Delist.ru

Полиция и милиция Урала и Западной Сибири в начале XX в. (историко-правовое исследование) (15.06.2007)

Автор: Петров Александр Васильевич

Автор делает вывод, что в ходе гражданской войны происходило смещение центра тяжести реформирования общества на региональный уровень. Военно-политическая ситуация на Урале и в Западной Сибири в 1919 г. обусловила необходимость создания органов милиции в условиях автономности и децентрализации в организационно-правовых вопросах. Согласованность организационного оформления и деятельности органов милиции была возможна только при наличии унифицированных подходов и рекомендаций.

Второй этап организации милиции Урала и Западной Сибири начался в конце 1919 г. с ее реорганизации, на основе указаний центральной власти. В декабре 1919 г. Главным управлением милиции НКВД РСФСР на места были направлены штаты и оклады по всем видам милиции «к точному и неуклонному руководству». Приказ Главмилиции от 3 декабря 1919 года вводил общий подход к комплектованию штатов милиции. В дальнейшем на втором этапе происходило упорядочение количества сотрудников милиции в городах и уездах. В 1920 г. аппарат милиции начал комплектоваться единообразно в соответствии с утверждёнными в центре штатами.

Начало третьего организационно-правового этапа становления системы органов милиции связано с принятием Положения о Рабоче-крестьянской милиции, утверждённого ВЦИК и СНК РСФСР 10 июня 1920 г. Основным вопросом, который требовал разрешения на этом этапе, являлся вопрос материально-технического оснащения органов милиции.

В организационно-правовом развитии милиции в 1919-1920 гг., по мнению автора, следует выделить два основных направления, которые автор условно называет военизацией и специализацией милиции. Тенденция военизации милиции наметилась в связи с гражданской войной, развитием политического бандитизма, которые сопровождались всплеском преступности. Вторая тенденция ? специализация милиции – была связана с созданием системы специализированных органов милиции в целях повышения её эффективности.

Диссертант выделяет этапы военизации милиции, при этом отмечая, что военизация милиции, а также укрепление ее как постоянного государственного органа охраны общественного порядка являлись основными целями декрета «О рабоче-крестьянской милиции» от 3 апреля 1919 г. В организационно-правовом аспекте военизация милиции предполагала, во-первых, формирование из милиции боевых единиц, во-вторых, военную подготовку сотрудников милиции. Основными проблемами реализации декрета являлись проблема правового обеспечения, кадровая проблема и проблема материально-технического обеспечения.

Параллельно с процессом военизации происходило принятие организационно-правовых мер по созданию специализированных органов милиции. Термин «специализация» для обозначения этого направления развития милиции автор употребляет в значении организационно-правового оформления специальных органов милиции, деятельность которых была связана с объектами промышленности, железнодорожного и водного транспорта. В Положении о рабоче-крестьянской милиции от 10 июня 1920 г. было названо три вида специализированных органов милиции: 1) железнодорожная, 2) водная, 3) промышленная.

Проведённое исследование, по мнению автора, позволяет выделить три направления деятельности милиции на Урале и в Западной Сибири в рассматриваемый период. Во-первых, на милицию возлагалось проведение розыска и дознания по уголовным делам, то есть борьба с общеуголовной преступностью. Во-вторых, милиция использовалась в качестве военной силы для подавления выступлений против Советской власти. В-третьих, милиция осуществляла деятельность по реализации решений местных органов власти. В работе проведен последовательный историко-правовой анализ каждого направления.

Исследование деятельности милиции по содействию местным органам власти позволило условно выделить два вида функций: «постоянные», которые были урегулированы нормативно-правовыми актами, и «временные», в осуществлении которых возникала необходимость в связи со сложившейся ситуацией. Эти функции, как правило, не получали юридического закрепления.

Среди «постоянных» функций особое место занимало участие в сборе продразвёрстки и продналога. Органы милиции предупреждали и пресекали укрывательство продуктов, подлежащих сдаче по продналогу. Нормативной базой этой деятельности стал Циркуляр от 9 сентября 1920 г. «О содействии продорганам в деле реализации урожая 1920 года». Автор подчёркивает, что проблемы реализации этой функции были связаны с неопределенностью самого термина «содействие».

«Временные» функции милиции отличались большим разнообразием. Местные Советы привлекали милицию для осуществления деятельности, в которой назревала необходимость в связи со сложившейся обстановкой, или для оперативного преодоления сложной ситуации. В ряде случаев возложение на милицию «временных» функций было связано с отсутствием органов, которые могли бы осуществлять данную деятельность.

