Социокультурное становление личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в образовательном пространстве (15.06.2007)
Автор: Медведева Елена Алексеевна
- в процессе интериоризации ценностей культуры и знакового опосредствования культурного развития личности; - единство аффекта и интеллекта (во взаимодействии ребенка с искусством); - обусловленность раннего развития личности (через искусство); - рассмотрение художественной деятельности как равноценной в системе деятельностей; - познавательная, социальная и субъектная направленность использования искусства в развитии личности ребенка с проблемами психической организации; - полифункциональность искусства, его эмоционально-образная специфика отражения действительности, социально-личностная обусловленность влияния на человека. Прогнозирование исследования по изучению социокультурного становления личности ребенка с проблемами психического развития потребовало анализа объективных законов развития психики в норме и патологии, где социальная обусловленность этих процессов является определяющей. В решении соотношения биологического и социального в развитии психики Л.С.Выготский исходит из необходимости культурного пути развития, «врастания» в культуру ребенка с проблемами психической организации, имеющего дефект, который затрудняет социальное становление. «Культурные формы ведения – единственный путь воспитания ненормального ребенка. Это путь есть создание обходных путей развития, там, где он оказывается невозможным на прямых путях» (1983.с.171). Понимание основного механизма социализации (культурного развития) такого ребенка Л.С.Выготский отразил в тезисе «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва социальном, потом психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая» (1983,т.3.с.145). В специальной психологии наметившаяся в последних работах тенденция смещения акцента на социально-личностную проблематику (Е.Е.Дмитриева, И.А.Коробейников, Л.А.Метиева, Л.Э.Семенова, Н.Л.Росина, И.А.Конева, У.В.Ульенкова и др.) обусловлена, с одной стороны, личностно ориентированной образовательной политикой, а с другой - необходимостью разработки индивидуализированных коррекционных программ формирования социализированной личности ребенка с проблемами психического развития. Реалии сегодняшнего дня диктуют поиск и использование «культурных форм», имеющих субъектную направленность в развитии ребенка с психофизическими особенностями, формирующих не «жертвенную» позицию приспособления к среде, а его социальную активность еще на ранних этапах онтогенеза, являющуюся общей конечной составляющей в контексте «социальной ситуации развития» как нормально развивающегося ребенка, так и ребенка с проблемами психической организации. Теоретическая и экспериментальная неразработанность проблемы влияния искусства на развитие личности ребенка с проблемами психического развития, его культурного становления и социального взросления затрудняет создание обобщенной картины возможных путей социализации, активизации адаптивных и компенсаторных возможностей в процессе социальной и образовательной интеграции. Однако именно искусство способно решить задачи активного «врастания» такого ребенка в культуру (социализацию), его социокультурное личностное становление, поскольку оно является: - во-первых, феноменом, сочетающим в себе взаимодействие познавательного, социального, субъектного пластов развития; - во-вторых, характеризуется полифункциональностью проявления и влияния на внутренний мир личности, а также культурогенной способностью образовывать вокруг себя относительно автономную сферу всех видов человеческой деятельности (познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, рефлексивной, эмоциональной, творческой); - в-третьих, на всех этапах исторического развития человеческого общества, особенно в периоды определения смысложизненных ориентиров, искусство всегда сохраняло особую социально-психологическую роль в трансляции субъектно-культурного наследия, преобразования личности и творческой реализации как субъекта культуры; - в-четвертых, искусство в разнообразных культурных формах, начиная с самого раннего периода жизни ребенка, входит в его мир и стимулирует взаимодействие с социумом через знаковое, жесто-мимическое, музыкально-интонационное выражение (интонационное, песенное общение с матерью, манипуляция с музыкальными игрушками и т.д.) постепенно, расширяя его субъектно-содержательное проявление в художественном общении и деятельности со взрослым, сверстниками, предметным и рукотворным миром, стимулирует познавательную и социальную активность, формирует как субъекта культуры. К сожалению, в теоретических психологических концепциях развития личности художественной деятельности придается несколько «второстепенная» роль, в то время как именно эта деятельность в ее эмоционально-практической форме раньше других, с младенчества, уже влияет на социокультурное становление личности ребенка. Искусство, интегрирующее культурный и социальный опыт и все виды человеческой деятельности, выступает в качестве детерминанты социокультурного становления личности ребенка с проблемами психического развития, «врастания» его в культуру, социализации и формирования как ее субъекта. Посредством искусства это наиболее доступно такому ребенку, поскольку: - с одной стороны, это обусловливается эмоционально-практической ориентацией и эмоционально-образной спецификой искусства; - с другой - преобладанием у старших дошкольников и младших школьников данной категории наглядно-образного типа мышления. А также тем фактом, что успешность психического развития на каждом возрастном этапе определяется не ускорением этого этапа и перехода на другой, а обогащением, расширением и максимальным использованием актуальных возможностей в психической организации, которые дает именно этот этап в развитии его личности и реализации ее как субъекта культуры. Одной из базовых идей, лежащих в основе нашего исследования, является идея о сложном динамическом взаимодействии органического, социального и субъектного факторов в развитии ребенка с проблемами психической организации. А также наличие общих закономерностей и особенностей развития личности ребенка с разными вариантами дизонтогенеза, трудностей социальной адаптации и взаимодействия с социальной средой (Л.