августа 1954 г. «Об улучшении распределения и использования специалистов высшей и средней квалификации». Автор делает вывод о сохранении в 1950-е гг. внимания государства к проблемам среднего профессионального образования, в том числе, включении их в пакет первоочередных реформ, предпринятых Н.С. Хрущевым. Отмечается приоритетность развития среднего профессионального образования в планировании образовательной и кадровой политики данного периода, что определялось потребностями развития промышленности и сельского хозяйства страны.

Третья глава диссертации «Особенности развития системы среднего специального образования в конце 1950-х – середине 1980-х гг.» рассматривается эволюция средней профессиональной школы в контексте партийно-государственных концепций развития страны, анализируются проблемы качества подготовки и трудоустройства специалистов среднего звена в условиях плановой экономики, исследуются организационные и учебно-методические основы функционирования средних профессиональ-ных учебных заведений.

В главе показано, что преобладание в системе среднего профессионального образования учебных заведений промышленного и технологического профиля обусловили зависимость системы управления и финансирования данного образовательного уровня от последующих реформ управления промышленностью. В то же время развитие некоторых ведомственных систем среднего профессионального образования (медицинского, педагогического, военного, юридического) носило стабильный характер.

Постановление Верховного Совета СССР 24 декабря 1958 г. «О связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране», с одной стороны, определило роль техников как непосредственных организаторов производства, утвердило подготовку по ряду специальностей только на основе полного среднего образования, наметило создание при техникумах цехов и мастерских и сельских хозяйств. С другой стороны, упор на развитие заочных и вечерних техникумов в итоге вел к снижению уровня общеобразовательной подготовки учащихся и качества профессионального образования.

В 1960-х гг. руководство страны вновь обратило внимание на недостаточно эффективное развитие учебно-методической базы и совершенствование подготовки специалистов среднего звена. Однако гипертрофированные формы реализации постановления 1972 г. о завершении перехода ко всеобщему среднему образованию негативно сказались на средней профессиональной школы, снизив общий уровень студенческого контингента.

В 1970-1980-е гг. основным лозунгом государственной политики в области среднего профессионального образования оставалось повышение качества подготовки кадров. Положительным аспектом в развитии среднего специального образования этого периода стала организация региональных советов директоров техникумов и создание сети факультетов повышения квалификации преподавателей средних специальных учебных заведений.

Однако руководство страны постоянно вынуждено было констатировать недостаточное качество подготовки кадров среднего звена, недостатки материально-технического снабжения техникумов и училищ, просчеты в планировании, распределении и использовании специалистов и т.п. Правительственные и партийные постановления, выделение финансовых средств на корректировку этих недостатков давали лишь частичный, временный результат в условиях развивающегося кризиса административно-командной системы.

В четвертой главе «Среднее профессиональное образование России в условиях перехода к рыночной экономике (конец 1980-х – середина 1990-х гг.)» осуществлен анализ законодательных новаций в образовательной сфере 1990-х гг. и связанного с ними процесса развития частного сектора образовательных услуг, изучено влияние социально-экономических и политических реформ эпохи «перестройки» на среднюю профессиональную школу, показана специфика развития системы средних профессиональных учебных заведений в новых условиях – ее структура, материально-техническая и кадровая база, количественные и качественные показатели деятельности.

Автор приходит к выводу, что во второй половине 1980-х в процессе формирования новой образовательной стратегии руководством СССР были предприняты попытки реформирования структуры и системы управления образованием, были заложены законодательные и научно-методические основы развития систем многоуровневого непрерывного образования и создания ссузов повышенного типа (колледжей), сделаны первые практические шаги по их внедрению. Развитие социально-экономического кризиса и распад Советского Союза фактически отменили реализацию многих принятых ранее решений, хотя основные направления развития образования 1990-е гг. в Российской Федерации и странах СНГ строились в контексте этих программ.

загрузка...