Delist.ru

Социокультурное становление личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в образовательном пространстве (15.06.2007)

Автор: Медведева Елена Алексеевна

- положения об общих и специфических особенностях нормального и аномального развития, предопределенности личностной незрелости при разных вариантах дизонтогенеза (Л.С.Выготский, Т.А.Власова, Л.В.Занков, В.И.Лубовский, Ж.И.Шиф и др.);

-деятельностного подхода с позиций социально-личностного развития (Л.И.Божович, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, А.В.Петровский, В.В.Рубцов, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.);

- учения о коррекции и компенсации отклонений в ходе специального обучения, о соотношении зоны актуального и «ближайшего развития» (Л.С.Выготский и др.);

- «чувственной теории искусства» (Л.С.Выготский).

Теоретические и методологические основы исследования разрабатывались нами при учете фундаментальных работ по философии, истории, теории эстетики и искусствоведения, исследующие феномен культуры и искусства (В.С.Библер, Э.В.Ильенков, А.Ф.Лосев, Б.М.Неменский, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, М.С.Каган, Э.В.Соколов, Л.Н.Столович и др).

Важным для рассмотрения проблемы влияния искусства на развитие личности, с точки зрения психологического и психотерапевтического воздействия оказались для нас работы отечественных ученых, клиницистов, психологов (В.М.Бехтерев, Л.С.Брусиловский, М.Е.Бурно, Л.С.Выготский, Ф.Е.Василюк, А.Н.Леонтьев, О.А.Карабанова, В.В.Макаров, В.С.Мухина, Б.М.Теплов и др.) и зарубежных специалистов (А.Адлер, К.Роджерс, А.Маслоу, М.Мид, З.Фрейд, К. Юнг и др.).

МЕТОДЫ исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение за детьми в процессе художественной деятельности; изучение продуктов художественно-творческой деятельности, метод беседы; констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты; качественный и количественный (статистический) анализ экспериментальных данных.

ОРГАНИЗАЦИЯ исследования. Опытно-экспериментальная работа велась в период с 1993 по 2005г.г. на базе ГОУ «Начальная школа-детский сад» компенсирующего вида № 1883, № 1643, Центра психолого-педагогической коррекции и реабилитации «Преодоление», ДОУ комбинированного и компенсирующего вида №№ 1413, 1898, 2377, 1877, 2162, а также массовых дошкольных и школьных образовательных учреждений «Начальная школа – детский сад» №1882 (с художественно-эстетической направленностью), ДОУ № 581 г. Москвы. В эксперименте участвовали, включая поисковый и собственно исследовательский этап, 2020 детей двух возрастных групп: старшие дошкольники 5-7 лет и младшие школьники 7-9 лет. Среди них были дети с различными проблемами психического развития (зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, задержкой психического развития), а также их нормально развивающиеся сверстники. Собственно исследовательская часть эксперимента осуществлялась на детях с ЗПР (как наиболее часто встречающемся варианте дизонтогенеза).

Диагноз воспитанникам специальных образовательных учреждений был подтвержден в окружных ПМПК, а также в городской психоневрологической больнице № 6 г. Москвы. Экспериментальное исследование осуществлялось в системе коррекционной работы в образовательных учреждениях компенсирующего вида и проводилось последовательно, начиная с 1993 года по 2005 год.

На первом этапе (1993-97г.г.) осуществлялось погружение в проблему «Искусство и ребенок с нарушениями психического развития», а также реализация одного из направлений развития ребенка с ЗПР средствами театрального искусства.

На втором этапе (1997-98г.г.) выстраивалась программа расширения эксперимента по данной тематике, составлялась диагностическая программа, проводился поисковый эксперимент, апробировались методики, выстраивалась модель социокультурного становления личности такого ребенка, процесс его сопровождения с помощью искусства в образовательном пространстве, проводилась констатирующая часть эксперимента.

На третьем этапе (1998-2005 г.г.) осуществлялась формирующая и контрольная часть эксперимента, обобщались результаты, проводился статистический анализ полученных данных, в 2006-2007г.г. оформлялся текст диссертации.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования состоит в обосновании нового и нетрадиционного для специальной психологии (субъектно-художественного) подхода к изучению феномена отклоняющегося развития ребенка на разных стадиях онтогенеза. В работе реализован личностно ориентированный подход, как в понимании, так и в изучении данного феномена, что предполагает смещение акцента патобиологических детерминант на социально-психологические, личностные.

