Delist.ru

Государственная политика развития среднего и специального образования в России: исторический опыт и реализация. 1920-2000-е годы (15.06.2007)

Автор: Попов Виктор Павлович

6. Рассмотреть влияние общественно-политических и экономических процессов эпохи «перестройки» на государственную образовательную стратегию, исследовать эволюцию структуры и содержания среднего специального образования в России, дать характеристику новых типов учебных заведений (колледж и др.).

7. Проанализировать проблемы качества подготовки и трудоустройства специалистов среднего звена в условиях плановой и рыночной экономики, исследовать эволюцию общественно-социальной роли средней профессиональной школы в 1920-2000-е гг.

8. Раскрыть процесс формирования и дать характеристику концепций и доктрин развития образования в России, охватывающих сектор средней специальной школы, в конце 1990-х – 2000-е гг., рассмотреть разработку и механизмы внедрения федеральных и региональных программ модернизации системы среднего профессионального образования в стране.

9. Проанализировать важнейшие результаты реализации государственной политики в области среднего специального образования в конце 1990-х – 2005 гг., показать сформировавшиеся тенденции и возможные перспективы развития системы средней специальной школы Российской Федерации.

Хронологические рамки исследования. Диссертация охватывает период с начала 1920-х гг. по 2000-е гг. Нижняя граница исследования обусловлена началом принципиально нового этапа в отечественной образовательной политике, связанного с кардинальными изменениями идеологических, социально-экономических и структурных основ государственно-общественного устройства. Верхняя хронологическая граница исследования определяется формированием государственной стратегии образования конца 1990-х – начала 2000-х гг., включающей инновационные технологии, организационные и финансовые механизмы развития средней специальной школы в России. Такой хронологический охват позволяет рассмотреть связь эволюции государственной политики в области среднего специального образования с общим ходом социально-политического, экономического и культурного развития страны.

Объектом диссертационного исследования являются образовательные концепции, законодательные акты и нормативные материалы, регулировавшие сферу среднего специального образования, институциональные структуры средней профессиональной школы, комплексы учебных программ и учебно-методических материалов, кадры преподавателей и учащихся средних специальных учебных заведений.

Предметом диссертационного исследования является разработка, содержание и результаты государственной политики в области среднего специального образования в России в 1920-2000-е гг., деятельность государственных органов и политических институтов по развитию средней специальной школы.

Методологические основы исследования составили принципы историзма, научной объективности и системности. Метологическую основу работы дополнили проблемно-хронологический, системно-структурный, логический и историко-логический методы. В ходе исследования автор основывался на сочетании общегосударственного, регионального и цивилизационного подходов, учитывал результаты отечественной и зарубежной теоретической мысли по проблемам профессионального образования.

Территориальные рамки исследования Территориальные границы исследования включают территорию современной Российской Федерации, а также стран СНГ и ближнего зарубежья, что позволяет наиболее полно воссоздать картину развития среднего образования в России в рамках СССР в 1920-1980-е гг. и проследить процесс интеграции образовательных систем на постсоветском пространстве.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые в отечественной историографии осуществлено комплексное изучение проблемы государственной политики развития среднего специального образования в России в 1920-2000-е гг.

В диссертационном исследовании впервые вводится в научный оборот значительный эмпирический материал по проблеме; разрабатывается авторская концепция эволюции моделей среднего специального образования в России; определяются хронологические этапы, факторы и условия их формирования и функционирования в контексте государственно-политических и социально-экономических процессов; выявляется специфика государственного регулирования и результаты развития среднего специального образования в целом, а также по отраслевым группам, специальностям, регионам, в различные периоды истории страны.

В диссертации впервые дается анализ влияния государственно-политических концепций развития СССР на становление системы среднего профессионального образования. Автор показал, что советское государство рассматривало систему профессионального образования как инструмент построения нового общества, формирования квалифицированного рабочего класса и социально близкой к нему технической интеллигенции. В то же время, развитие средней профессиональной школы было связано с такими масштабными задачами, как ликвидация неграмотности населения, а начиная с 1930-х гг. – индустриализацией страны.

