Delist.ru

Полиция и милиция Урала и Западной Сибири в начале XX в. (историко-правовое исследование) (15.06.2007)

Автор: Петров Александр Васильевич

Урал и Западная Сибирь являются отдаленными от центра регионами, что накладывало определенный отпечаток на особенности сознания населения, формы и методы управления регионом; кроме того следует учитывать, что географическое положение, строительство в начале ХХ в. железных дорог, связавших Урал и Западную Сибирь с центральными губерниями России, обусловило сходство экономического развития, миграционные процессы внутри урало-сибирского региона.

Урал и Западная Сибирь в начале ХХ в. характеризовались схожими демографическими процессами. Урал и Западная Сибирь – это традиционные места ссылки, что обуславливало особую политизированность и активность населения. Темпы роста населения Урала и Западной Сибири в начале ХХ в. значительно опережали общероссийские. Имеющиеся статистические данные свидетельствуют о том, что городское население Урала за период с 1863 по 1914 гг. росло почти в два раза быстрее, чем в целом по стране. Если число горожан увеличилось в 3,4 раза, то общая численность населения – лишь в 1,8 раза. Аналогично в Западной Сибири с 1858 по 1897 гг. население удвоилось – возросло с 2,7 до 5,8 млн. человек. Такое же удвоение произошло за последующие 17 лет – с 1897 по 1914 гг. и накануне Первой мировой войны население Сибири составило уже 10 млн. человек.

При этом в силу значительной территории региона во многих населенных пунктах либо вовсе отсутствовала полиция, либо она не имела реальных возможностей пресекать и расследовать противоправную деятельность. В диссертации отмечается, что увеличение штата полиции в начале прошлого века осуществлялось в основном исходя из данных переписи населения 1897 г. С учётом темпов роста населения региона автор приходит к выводу, что в рассматриваемый период для него был характерен существенный недостаток сотрудников полиции, а также средств на ее финансирование.

Изучение архивных материалов указывает на схожую структуру преступности в начале ХХ в. на Урале и в Западной Сибири, причем как в отношении общеуголовных преступлений, так и в отношении политических. Последнее подтверждает тот факт, что деятельность Пермского охранного отделения охватывала три из четырех уральских губерний и одну из двух западно-сибирских;

Выбранные территориальные рамки позволили автору детально изучить процесс создания и функционирования правоохранительных органов «антибольшевистских» правительств, выявить определенные закономерности, сопоставляя деятельность уральских правительств и правительств, действовавших на территории Западной Сибири, а также проследить закономерности дальнейшего строительства советской милиции.

Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой выполненное на монографическом уровне комплексное исследование вопросов организации и деятельности органов охраны общественного порядка на Урале и в Западной Сибири в начале ХХ в., в период существенных преобразований российской государственности.

Диссертация является первым в отечественной историко-правовой науке исследованием, в котором на основе комплексного анализа нормативно-правовых и правоприменительных актов выявлены специфические особенности организации и деятельности органов охраны общественного порядка Урала и Западной Сибири по сравнению с другими регионами России; проведён подробный анализ причин этих особенностей; раскрыты исторические тенденции развития системы органов полиции и милиции Урала и Западной Сибири в соотношении с процессами в их развитии в Европейской части России.

В работе впервые в комплексе рассмотрены проблемы организации и деятельности органов охраны правопорядка в крупнейшем регионе России в период серьезных социальных потрясений, с учетом географических, политических, экономических и этнографических особенностей региона проанализированы изменения в системе органов внутренних дел в зависимости от конкретной социально-политической ситуации. На основе полученных результатов сделаны выводы об условиях, влиявших на эффективность деятельности органов охраны общественного порядка в регионе в условиях дестабилизации государственного управления.

Положения, выносимые на защиту.

1. Научная значимость исследования процесса функционирования и развития полиции и милиции на Урале и в Западной Сибири в начале ХХ в. обусловлена тем, что это один из крупнейших регионов России. Изучение его истории позволяет раскрыть явления государственно-правового характера, имеющие свои отличительные черты. Формирование и функционирование полиции и милиции на Урале и в Западной Сибири в начале ХХ в. осуществлялось в рамках общих закономерностей, присущих крупнейшим регионам России. Вместе с тем имелись и существенные особенности географического, политического, экономического и этнографического характера, которые в комплексе образуют предмет научного анализа, результаты которого могут и должны быть востребованы в настоящее время.