Впервые:

- личностное развитие старших дошкольников и младших школьников с проблемами психического развития на этапе перехода из дошкольного в школьное детство и начала обучения с помощью искусства изучается как самостоятельная проблема специальной психологии;

- разработаны теоретические, организационно-технологические и содержательные концептуальные основы и модель социокультурного становления личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в условиях сопровождения в образовательном пространстве;

- разработан диагностический инструментарий изучения возрастной реализации социокультурного аспекта личностного развития ребенка с проблемами психического развития с помощью искусства;

- теоретически обоснована возможность «врастания» ребенка с проблемами психического развития (на примере детей с ЗПР) в культуру, усвоения ее ценностей, различных граней (мира природы, предметов, человека) с помощью искусства;

- теоретически обоснована роль средового фактора - «полихудожественной среды» в патогенезе социокультурного становления личности ребенка с проблемами психического развития;

- раскрыта технология использования знаков, символов и «языков искусства» как одного из средств «врастания в культуру» и социокультурного становления личности проблемного ребенка;

- обоснована эффективность использования искусства на личностно ориентированном пути при сопровождении ребенка с проблемами психического развития в период перехода из дошкольного в школьное детство и начала обучения в школе;

- получены новые теоретические и экспериментальные данные об особенностях социально-личностного развития детей и их социально-психологической адаптации средствами искусства в условиях образовательного пространства;

- показана значимость использования арттехнологий в преодолении трудностей социально-адаптивных, эмоционально-личностных процессов ребенка с отклонениями в развитии, затрудняющих социализацию и индивидуализацию;

- обоснован новый «субъектно-художественный» подход к организации диагностической, профилактической, коррекционной работы с детьми с проблемами психического развития (на примере детей с ЗПР) через адекватное для них направление – «эстетизацию» сопровождения личности в образовательном процессе.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования:

- в исследовании получил развитие теоретический принцип отечественной психологии о социальной обусловленности психического развития, подтверждена роль искусства как источника социализации детей с проблемами психического развития на разных стадиях онтогенеза;

- конкретизировано положение коррекционной психологии о специфической закономерности развития детей в условиях дизонтогенеза – о нарушении личностной сферы как проявления третичного порядка;

- доказана значимость художественной деятельности как специфического вида человеческой деятельности в формировании ребенка с проблемами психического развития как субъекта культуры на разных этапах онтогенеза;

- выявлены особенности социокультурного становления личности старших дошкольников и младших школьников с проблемами психического развития (на примере детей с ЗПР) в условиях взаимодействия с искусством в «полихудожественной среде»;

- показаны возрастные различия старших дошкольников и младших школьников с ЗПР в социокультурном становлении их личности, которые существенно обогащают некоторые теоретические разделы специальной психологии;

- разработана концептуальная модель социокультурного становления личности с помощью искусства и апробирована в процессе сопровождения в образовательном учреждении компенсирующего вида;

- разработаны и апробированы теоретические принципы, психолого-педагогический инструментарий диагностики (диагностический комплекс) и содержательно-организационные составляющие процесса сопровождения личности в ее социокультурном становлении с помощью искусства;

- доказана возможность развития социокультурных компонентов личности ребенка с проблемами психической организации (коммуникативного, рефлексивного, эмоционально-чувственного, познавательно-семиотического, ценностно-ориентационного, художественно-творческого), обеспечивающих ее социализацию средствами искусства;

- разработаны теоретические основы построения коррекционно-развивающей программы социокультурного становления личности ребенка с ЗПР в органичной взаимосвязи с моделированием диагностического комплекса;

- обоснована эффективность комплексного использования арттехнологий (педагогических и терапевтических) в коррекционно-развивающем процессе, обеспечивающих не только формирование личности ребенка с ЗПР как субъекта культуры, но и компенсацию дефектов его личностной незрелости.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования:

- по результатам исследования написаны и изданы учебник и учебное пособие с грифом МОРФ «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании» (М.: Академия, 2000), «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» (М.:Академия, 2002), которые являются первыми учебными источниками, показывающими возможности искусства и художественной деятельности в развитии детей с проблемами психической организации;

- по результатам экспериментального изучения изданы две монографии: «Особенности социокультурного становления личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства». - М., 2007; «Сопровождение становления личности ребенка с задержкой психического развития с помощью искусства». - М.,2007;

- на основе результатов исследования разработаны программы учебных курсов и внедрены в систему подготовки специальных психологов в МГПУ, МГППУ (2000-2007 г.г.): «Арттехнологии в специальном образовании», «Психологическая коррекция средствами изотерапии», «Музыкотерапия и вокалотерапия в системе психологической помощи детям и подросткам с проблемами развития», «Психологическая коррекция средствами кинезитерапии», «Драмтерапия в работе с детьми с проблемами в психическом развитии», «Куклотерапия в психологической работе с детьми с проблемами психического развития», «Сказкотерапия в системе психологической помощи в образовательном учреждении»;

- разработана и апробирована в течение 5 лет программа повышения квалификации

загрузка...