В диссертации впервые прослеживается процесс влияния реальной политико-экономической ситуации на изменение подхода государства к среднему профессиональному образованию, в частности, на отказ от неоправданных педагогических экспериментов 1920-х гг. в пользу традиционных форм обучения.

В диссертации впервые прослеживается возрастание составляющей средней профессиональной школы в образовательной политике СССР, анализируется связь между задачами экономического развития страны и ее регионов и значительным количественным увеличением сети средних специальных учебных заведений, становлением системы отраслевого управления средней профессионального образования и укрепления его учебно-производственной базы. В диссертации воссоздана сложная многоплановая картина развития системы среднего профессионального образования в контексте решения задачи по подготовке высококвалифицированных кадров для промышленности, транспорта и социальной сферы во второй половине 1950-х – 1960-е годы. Автор показал, что определяющим фактором развития средней профессиональной школы в этот период стало стремление партийно-государственного руководства СССР преодолеть отставание количественных и качественных показателей среднего технического образования от потребностей промышленного развития страны.

В работе впервые дан анализ содержания и оценка результативности программ модернизации среднего профессионального образования, разработанных в 1970-1980-е гг., рассмотрена специфика централизованной и отраслевой систем организации и управления сетью средних специальных учебных заведений, выявлены положительные и отрицательные стороны развития вечернего и заочного среднего профессионального образования, целевой подготовки кадров и планового распределения специалистов со средним профессиональным образованием.

В диссертации впервые предпринято исследование государственной политики СССР по созданию системы непрерывного образования и той роли, которая отводилась в ней средней профессиональной школе, проанализировано соотношение и взаимосвязь различных образовательных уровней и направлений в системах общеобразовательная школа – ПТУ – техникум – ВУЗ, дана оценка модернизации образовательных стандартов и программ и системе повышения квалификации преподавательских кадров среднего профессионального образования страны в 1970-1980-е гг.

В диссертации впервые осуществлен анализ содержания, объективных и субъективных факторов реализации, степени результативности государственных программ развития средней специальной школы в эпоху перестройки и период становления рыночных отношений. Автор осуществил комплексный анализ эволюции среднего профессионального образования в конце 1980-х – середине 1990-х гг., в том числе, изучено изменение его структуры и содержания, причины и результаты роста гуманитарного сектора средней профессиональной школы и финансово-экономического кризиса системы среднего технического образования, дана характеристика типов средних специальных учебных заведений, проанализирована их деятельность на рынке образовательных услуг, исследовано становление государственно-общественных механизмов управления системой среднего профессионального образования, эволюция профессиональных и ментальных характеристик педагогического корпуса и особенностей восприятия им новаций государственной образовательной политики.

Автором впервые представлен комплексный анализ новейшего этапа развития государственной политики в области среднего специального образования, особенностей ее содержания и результатов внедрения.

В диссертации сделан научно новый вывод о том, что формирование и осуществление концепций развития средней профессиональной школы на рубеже XX – XXI вв. шло на нескольких уровня и направлениях. По вертикали – определение базовых стратегических направлений государственной политики в целом, создание соответствующих им концепций развития образовательной системы, разработка программ и механизмов их внедрения в среднем профессиональном образовании; и по горизонтали – согласование концепций развития различных образовательных уровней в контексте непрерывного образования, правовое и организационное обеспечение взаимодействия различных ведомств, общественных и деловых структур на региональном и федеральном уровне в системе профессионального образования.

Автор предлагает свое видение перспектив развития отечественной средней социальной школы в контексте современной образовательной стратегии.

Практическое значение диссертации состоит в возможности использования ее положений и выводов в процессе формирования государственной образовательной и кадровой политики на современном этапе, в ходе модернизации сети средних профессиональных учебных заведений, мероприятиях по повышению методического уровня педагогических кадров и т.п.

Результаты диссертационного исследования могут использоваться при подготовке учебных пособий и научных статей по проблемам отечественной истории, в рамках лекционных курсов и монографических исследований.

Апробация результатов исследования. Вынесенные на защиту положения диссертационного исследования нашли отражение в научных публикациях автора, его выступлениях на семинарах и научных конференциях в Волгоградском государственном педагогическом университете, Московском государственном университете сервиса, Министерстве образования и науки Российской Федерации, на Всероссийском совещании работников образования 2000 г. в Кремле, на других региональных и общероссийских образовательных форумах. В 1994 - 2007 гг. автором опубликовано свыше 50 научных и учебно-методических работ по теме диссертации.

