Социокультурное становление личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в образовательном пространстве (15.06.2007)
Автор: Медведева Елена Алексеевна
психологов по использованию арттехнологий в процессе сопровождения личности детей с проблемами психического развития в образовательном коррекционном учреждении; - получен большой массив фактических данных, показывающих, что у детей с проблемами психической организации личностное развитие протекает своеобразно по причине не только органического дефекта, но и своеобразия его социальной депривации; - определены качественные критерии оценки уровня развития социокультурного аспекта личности ребенка средствами искусства и художественной деятельности, которые позволяют на этапе диагностики более детально определить особенности нарушений; - разработано и апробировано содержание и арттехнологии формирования компонентов личностного социокультурного становления ребенка с проблемами психического развития (познавательно-семиотического, коммуникативного, рефлексивного, эмоционально-чувственного, художественно-творческого), которые могут использоваться психологом, педагогом и родителями и обеспечить социализацию такого ребенка и формирование его субъектных качеств; - выделены профессиональные функции деятельности педагога в артпедагогическом процессе и психолога в психотерапевтическом процессе сопровождения личности с помощью искусства в образовательном процессе. ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ полученных результатов обеспечиваются методологическим подходом, опирающимся на использование современных достижений психологии и педагогики, применением комплекса взаимодополняющих методик, адекватных целям, задачам и логике исследования; большим количеством испытуемых и длительностью наблюдения; сочетанием качественного и количественного анализа экспериментального материала; экспериментальной проверкой гипотезы и практическими рекомендациями; реализацией результатов исследования в системе психокоррекционной работы в дошкольном и школьном звене специального обучения. АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ осуществлялись: - в системе коррекционно-развивающей работы в образовательных учреждениях г. Уфы, Московской области, Москвы: «Начальная школа-детский сад» №№ 1883, 1643, ДОУ комбинированного и компенсирующего вида №№ 1413, 1898, 269, 2162, 1065, 1976, 516, 329, 1763, 729, 2185, 1729, 47, 1877, 486, 255, 1335, 463, 1948, 342, 1257, Центрах психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево», «Преодоление», «Теплый стан», Центре педагогического дополнительного образования «Гермес»; - в системе повышения квалификации, на курсах для психологов и педагогов коррекционных образовательных учреждений при МГППУ; - в учебном процессе в преподавательской деятельности в ВУЗе: через внедрение авторской учебно-методической разработки по специализации «Арттерапия» для подготовки психологов в МГПУ (выпуска их в течение 2002-2006г.г.); в цикле лекций и практикумов на факультете «Специальная педагогика и специальная психология» МГПУ и на факультете «Клинической и специальной психологии» МГППУ; курсах по выбору «Арттехнологии в системе психологической помощи в образовательном учреждении» на факультетах (географическом, биологическом, художественно-графическом) МГПУ; в практическом применении на занятиях с детьми в ходе производственной практики со студентами МГППУ; - в выступлениях и докладах: на заседаниях кафедр и ученого совета факультета «Специальной педагогики и специальной психологии» МГПУ; на городских научно-практических конференциях, внутривузовских и межвузовских научных семинарах по тематике «Социальная защита детства», «Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии»; в международном совместном проекте (Англия, Болгария, Россия) по выработке единых подходов в подготовке специалистов для работы с детьми с проблемами психического развития. НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ следующие основные положения : 1. Одним из важнейших путей социализации ребенка с проблемами психического развития является искусство, создающее особое благоприятное пространство для «врастания» в культуру, познания и присвоения ее ценностей и социокультурного становления личности. 2. Общая психическая незрелость ребенка с проблемами психического развития в силу биологических и социально-психологических причин определяет личностные отклонения в его развитии. Вне целенаправленной коррекционной работы и психологической помощи с использованием средств искусства в дошкольном и школьном возрасте эти дети не достигают возрастных нормативов в социокультурном личностном становлении. 3. Выступая детерминантой социокультурного становления ребенка с проблемами психического развития и сохраняя исторически обусловленную социально-психологическую роль в трансляции общечеловеческого опыта, искусство обеспечивает развитие различных личностных образований, среди которых такие компоненты как: познавательно-семиотический, культурно-коммуникативный, рефлексивный, эмоционально-чувственный, художественно-творческий, сущностно присутствующие в искусстве и структуре личности, способствующие социализации и образовательной адаптации такого ребенка. 4. Теоретическое моделирование диагностических программ на основе принципов критериально ориентированного подхода позволяет не только выявить актуальные и потенциальные возможности, особенности социокультурного становления личности, но и может быть использовано при разработке индивидуализированных коррекционно-развивающих психолого-педагогических программ, основанных на взаимодействии взрослого и ребенка в искусстве. 5. Социокультурное становление личности ребенка с проблемами психического развития с помощью искусства осуществляется в художественной деятельности, которая, выступая как культурно-исторический, специфический вид человеческой деятельности в системе деятельностей, трансформируя субъектно-предметное содержание культуры в эмоционально-практическом выражении, обеспечивает реализацию такого ребенка как субъекта культуры на разных стадиях онтогенеза. 