2. Организационное построение, формы и методы деятельности общеуголовной полиции на Урале и в Западной Сибири в начале ХХ в. не соответствовали требованиям, необходимым для обеспечения общественного порядка и пресечения общеуголовных преступлений. Полиция в регионе, как в целом общероссийская полиция, нуждалась в серьезном реформировании.

3. После Февральской революции 1917 г. буржуазное Временное правительство, следуя требованиям общества, ликвидировало полицию и стало создавать народную милицию. Однако организационные основы ее деятельности оставались недостаточно четкими. В частности, на Урале и в Западной Сибири передача полномочий по образованию народной милиции в ведение органов местного самоуправления привела к разнообразию в подходах к ее созданию, финансированию и комплектованию кадрами. Это повлияло на определение задач и функций милиции, не отличавшихся единообразием.

4. Формирование органов милиции на Урале и в Западной Сибири осуществлялось с учетом сложившихся организационных, а в отдельных случаях, правовых основ деятельности полиции царской России и милиции Временного правительства. Эти основы, как правовые, так и институциональные были сохранены лишь в той части, которая не противоречила природе формирующегося Советского государства. Реализация идеи слома механизма эксплуататорского государства не исключала возможности временного использования его отдельных институтов для решения тех или иных задач, включая охрану общественного порядка.

5. Для строительства советской милиции на Урале и в Западной Сибири в 1917 – 1918 гг. характерны общие тенденции организационного развития советской милиции. На первом этапе Советами создавались различные формы всеобщего вооружения народа – рабочая милиция, Красная гвардия, боевые дружины и др. На этом этапе милиция не была штатным профессиональным государственным органом, носила черты государственного и негосударственного характера, строилась на основе привлечения, выборов и милицейской повинности. Она осуществляла как задачи охраны общественного порядка, так и военные. Особенность Урала и Западной Сибири заключалась в следующем: падение Советской власти в 1918 г. привело к тому, что второй этап строительства советской милиции как штатного государственного органа наступил после восстановления власти в 1919 г.

6. Милиция «белых правительств» Урала и Западной Сибири, в отличие от народной милиции Временного правительства, была централизована, находилась на государственном обеспечении и практически не зависела от местных органов самоуправления. Она представляла собой, в сущности, попытку восстановления системы царской полиции.

7. В период гражданской войны в сфере действия казачьих формирований Оренбургской, Пермской и Тобольской губернии образовывалась подчиненная военному командованию военно-войсковая милиция, которая являлась единственным органом охраны общественного порядка, действовавшим на данной территории.

8. Нормативно-правовые акты РСФСР, регулировавшие деятельность милиции, не всегда отвечали условиям Урало-Сибирского региона. В результате складывавшаяся в регионе обстановка нередко приводила к тому, что деятельность милиции выходила за установленные рамки и предусмотренную законодательством компетенцию.

9. В 1919 г. восстановление Советской власти на Урале и в Западной Сибири проходило в форме чрезвычайных органов – революционных комитетов. Воссоздававшаяся милиция до проведения выборов в Советы функционировала в системе революционных комитетов. После стабилизации Советской власти милиция функционировала в режиме двойного подчинения – Советам на местах и НКВД РСФСР.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Эффективная деятельность органов охраны общественного порядка зависит от многих факторов. Среди них нормативно-правовая база деятельности полиции и милиции, качество системы управления, материально-техническое обеспечение. Немаловажное значение имеет профессиональный уровень подготовки сотрудников, а также их личные качества и отношение к выполняемой работе. На практике вышеперечисленные факторы являются определяющими для процесса правоприменения и, в целом, для уровня реализации органами охраны общественного порядка поставленных перед ними задач. Произведённое историко-правовое исследование позволило автору проанализировать опыт организации и деятельности органов охраны общественного порядка в период поиска путей выхода из кризиса государственного аппарата и раскрыть юридическое значение правового и организационного обеспечения работы милиции.

Результаты проведённого в диссертации исследования могут быть использованы:

в нормотворческой деятельности по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность органов милиции, и правоохранительной системы в целом;

в подготовке рекомендаций по организации деятельности органов милиции в современной России;

в учебном процессе в юридических образовательных учреждениях при изучении соответствующих тем истории отечественного государства и права, теории государства и права, истории органов внутренних дел.