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованных источников и литературы, документальных приложений.

Во введении обоснована актуальность темы, проанализирована степень научной разработки проблемы, определены цели и задачи исследования, его хронологические и территориальные границы, научная новизна и практическая значимость диссертации.

В первой главе диссертации «Теоретико-методологические основы изучения государственной политики в области среднего профессионального образования в России 1920-2000 гг.» рассмотрена специфика организации и функционирования средней профессиональной школы в различные исторические периоды, проанализирована отечественная и зарубежная историография среднего специального образования в России, дана характеристика источниковой базы проблемы.

В первом разделе главы показано, что развитие отечественной системы среднего профессионального образования после 1917 г. шло, во-первых, в направлении увеличения количества учебных заведений, их равномерного (с учетом экономических и демографических особенностей регионов) распределения по всей территории страны и роста численности выпускаемых специалистов; во-вторых – по пути расширения профилей подготовки и дифференциации специальностей среднего специального образования.

Уже в начале 1920-х гг. существовавшая в дореволюционный период сеть средних специальных учебных заведений была увеличена вдвое, в основном за счет создания техникумов индустриального и сельскохозяйственного профиля. В 1920-е гг. осуществлявшийся ими выпуск специалистов удовлетворял лишь незначительную долю потребностей страны в подготовке среднетехнического персонала для металлургической промышленности, машиностроения, химической и легкой промышленности и пр. В 1930-х гг. с началом индустриализации происходит дальнейшее значительное расширение сети средних специальных учебных заведений и номенклатуры специальностей среднего профессионального образования, прежде всего, технических.

В 1940-1950-е гг. в условиях чрезвычайной ситуации средняя профессиональная школа СССР продемонстрировала свою устойчивость и высокие адаптационные возможности, обеспечив продолжение образовательного в процесса, в годы Великой Отечественной войны, в том числе, в промышленно развитых районах Урала, Сибири и Дальнего Востока, обеспечивая кадрами оборонную промышленность и военную медицину, а в восстановительный период – все основные отрасли экономики.

К 1960-м гг. в СССР действовало около 3,5 тысяч средних специальных учебных заведений, осуществлявшим подготовку более, чем по 450 специальностям, объединенным в 30 групп. В этот период сложились две основные группы учреждений среднего профессионального образования – техникумы (промышленные, строительные, транспорта и связи, сельскохозяйственные, экономические, кооперативные и пр.) и училища (педагогические, медицинские, музыкальные, художественные, театральные и пр.); традиционные наименования сохранили военные, морские и речные училища и школы милиции. В 1960-х гг. начали создаваться новые типы средних специальных учебных заведений – совхоз-техникум и лесхоз-техникум, обучение в которых было тесно связано с производством и в определенной степени компенсировало дефицит сельскохозяйственных рабочих.

В 1970-1980-х гг. количественные и качественные показатели развития среднего специального образования значительно возросли. К 1980 г. в стране действовало 4383 ссузов, в 1988 – 4517, из них 1489 входили в группу «промышленность и строительство». Была усовершенствована и расширена номенклатура специальностей, а число групп специальностей, напротив, сокращено, переработаны квалификационные характеристики. Под воздействием процесса дифференциации промышленного производства сложилась достаточно стабильная система управления средним профессиональным образованием, сочетавшая отраслевой и централизованный принципы. Общий контроль за деятельностью средней профессиональной школы и методическое руководство находилось в руках Министерства высшего и среднего специального образования СССР. В этот период средняя профессиональная школа освоила ряд новых наукоемких специальностей в соответствии с потребностями производства, техникумы и училища осуществляли выпуск квалифицированных кадров в количестве, формально достаточном для обеспечения экономики и других сфер деятельности специалистов со средним специальным образованием.