Процесс становления Советской милиции происходил в период кризиса государственно-правовых институтов, революционных изменений в государстве и праве в условиях гражданской войны, экономического и политического кризиса. В условиях отсутствия государственного контроля на региональном уровне повышалось значение региональных властных структур и их деятельности по поддержанию законности и правопорядка. Военно-политическая и социально-экономическая ситуация на Урале и в Сибири в 1919 г. обусловила необходимость организационного оформления системы органов милиции в условиях автономности и децентрализации в разрешении ключевых организационно-правовых вопросов.

Особенности регулирования деятельности милиции во многом предопределили её дальнейшее развитие и гарантии устойчивости новой власти. Повышение эффективности деятельности органов милиции по обеспечению правоохранительной функции государства было связано с необходимостью расширения материально-технического обеспечения органов милиции, проблемами совершенствования кадровой политики, улучшения социальной и правовой защиты сотрудников милиции, создания гарантий обеспечения их прав и законных интересов, обеспеченных механизмами и процедурами реализации.

В заключении подведены итоги проведенного исследования, сделаны теоретические выводы об организации и деятельности полиции и милиции России в начале ХХ в., сформулированы основные выводы и предложения.

Общими явлениями, характерными для многих сфер государственного управления, в начале ХХ в. было множество видов законодательных актов, отсутствие их должной систематизации, недостатки юридической техники, наличие большого количества подзаконных нормативно-правовых актов и др. На регулировании деятельности полиции отрицательно сказывалось явно выраженное преобладание интересов самодержавия над интересами общества. Полиция значительно отставала в своем развитии от потребностей общества и реальных условий жизни. Определенные сложности в организации полиции и создании нормативно-правовой основы ее деятельности создавало отсутствие единой концепции развития полиции на государственном уровне.

Изучение организации системы народной милиции Временного правительства на Урале и в Западной Сибири показало, что она строилась на началах подчинения органам местного самоуправления, которые непосредственно осуществляли образование и финансирование народной милиции. С одной стороны, органы местного самоуправления могли, исходя из специфики региона, самостоятельно определять приоритетные направления деятельности милиции. С другой стороны, при таком подходе не наблюдалось чётко выстроенной политики государства, определявшей основные принципы организации и деятельности органов охраны правопорядка.

С октября 1917 до середины 1918 года шел процесс упрочения Советской власти, процесс слома буржуазного государственного аппарата и становления нового аппарата. На этом этапе советская милиция на Урале и в Западной Сибири выступала как вооруженная сила и как инструмент охраны общественного порядка. Вооруженные формирования, построенные не на профессиональной основе, не могли в должной мере выполнять военные функции, эффективно обеспечивать общественный порядок, ни, тем более, вести борьбу с преступностью. Реальная действительность показала неэффективность сочетания функций вооруженных сил и органа охраны общественного порядка в одном органе.

Формирование органов милиции на Урале и в Западной Сибири осуществлялось с учетом сложившихся организационных, а в отдельных случаях, и правовых основ деятельности полиции царской России и милиции Временного правительства. Эти основы, как правовые, так и институциональные были сохранены лишь в той части, в которой не противоречили природе формирующегося Советского государства.

В период гражданской войны уровень охраны общественного порядка существенно снизился. Образовавшиеся на территории Урала и Западной Сибири «антибольшевистские» правительства создавали собственные органы охраны общественного порядка. Одной из главных целей, которые ставили перед собой «белые» правительства, наряду с борьбой против советской власти, было принятие мер к действительной охране общественной безопасности и порядка.

В государственных образованиях антибольшевистского типа были предприняты попытки к воссозданию российской государственности в прежнем виде, существовавшей до Февральской революции. Так, в отличие от народной милиции Временного правительства, милиция «белых» правительств была централизована, находилась на государственном обеспечении и практически не зависела от местных органов самоуправления.

Процесс организации системы милицейских учреждений на Урале и в Западной Сибири возобновился во второй половине 1919 года. Одной из особенностей строительства советской милиции в период гражданской войны являлась их организационная связь с чрезвычайными органами государства. Отделы управления ревкомов стали первыми учреждениями, создававшими аппарат милиции.