С.Выготский, Ж.И.Шиф,1995). К сожалению, отсутствие единого методологического подхода к социокультурному становлению личности ребенка при разных аномалиях развития в специальном образовании затрудняет разрешение многочисленных трудностей социализации и индивидуализации личности детей данной категории. В этом контексте разработка концептуального подхода и модели социокультурного становления личности ребенка с проблемами психического развития обретает, на наш взгляд, определенную значимость. Под концепцией социокультурного становления личности детей с проблемами психического развития с помощью искусства мы понимаем систему комплексного, целенаправленного, личностно ориентированного, межсубъектного взаимодействия ребенка, сверстников и взрослого в искусстве и художественной деятельности в «полихудожественной среде» (как части образовательного пространства), которая создает особые благоприятные условия для «врастания» в культуру, ее познания в эмоционально-практической форме, раскодирования ее знаковой системы и присвоения ценностей, формирования субъектных качеств личности и психического здоровья такого ребенка. Концепция включает цели, направления, основные концептуальные положения, теоретически обоснованную, организационно-технологическую и содержательную модель социокультурно-личностного становления ребенка с проблемами психического развития в условиях его сопровождения с помощью искусства в «полихудожественной среде». Основной целью разработки концепции социокультурного становления личности ребенка с проблемами психического развития с помощью искусства является поиск и разработка оптимального пути социализации такого ребенка, «врастания» в культуру, реализации его права на наследование общечеловеческого и социального опыта, культурных ценностей, формирования познавательной и социальной активности, субъектных качеств, обеспечения психического здоровья. Реализация основной цели с учетом особенностей контингента обусловливают организацию целенаправленной психологической помощи в процессе сопровождения личности такого ребенка с помощью искусства в образовательном учреждении. Все содержание коррекционно-развивающей, субъектно-ориентированной помощи по социокультурному становлению личности ребенка с проблемами посредством искусства представлено в двух направлениях: - первое – артпедагогическое, определяющееся культурно-ценностной ориентацией и субъектной направленностью сопровождения личности такого ребенка в его социокультурном становлении с помощью искусства. Оно выполняет целый ряд задач: культурологические, образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие; - второе, связанное с терапией искусством, обеспечивающей психическое здоровье и оказание психологической помощи ребенку в преодолении трудностей развития личностной сферы с помощью искусства. Оно выполняет компенсаторные, катарсистические функции, решает задачи, направленные на формирование саморегуляции, социально-адаптационных процессов, преодоление сложностей коммуникации, эмоционально-чувственных проявлений, осознания своих переживаний, формирования рефлексии, позитивной «Я-концепции», самоценности. Схема 1 Алгоритм социокультурного становления личности ребенка с проблемами психического развития с помощью искусства Следуя основным принципиальным положениям отечественной возрастной, педагогической и коррекционной психологии, общим концептуальным позициям нашего исследования, определяющим гипотезы (общую и частные), можно сформулировать ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ исследования: 1. Одним из путей социокультурного становления личности ребенка с проблемами психического развития является искусство, создающее особое благоприятное пространство для «врастания» в культуру, познание ее ценностей и граней, а также развития познавательной и социальной активности и проявления как субъекта культуры. 2. Использование искусства в социокультурном становлении личности ребенка с проблемами психического развития обосновывает и реализует новый (субъектно-художественный) для специальной отечественной психологии подход к социализации и индивидуализации такого ребенка на разных этапах онтогенеза. 3. Выполняя социально-психологическую роль трансформации культурного наследия и социального опыта, искусство выступает детерминантой социокультурного становления личности ребенка с проблемами психического развития и коррекции недостаточности различных личностных образований, среди которых познавательно-семиотическое, ценностно-ориентационное, культурно-коммуникативное, рефлексивное, эмоционально-чувственное, художественно-творческое, сущностно проявленные в искусстве и структуре личности и являющиеся значимыми для успешной социализации такого ребенка. 4. Выступая особым феноменом культуры, сочетающим в себе познавательный, социальный и субъектный векторы, искусство обеспечивает «врастание» ребенка с проблемами психического развития в культуру, реализует его право на наследование социально-культурного опыта и удовлетворение особых образовательных и культурных потребностей личности. 5. Социокультурное становление личности ребенка с проблемами психического развития с помощью искусства осуществляется в процессе художественной деятельности, которая, выступая исторически-культурным специфическим видом человеческой деятельности в системе других деятельностей и трансформируя субъектно-предметное содержание культуры в эмоционально-практическом выражении и своеобразном продукте, обеспечивает функционирование и реализацию такого ребенка как субъекта культуры на разных стадиях онтогенеза. |