6. Создание инновационной модели, организационно определяющей процесс сопровождения личности ребенка с проблемами психического развития, обеспечивает не только ее социокультурное становление, но и оказание (во взаимодействии специалистов и родителей) психологической помощи с целью компенсации и преодоления сложностей социально-адаптивных и эмоционально-личностных процессов, затрудняющих социализацию ребенка. 7. «Полихудожественная среда», интегрированная в коррекционно-развивающее образовательное пространство и построенная на использовании разных видов искусства как «системы знаковых систем», организуемая психологом и педагогом, создает условия «врастания» ребенка с проблемами психического развития в культуру и его самореализацию в ней. 8. Диалогическое межсубъектное взаимодейсвие в «полихудожественной среде» ребенка со сверстниками и взрослым обусловливает интериоризацию ценностей культуры в структуру личности ребенка с проблемами психического развития и проявление их в новом субъектном выражении в общении, самосознании, отношении к природе, предметам, другим людям, в субъектных качествах (дисциплинированности, самостоятельности, ответственности, внутренней позиции, уважительности, эмоциональной адекватности, рефлексивности, самоценности, мотивационно-познавательной активности). 9. Предложенные арттехнологии, проводимые в рамках единого процесса сопровождения ребенка с проблемами психического развития (на примере детей с ЗПР) средствами искусства в образовательном пространстве, позволяют достичь положительных результатов в социокультурном становлении личности такого ребенка и обеспечении его психического здоровья на этапе перехода из дошкольного в школьное детство и в начале обучения. СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы и трех приложений. Работа иллюстрирована 9 таблицами, 36 диаграммами, 2 схемами. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема диссертационного исследования, его объект и предмет, формулируются общая и частные гипотезы, цель, задачи исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, указываются положения, выносимые на защиту, освещаются формы апробации и внедрения результатов в практику. В первой главе «Современное состояние проблемы взаимосвязи культуры, искусства, образования в контексте социокультурного становления личности при нормальном и аномальном развитии» представлены суждения по вопросам интеграции образования, культуры и искусства, обеспечивающих формирование ребенка с отклонениями в развитии как «человека культуры». Рассматривается образовательное пространство «художественная среда» в качестве условия социализации личности дошкольника и младшего школьника с проблемами психического развития. В этой же главе раскрывается полифункциональность искусства и его влияние на социокультурное развитие при нормальном и аномальном развитии. Показывается роль знаков и символов искусства как «системы знаковых систем» в познании ценностей культуры детьми с проблемами психического развития. Завершается глава раскрытием методологических и онтогенезтических аспектов в развитии личности ребенка как субъекта художественной деятельности, показывается единство закономерностей в развитии личности при норме и патологии и особенности личностной недостаточности детей с разными вариантами дизонтогенеза. Анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы, отражающей проблему социокультурного становления личности ребенка с нормальным и нарушенным развитием, позволил нам выделить наиболее значимые для нашего исследования положения. Интеграция образования и культуры предполагает ориентацию на воспитание «человека культуры», способного к творческой самореализации в социокультурной ситуации. Ценностями гуманистического личностно ориентированного воспитания, по мнению Е.В.Бондаревской (1995), выступают: человек как субъект воспитания; культура как среда, растящая и питающая личность; творчество как способ развития человека в культуре. Основным тезисом, определяющим обращенность в нашем исследовании к культуре и искусству в единстве с образованием как пути социализации и индивидуализации ребенка с различными вариантами дизонтогенеза, является тезис, выдвинутый Л.С.Выготским в его культурно-исторической теории о том, «что культурное развитие есть главная сфера, где возможна компенсация недостаточности. Где невозможно дальнейшее органическое развитие, там безгранично открыт путь культурному развитию» (1983. С 173). Рассматривая процесс культурного развития ребенка с проблемами психической организации в диалектическом единстве внешних и внутренних факторов, в особом сочетании внешних условий и внутренних процессов развития, выраженных в понятии «социальная ситуация развития», Л.С.Выготский открыл путь активному функционированию такого ребенка в культуре и обществе, определил возможность развития его личности. Сегодня понимание основных закономерностей развития психики человека, его вхождение и функционирование в культуре основываются на положениях теории Л.С.Выготского, которые были развиты его коллегами и последователями (Л.И.Божович, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.Ф.Обухова, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др).; в специальной психологии (Р.М.Боскис, Е.Е.Дмитриева, Л.В.Занков, В.И.Лубовский, И.Ю.Левченко, А.И.Коробейников, В.Г.Петровой, Л.И.Сонцева, Л.И.Тигранова У.В.Ульенкова, Ж.И..