В ходе гражданской войны произошло смещение центра тяжести реформирования общества на региональный уровень. Военно-политическая ситуация на Урале и в Западной Сибири в 1919 году обусловила необходимость создания органов милиции в условиях автономности и децентрализации в организационно-правовых вопросах. Согласованность организационного оформления и деятельности органов милиции была возможна только при наличии унифицированных подходов. Развитая система революционных комитетов губерний Урала и Западной Сибири позволила создать и обеспечить функционирование милиции и других органов охраны правопорядка.

Исследование показало, что начало ХХ в. явилось периодом коренных социальных изменений, в который принципы организации и деятельности правоохранительных органов приобретали особое значение. Соискатель приходит к выводу, что функционировавшие в рассматриваемый период органы охраны общественного порядка не достигали в полной мере своих целей. Это было обусловлено как обстановкой в государстве – недостатком материальных и финансовых ресурсов, нестабильной политической и социальной обстановкой, отсутствием должной нормативно-правовой базы, так и особенностями региона Урала и Западной Сибири.

В приложениях приводятся статистические данные, относящиеся к исследуемому периоду, а также схемы и таблицы, иллюстрирующие структуру, организацию и деятельность полиции и милиции Урала и Западной Сибири в начале ХХ в.

Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в 64 научных работах общим объемом 69,02 п.л., личный вклад соискателя в эти работы – 68,8 п.л., из них – 4 монографии объемом 45,02 п.л., 60 статей, 13 из которых опубликованы в научных изданиях, рекомендованных перечнем ВАК.

Основные положения диссертации отражены автором в следующих публикациях.

Монографии:

Петров, А.В. Организационно-правовые основы становления органов правопорядка и специальных органов по борьбе с преступностью на Южном Урале (1917 – 1923 гг.) /А.В. Петров/. Монография. Челябинск: Издательский центр НТЦ-НИИОГР, 2003. – 286 с. – 16,68 п.л.

Петров, А.В. Полиция Урала и Западной Сибири в начале ХХ в. /А.В. Петров/. Монография. Челябинск: Издательство ООО «Полиграф-Мастер», 2005. – 166 с. – 5,18 п.л.

Петров, А.В. Народная милиция Временного правительства и милиция «антибольшевистских» правительств: сравнительно-правовой аспект (на материалах Сибирского и Уральского регионов) /А.В. Петров/. Монография. Челябинск: Издательство ООО «Полиграф-Мастер», 2005. – 150 с. – 4,68 п.л.

Петров, А.В. Охрана общественного порядка на Урале и в Сибири в период революций и гражданской войны /А.В. Петров/. Монография. Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2006. – 318 с. – 18,48 п.л.

Научные статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных перечнем ВАК:

Петров, А.В. Историко-правовой анализ формирования органов правопорядка на Южном Урале Временным сибирским правительством (1918 год) /А.В. Петров // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». – Вып. 1. – №8 (08). – 2001. – С. 103-106.

Петров, А.В. Правоохранительная функция государства: постановка проблемы //Вестник Южно-Уральского государственного университета. №10 (26). 2003. Серия «Право». Вып. 3. С. 15-18.

Петров, А.В. Проблемы организации общей полиции в Российской империи в начале ХХ в. /А.В. Петров // Вестник Оренбургского государственного университета. – №3 (28). – 2004. – С. 134 – 138.

Петров, А.В. К вопросу о положении полиции Урала и Западной Сибири в начале ХХ в. /А.В. Петров // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». – Вып. 5. – №11(40). –2004. – С. 4-10.

Петров, А.В. Нормативное правовое регулирование деятельности правоохранительных органов «антибольшевистских» правительств Урало-Сибирского региона /А.В. Петров // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». Выпуск 6. №8 (48). 2005.

Петров, А.В. Сибирская милиция 1918 года: общая характеристика основ правового регулирования /А.В. Петров // «Черные дыры» в российском законодательстве. – №2. – 2005. – С. 348-353.

Петров, А.В. Эволюция нормативно-правовой базы деятельности милиции Временного сибирского правительства (1918-1919 гг.) /А.В. Петров // Вестник университета МВД РФ. – №3. – 2005.

Петров, А.В. Особенности формирования отдельных институтов государственной власти на Урале и в Сибири (февраль – октябрь 1917 г.) /А.В. Петров // История государства и права. – №5. – 2005. – С. 45-50.

Петров, А.В. Формирование и деятельность военно-войсковой милиции на Урале и Сибири в период гражданской войны /А.В. Петров // История государства и права. – №6. – 2005. – С. 16-19.

загрузка...