Обоснованность и достоверность результатов исследования. Итоги данного исследования основываются на объективном анализе опыта российского законодательства, на архивных материалах и документах государственных и общественных органов и организаций начала ХХ в., мемуарах непосредственных участников событий, происходивших в рассматриваемый исторический период, статистических данных.

Достоверность полученных в ходе диссертационного исследования результатов основывается на изучении работ по теории государства и права, истории отечественного государства и права, а также по административному, конституционному праву как отечественных (дореволюционной, советской и современной России), так и зарубежных исследователей.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась по следующим направлениям.

1. Отдельные положения и предварительные результаты исследования изложены в докладах на научно-теоретических, научно-практических конференциях, в том числе, международных (2000 – 2006 гг.) Среди них: «Пять лет действия УК РФ: итоги и перспективы» (Москва, 2002 г.); «Деятельность правоохранительных органов и государственной противопожарной службы в современных условиях: проблемы и перспективы развития» (Иркутск, 2004 г.); «Проблемы применения норм уголовно-правового законодательства Российской Федерации в деятельности правоохранительных органов» (Челябинск, 2004 г.); «Международные юридические чтения» (Омск, 2004 г.); «Проблемы совершенствования и применения законодательства о борьбе с преступностью» (Уфа, 2004 г.); «Актуальные проблемы теории и истории государства и права» (Санкт-Петербург, 2004 г.); «Актуальные проблемы права России и стран СНГ – 2004» (Челябинск, 2004 г.); «Революции и гражданские войны в России и Америке: сравнительно-исторический анализ» (Новокузнецк, 2004 г.); «Совершенствование российского законодательства в условиях социально-экономического развития России» (Калуга, 2004 г.); «Проблемы формирования правового государства в Российской Федерации» (Смоленск, 2006 г.); «Роль конституции в становлении и развитии независимой государственности в Казахстане» (Караганды, 2005); «Изменение преступности и актуальные вопросы законодательства по борьбе с ней» (Тамбов, 2005 г.); «Обеспечение прав и свобод человека и гражданина» (Тюмень, 2006); «Деятельность правоохранительных органов и федеральной противопожарной службы в современных условиях: проблемы и перспективы развития» (Иркутск, 2006 г.); в журнале Europian jornal of natural history.

2. Ряд положений и идей диссертационного исследования нашли отражение в преподаваемых автором курсах: «Теория государства и права», «История отечественного государства и права» на Юридическом факультете Южно-Уральского государственного университета.

3. Положения и выводы диссертации использованы в учебном процессе при разработке и внедрении рабочих и учебных программ по дисциплинам «Теория государства и права», «История отечественного государства и права».

4. Содержание работы, ее основные идеи и теоретические положения изложены в четырех монографических исследованиях: «Организационно-правовые основы становления органов правопорядка и специальных органов по борьбе с преступностью на Южном Урале (1917 – 1923 гг.)» (16,68 п.л.); «Полиция Урала и Западной Сибири в начале ХХ в.» (5,18 п.л.); «Охрана общественного порядка на Урале и в Сибири в период революций и гражданской войны» (18,48 п.л.); «Народная милиция Временного правительства и милиция антибольшевистских правительств: сравнительно-правовой аспект (на материалах Сибирского и Уральского регионов)» (4,68 п.л.); научных статьях, тезисах выступлений, включая публикации в ведущих правовых журналах, рекомендованных ВАК: «Черные дыры» в Российском законодательстве», «Вестник Южно-Уральского государственного университета», «История государства и права», «Вестник университета МВД РФ», «Вестник Оренбургского государственного университета».

Структура и объем диссертации определены целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, пяти глав, включающих четырнадцать параграфов, заключения, библиографии и приложений.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении раскрывается актуальность темы исследования, определяются объект, предмет, цели, задачи, хронологические и территориальные рамки исследования; обосновываются методология и методика, научная новизна; излагаются положения, выносимые на защиту; характеризуются достоверность и обоснованность полученных результатов, их теоретическое значение; приводятся данные об апробации результатов исследования.