Шиф и др). Для понимания закономерностей развития личности в культурно-образовательном пространстве современная психология и педагогика обращаются к фундаментальным философским исследованиям, выступающим методологической основой взаимосвязи образования и культуры. В интеграции культуры и образования раскрываются специфические черты их взаимодействия. Культура выступает процессом и продуктом (материальным и духовным) деятельности человека, моделирующим существование и жизнетворчество личности, концентрирующим многообразные ценности, которые интериоризируются через диалог культур и личностей в социокультурной среде. Будучи специфическим образованием, культура рассматривается: как общественное явление, оперирующее символами (Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, Ю.Лотман, М.С.Каган, В.С.Мухина, Ж.Пиаже и др.); источником культуры является человеческая деятельность. Особое место в человеческой деятельности отводится художественной культуре и искусству как центральной подсистеме культуры (В.А.Апостолов, Ю.Б.Борев, Е.В.Давидович, Ю.А.Жданов, Э.В.Ильенков, М.С.Каган, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев и др.). Культура содержит человеческие ценности: нравственные, эстетические, гуманистические и т.д., которые составляют своеобразную мотивационную основу человеческого поведения (С.Ф.Анисимов, М.Н.Богомолова, М.В.Демин, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев, Ю.А.Лукин, Э.С.Маркарян и др.). Формирование системы ценностей индивида с ее специфическим содержанием возможно лишь при участии такого механизма, как переживание, посредством которого происходит осознание личностного смысла. Палитра переживаний многогранна, но высшего своего проявления переживания достигают в процессе взаимодействия с искусством (Л.С.Выготский, Э.В.Соколов, Л.Н.Столович, П.Струве, Г.Х.Шингаров, С.Франк и др.). Образование, в том числе специальное как компонент культуры, приобретает культурологический и гуманитарный характер, что обусловливает изменение целей, содержания, технологии в образовательной модели. Образование рассматривается как явление культуры, как социальный институт, где утверждаются новые философско-педагогические стратегии, метапринципы и подходы – культурологический, диалогический, гуманитарный, гуманистический, ценностный, личностно ориентированный, природосообразный, аксеологический, герменевтический. Оно выступает в качестве феномена культуры лишь тогда, когда является процессом становления человека как субъекта своей жизнедеятельности. Образование как образ, способ существования культуры не может быть осуществлено вне рассмотрения его в контексте личностного становления и вне рассмотрения форм, общественно обусловливающих, определяющих и корректирующих личностное развитие (Е.В.Бондаревская, Л.С.Выготский, Н.В.Гусева, Г.Л.Ильин, М.С.Каган и др.). Главной ценностью культуры является человек, в том числе ребенок с проблемами психического развития. Личность развивается только тогда, когда, взаимодействуя с культурой, усваивает ее, функционирует в культурной среде как носитель ценностей и создает культуру как субъект культурного творчества (Н.А.Бердяев, Л.С.Выготский, Ф.М.Достоевский, А.Н.Леонтьев, М.Мид, Н.К.Рерих, В.В.Розанов, В.С.Соловьев, Л.С.Сысоева, Д.И.Фельдштейн и др.). Подчеркивая ведущую роль социокультурного контекста развития личности, В.П.Зинченко отмечает специфику его выражения на разных этапах онтогенеза. Личность как позднее приобретение онтогенеза, как качество, выражающее социальную человеческую сущность, формируется с рождения в специально организуемой деятельности ребенка (Л.И.Божович, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.). В культуре прослеживается мировая тенденция усиления динамизма социальных процессов, способствующая становлению нового типа общества с «префигуративной культурой», ориентирующейся главным образом на будущее, на такую модель межпоколенных отношений, где за ребенком признается право быть самим собой, право на развитие индивидуально-личностного начала во всех проявлениях жизни современного человека, на самостоятельность и ответственность в принятии решений, что, в свою очередь, требует новых моделей образования (М.Мид,1988, И.Кон 1989). Это вдвойне значимо для специального образования, поскольку его основная цель - обеспечить ребенку с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы все необходимые условия для «врастания в цивилизацию» (Л.С.Выготский), реализацию права на наследование социального и культурного опыта человечества, удовлетворение в этом процессе его образовательных и других потребностей, обеспечение возможности коррекции имеющихся отклонений в развитии, а также социализации. Процесс присвоения всего богатства культуры, человеческого опыта ребенком с проблемами психического развития через искусство находится в тесной взаимосвязи с индивидуализицией, становлением личности со всей присущей ей уникальностью и неповторимостью, своеобразием обретения себя, поскольку только через осознание себя он может действовать как субъект культуры. Особое значение в этом процессе придается среде как фактору, влияющему на развитие личности (Л.С.Выготский, Л.И.Божович, А.Н.Герцен, П.Ф.Каптерева, А.Н.Леонтьев, К.Д.Ушинский и др.), становлению ее познавательной и социальной активности. Определяя направленность «врастания» в культуру ребенка с проблемами психического развития, Л.С.Выготский показывает, что следует «перейти к творческой положительной педагогике» (1983.С.33). В первой главе (п. 2) в рассмотрении среды как источника развития личности, ее социокультурного становления дается ее анализ с философских, психологических и педагогических позиций. Особо выделяется в ее структуре «художественная среда» как совокупность ценностей, видов художественной деятельности, вещных и личных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект и которые определяют формирование потребностей, способов и средств их удовлетворения, предоставляют меру свободы ребенку, обеспечивают гармонические отношения между человеком и окружающим миром (М.С.Каган, Е.А.Лазарь, А.Н.Леонтьев, Н.А.Селянина, Р.М.Чумичева и др.). |