Delist.ru

Государственная политика развития среднего и специального образования в России: исторический опыт и реализация. 1920-2000-е годы (15.06.2007)

Автор: Попов Виктор Павлович

ПОПОВ Виктор Павлович

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И РЕАЛИЗАЦИЯ. 1920–2000-Е ГОДЫ

Специальность 07.00.02 – Отечественная история

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Москва - 2007

Работа выполнена на общеуниверситетской кафедре истории Московского государственного университета сервиса

Научный консультант: доктор исторических наук, профессор

Ершов Виталий Федорович

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Арсланов Рафаэль Амирович

доктор исторических наук, профессор

Криворученко Владимир Константинович

доктор исторических наук, профессор

Змеев Владимир Алексеевич

Ведущая организация: Московский государственный гуманитарный

университет им. М.А. Шолохова

Защита состоится 10 сентября 2007 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.01 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 117571 Москва, проспект Вернадского, д.88, кафедра истории МПГУ, ауд. 817.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ по адресу: 119992, ГСП-2, Москва, ул. Малая Пироговская, д.1.

Автореферат разослан «____» ____________ 2007 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета Киселева Л.С.

Актуальность темы исследования обусловлена особенностями современного этапа социально-политического и культурного развития страны, требующего непрерывной модернизации структуры и содержания образовательной системы Российской Федерации в рамках «Закона об образовании» и «Национальной доктрины образования».

На протяжении ХХ столетия происходили неоднократные организационные и сущностные изменения системы среднего специального образования, связанные как с развитием экономической инфраструктуры страны, так и с ее политико-административным переустройством. При этом наблюдается тенденция формирования и усиления самостоятельного направления в образовательной политике СССР, а затем Российской Федерации, определяющего роль и задачи средней профессиональной школы. Положительная динамика социально-экономического развития страны в конце 1990-х – 2000-е годы и формирование глобального информационного общества порождают потребность в специалистах как высшего, так и среднего звена, обладающих высокой компетентностью и владеющих инновационными технологиями.

В современных условиях роль и место среднего специального (профессионального) образования существенно возрастает: средняя профессиональная школа выступает фактором социализации личности, служит одним из основных каналов комплектования вузов, является источником пополнения большинства общественно значимых социально-профессиональных групп.

Усовершенствование концепций и практики среднего специального образования в России опирается как на инновационные технологии, так и на научный анализ исторического образовательного опыта. Поэтому создание целостной картины государственной политики в области среднего специального образования в нашей стране, особенностей и результатов ее реализации, вносит важный вклад в процесс формирования образовательной стратегии Российской Федерации в XXI веке, разработку и внедрение эффективных моделей современного среднего профессионального образования.

Анализ степени научной разработанности темы, осуществленный в первой главе диссертации, показал, что историография средней профессиональной школы России формируется в настоящее время в самостоятельное направление отечественной исторической науки.

Основной тенденцией эволюции отечественной историографии по данной проблематике является переход от накопления фактологического материала к аналитике и развитие междисплинарных подходов. На сегодняшний день можно констатировать наличие обширного корпуса исследований по истории среднего профессионального образования России, в том числе, нескольких монографий и диссертаций обобщающего характера. В то же время, значительная часть публикаций по проблеме развития средней профессиональной школы, выполненная как в советский, так и в новейший период, носит информационно-справочный либо научно-популярный характер. Историографический комплекс 1920-1980-х гг. устарел методологически, а представленный в нем фактический материал может быть существенно дополнен материалами архивов, пользование которыми в советский период было ограничено (материалы «для служебного пользования» в фондах министерств и ведомств, закрытая партийная документация и т.п.).

Исследования, выполненные в новейший период, в основном базируются на принципах научной объективности и системности, однако многие аспекты региональной и отраслевой истории среднего профессионального образования ввиду обширности темы до настоящего времени не изучены. Так, например, если тема среднего профессионального образования в национальных республиках РФ достаточно успешно осваивается, то лишь немногие области и регионы располагают комплексными историческими исследованиями данного вопроса. Изыскания в области государственной политики среднего специального образования в региональном или отраслевом аспекте, как правило, недостаточно конкретизированы в соответствии с избранным направлением темы, что приводит к повторяющемуся однотипному анализу законодательно-нормативного материала. Важнейшим результатом научного освоения поставленной проблемы является формирование плюралистичного и содержательно насыщенного историографического пространства, позволяющего на основе современной методологии и методики исторической науки решать задачи комплексных аналитических исследований.

В качестве одного из наиболее актуальных направлений дальнейшего научного освоения проблематики среднего профессионального образования России следует назвать вопрос государственной образовательной политики. Уже имеющиеся работы показывают эффективность данного исследовательского направления для раскрытия базовых процессов в эволюции средней профессиональной школы. Роль государственно-политического фактора в 1920-1980-е гг. нуждается в дополнительном объективном изучении на основе современной научной методологии и новых архивных материалов. Параллельно необходимо проводить анализ сущности и результатов государственной стратегии развития средней профессиональной школы в 1990-е – 2000-е годы, процесса формирования государственно-общественных механизмов управления образованием.

В условиях динамизма социально-экономических и культурных процессов, информатизации общества и образования комплексный анализ государственной политики СССР и Российской Федерации в области среднего профессионального образования, ее исторической специфики, правовых, идейных, организационных компонентов, реализации на региональном и отраслевом направлениях в различные исторические периоды является полем для актуальных исследований, результаты которых непосредственно связаны с перспективами российской образовательной системы.

Проведенный историографический анализ позволил сформулировать цель и задачи исследования.

Целью диссертации является изучение и анализ российской государственной политики в области среднего специального образования в 1920-2000-е гг.

Для достижения указанной цели, ее раскрытия и конкретизации в диссертации были поставлены следующие исследовательские задачи:

1. Проанализировать теоретико-методологические основы изучения государственной политики в области среднего специального образования в России, показать степень изученности проблемы в отечественной и зарубежной историографии, дать характеристику источниковой базы исследования.

2. Раскрыть роль партийно-государственных структур и административных институтов в формировании системы среднего специального образования в советский период.

3. Выявить связь образовательных концепций с программами общественно-политического и экономического развития страны и отдельных регионов, кадровой политикой КПСС и советского правительства, интересами министерств и ведомств.

4. Исследовать эволюцию системы государственного управления и организации среднего специального образования, раскрыть деятельность государственных органов и политических институтов по формированию материально-технической, кадровой и учебно-методической базы средней специальной школы в 1920 - середине 1980-х гг.

5. Исследовать специфику функционирования системы среднего специального образования в России в конце 1980-х – 1990-е гг. в контексте формирования новых парадигм общественного развития, законодательной базы и структур рыночной экономики.

загрузка...