Глава 1 – «Организационно-правовые основы деятельности полиции на Урале и в Западной Сибири в начале ХХ в.» – посвящена исследованию нормативно-правовой базы организации полицейских органов в России, кадрового и материально-технического обеспечения полиции на Урале и в Западной Сибири, анализу основных функций полиции Урала и Западной Сибири. В начале исследования автор отмечает, что создание нормативно-правовой базы организации и деятельности правоохранительных органов является ключевой задачей для обеспечения охраны правопорядка и реализации прав и свобод граждан. Исследование закономерностей организационно-правового регулирования деятельности полиции на Урале и Западной Сибири в начале ХХ в. позволяет раскрыть юридическое значение правового и организационного обеспечения работы полиции, а также выявить основные тенденции ее развития, цели, которые преследовал законодатель в области охраны правопорядка. От четкости и адекватности правового регулирования правоохранительной деятельности государства зависело достижение целей этой деятельности.

В ходе исследования нормативно-правовой базы организации полиции в дореволюционной России диссертант выделяет две основных проблемы. Во-первых, законодательство Российской Империи к началу ХХ в. не отличалось системностью и иерархичностью, что создавало определенные трудности в правоприменительной практике. Законодательные акты выражались в форме манифестов, высочайше утвержденных мнений Государственного совета, положений и уставов, указов, постановлений, временных правил и положений, носивших ведомственный характер. Отдельную категорию ведомственных актов составляли циркуляры и инструкции МВД, Департамента полиции и губернских властей, публиковавшиеся в специальных изданиях и периодической печати. Другая проблема заключалась в преобладании подзаконного регулирования деятельности полиции, строившегося в основном на актах Министерства внутренних дел, Департамента полиции, Отдельного корпуса жандармов и губернаторов, которые, в большинстве случаев, доводили до служащих в полиции указания перечисленных органов. Основной целью такого регулирования, как правило, являлось разъяснение служащим в полиции законодательных положений, восполнение недостатков, которые содержались в них и проявлялись на практике. Полиции на местах было достаточно сложно разбираться с многочисленными циркулярами и строить свою деятельность в соответствии с ними.

Обобщая фактический материал, автор делает вывод о неэффективной организации общей полиции на Урале и в Западной Сибири в начале ХХ в. Росту преступности, помимо социально-экономических факторов, увеличения городов, способствовала и существовавшая организация полиции, а также её отсутствие во многих населенных пунктах. Местные органы власти, губернаторы были обеспокоены возможностью волнений среди населения и вопросами собственной безопасности.

Внутренняя политика Российской империи в начале ХХ в. для сохранения самодержавия нуждалась в усилении политической полиции, что обуславливало её более интенсивное развитие по сравнению с общей. На местах функционировали Губернские жандармские управления, оперативно-розыскной деятельностью занимались охранные отделения, созданные в начале века. Для борьбы с деятельностью революционных организаций в период революции 1905 – 1907 гг. специально создавались районные охранные отделения. Помимо этого в той или иной форме функции политической полиции были возложены и на подразделения общей полиции, а также на местное начальство. При такой организации деятельности важно было наладить четкое взаимодействие между различными подразделениями и ведомствами, что сделано не было. Следовательно, несмотря на интенсивное развитие, как в качественном, так и в количественном отношении, нельзя говорить о достижении политической полицией в регионе целей, которые перед ней ставились центральной и местной властью.

Анализ обеспечения полиции и ее сотрудников денежными средствами, по мнению диссертанта, еще раз подтверждает вывод о приоритете политической полиции. Кроме того, позволяет выявить одну из серьезных причин хронической неэффективности деятельности общей полиции, которая в ряде случаев была связана с некомпетентностью кадров и отсутствием стимулов для эффективной работы. В результате же все это вело к еще большему падению престижа службы в полиции в глазах населения, а, следовательно, сокращало количество желающих служить в полиции и затрудняло её работу.

Взаимодействие полицейских органов в регионе осуществлялось, как правило, неэффективно. В качестве причин можно назвать отсутствие четкого разграничения функций различных полицейских органов, «соперничество» между полицейскими органами, предвзятое отношение служащих в различных органах друг к другу, а также личные профессиональные и моральные качества руководителей и рядовых служащих в полиции.

Распространившиеся в связи с обострившейся обстановкой в государстве в начале ХХ в. волнения среди населения первоначально носили сугубо экономический характер, однако бездействие центральной власти, непринятие мер по изменению уклада жизни населения, повышению его материальной обеспеченности, отказ местных властей воздействовать на владельцев и управляющих предприятиями с целью обеспечения минимальных прав и интересов рабочих привели к углублению социальных противоречий. Нараставшее недовольство населения, подогревавшееся деятельностью революционных организаций, агитаторов, обусловило постепенное перерастание экономических требований в политические.

загрузка...