Автор подчеркивает, что анализ специфики и реальных результатов эволюции отечественной системы среднего профессионального образования в 1917- середине 1980-х гг. должен осуществляться с учетом как отрицательных, так и положительных сторон плановой экономики и других базовых характеристик социально-экономического и культурного развития СССР. Именно партийно-государственные решения определяли количественные параметры, цели и содержание образовательной деятельности техникумов и училищ, объемы их финансирования и т.п., государство гарантировало оплату труда педагогических кадров и трудоустройство выпускников средних специальных учебных заведений. В то же время, принятие таких решений далеко не всегда диктовалось соображениями целесообразности и имело предварительную теоретическую проработку, как например, передача техникумов в ведение совнархозов и другие реформы середины 1950-х – начала 1960-х гг.

Система среднего специального образования в течение советского периода несла груз проблем, связанных с дефектами общеобразовательной подготовки и воспитания в школе и семье, дефицитом снабжения материально-технической части, в том числе, учебно-производственной базы, недостатком квалифицированных педагогических кадров. В эпоху «застоя» все сильнее проявляется тенденция снижения социального статуса ключевых фигур мира средней специальной школы – инженера и педагога, вступавшая в явное противоречие с задачами развития научно-технического прогресса и повышения качества образования.

Результаты прохождения средней специальной школы через эпоху реформ 1990-х гг. позволяют по-новому оценить ряд ее характеристик и черт, сложившихся к концу 1980-х гг. Так, именно педагогические и управленческие кадры, профессиональные качества которых подвергались обоснованной критике и в официальных документах и самой педагогической общественностью, сыграли решающую роль в преодолении кризиса средней профессиональной школы и ее последующем органичном вхождении в рыночную экономику и формирующееся информационное общество.

Необходим дифференцированный подход к изучению роли учреждений среднего специального образования в крупных и малых городах, промышленных центрах и отдаленных регионах, при градообразующих предприятиях и т.п. Так, в ряде случаев статус техникума как ведущего учебного заведения в городе или поселке, в значительной степени формирующего его социально-культурную среду, сохранился почти неизменным вплоть до настоящего времени. Напротив, в таких городах, как Москва, востребованность средней профессиональной школы в 1990-е – 2000-е гг. имела сложную динамику, в зависимости от спроса на специальности и эволюции экономической инфраструктуры.

В ходе радикального политического и экономического реформирования страны в конце 1980-х – начале 1990-х гг. и последовавшего распада СССР главными факторами эволюции системы среднего специального образования России стало многократное реформирование органов управления образованием и промышленностью, включая хаотичное, не всегда оправданное переподчинение отраслевых техникумов и колледжей, резкое сокращение бюджетного финансирования, пробуксовка (в условиях экономического кризиса и политической нестабильности) государственных программ поддержки образования. Адекватным ответом на данные явления стала мобилизация внутренних, в первую очередь, кадровых и учебно-методических ресурсов средней профессиональной школы и ее модернизация в соответствии с условиями рыночной экономики – введение новых востребованных специальностей, развитие негосударственных образовательных учреждений и других форм платных образовательных услуг.

Во второй половине 1990-х гг. на основе рыночных экономических механизмов развивается процесс восстановления связей техникумов и колледжей с отраслевыми министерствами и базовыми предприятиями, одновременно средние специальные учебные заведения включаются в региональные образовательные системы. В то же время постепенно стабилизируется система бюджетного финансирования образования, развиваются такие организационно-функциональные черты системы как регионализация образования и социальное партнерство, ставшие определяющими в 2000-е годы.

В новейший период существенно расширяется степень самостоятельности учебных заведений всех уровней, в то же время государственные решения и программы в образовательной сфере приобретают стратегический характер, создаются принципиально новые механизмы их реализации. Автор видит свою задачу в анализе и оценке, с одной стороны, специфики формирования государственной политики в области среднего профессионального образования, с другой – степени и результатов ее практического осуществления в условиях общего контекста социально-экономического и культурного нескольких эпох, связанных единым процессом развития отечественной системы среднего профессионального образования.

Историография проблемы начинает формироваться уже в 1920-1930-х гг. (Работы О.Г. Аникст, В.Н. Яковлевой, В.А. Иванова, А.Е. Бейлина и др.). Эти публикации имеют сильно политизированный характер и в настоящее время являются, в большей степени, отражением идеологических и педагогических дискуссий в сфере профессионального образования.

загрузка...