Delist.ru

Социокультурное становление личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в образовательном пространстве (15.06.2007)

Автор: Медведева Елена Алексеевна

По утверждению многих исследователей, все содержание культуры, доступное детскому возрасту, обеспечивает оптимизацию психического развития, включается в процесс формирования его сознания в большей степени именно через искусство и художественную деятельность, которая дополняется влиянием плодов художественного творчества взрослых (Л.С.Выготский, Ю.С.Борев, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев, В.И.Лубовский, Л.С.Столович, Б.М.Теплов, Б.М.Неменский и др.).

Намеченный нами вектор исследования, рассматривающий искусство как детерминанту социокультурного становления личности ребенка с проблемами психического развития, как путь его «врастания» в культуру, социализацию (познание ее ценностей, присвоение норм человеческого бытия) и «индивидуализацию» (как «открытие», утверждение себя, преодоление трудностей эмоционально-чувственных, социально-адаптивных процессов и формирование как субъекта культуры) в условиях образовательного пространства приобретает особое значение («индивидуализация» - термин Д.И.Фельдштейна).

Полифункциональность искусства и его многогранность влияния на личность, а также его культорогенная, интегративная способность образовывать вокруг себя автономную сферу всех видов человеческой деятельности (познавательной, творческой, коммуникативной, ценностно-ориентационной, знаково-символической, рефлексивной и др.) создала возможность рассматривать его в исследовании как особую благоприятную «полихудожественную среду», обеспечивающую «врастание» в культуру ребенка с проблемами психического развития, определить содержательные компоненты социокультурного становления (познавательно-семиотический, ценностно-ориентационный, культурно-коммуникативный, рефлексивный, эмоционально-чувственный, художественно-творческий), которые сущностно проявлены в искусстве и в структуре личности.

Интерес к использованию искусства в системе коррекционной психолого-педагогической помощи подтверждается рядом исследований в специальной психологии и педагогике, показывающих положительное влияние искусства на познавательные процессы у детей с различными отклонениями в развитии (О.В.Боровик, О.П.Гаврилушкина, И.А.Грошенков, И.В.Евтушенко, Е.А.Екжанова, Г.В.Кузнецова, Е.А.Медведева, С.М.Миловская, М.Ю.Рау, Е.А.Сошина, Е.З.Яхнина и др.).

Однако на сегодняшний день в специальном образовании отсутствуют теоретические и экспериментальные исследования, показывающие возможности искусства в личностном, социокультурном становлении ребенка с проблемами психического развития, «врастании» его в культуру и раскрытии индивидуальности, а также в обеспечении психического здоровья.

В специальной психологии и педагогике отсутствует комплексная модель использования искусства и художественной деятельности в системе психологического сопровождения развития ребенка с теми или иными вариантами недостаточности.

В образовательной системе компенсирующей направленности отсутствуют целенаправленные теоретические и экспериментальные исследования, показывающие возможности искусства в формировании мировоззрения такого ребенка, его нравственно-нормативных представлений, а также фрагментарно изучены возможности терапии искусством (музыкотерапии, изотерапии, библиотерапии, кинезитерапии, танцтерапии, куклотерапии) в коррекции эмоционально-регулятивных, социально-адаптационных процессов у детей с проблемами психического развития, затрудняющих социализацию такого ребенка.

В связи с этим на этапе разработки новых эффективных средств личностно ориентированного специального образования, поиска технологий психолого-педагогического сопровождения такого ребенка в образовательном процессе, изучение возможностей развития ребенка с проблемами психической организации, «врастания» его в культуру и компенсации имеющейся у него личностной недостаточности с помощью искусства, представляется нам достаточно актуальным.

ЦЕЛЬ исследования – разработка концепции социокультурного становления личности ребенка с проблемами психического развития с помощью искусства и инструментария «врастания в культуру» (Л.С.Выготский), формирования как ее субъекта в коррекционно-развивающем образовательном пространстве.

ОБЪЕКТ исследования - процесс социокультурного становления личности ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста с проблемами психического развития при сопровождении с помощью искусства в «полихудожественной среде» в образовательном пространстве.

ПРЕДМЕТ исследования – разработка и реализация теоретических, организационно-технологических и содержательных основ инновационной-прикладной модели оптимизации социокультурно-личностного становления детей дошкольного и младшего школьного возраста с проблемами психического развития средствами искусства в системе коррекционно-развивающей помощи.

ГИПОТЕЗА исследования формулируется следующим образом:

- личностная незрелость детей с проблемами психического развития в социокультурном контексте проявления, формирующаяся в результате деструктивных органических и социальных факторов, затрудняет их образовательную и социальную адаптацию при смене социальной ситуации развития;

- использование искусства (в системе коррекционной работы) как феномена культуры, выполняющего исторически обусловленную, социально-психологическую роль в трансляции социального опыта и культурного наследия в своеобразной эмоционально-практической форме выражения, обеспечивает создание «специальных условий», особой благоприятной среды для «врастания» в культуру ребенка с проблемами психического развития;

- обладая полифункциональностью, искусство выступает детерминантой социокультурного становления личности такого ребенка, познания и присвоения ценностей культуры, формирования субъектных качеств личности и психического здоровья такого ребенка.

На основе данной гипотезы исследования обоснован и реализован новый в отечественной специальной психологии (субъектно-художественный) подход к изучению процесса социализации ребенка с проблемами психической организации через рассмотрение искусства как детерминанты социокультурного становления личности, пробуждения внутренних ресурсов такого ребенка, формирования познавательно-семиотических, ценностно-ориентационных основ, эмоционально-чувственных, культурно-коммуникативных, рефлексивных процессов, художественно-творческих проявлений на этапе перехода в новую «социальную ситуацию развития».

Недооценка роли искусства в процессе социализации, «врастания» в культуру и возможности реализации в ней ребенка с проблемами в психическом развитии как ее субъекта обрекает на необъективность формирования представлений о его социально-личностном развитии и обедненность интерпретации феноменологии выявленных у них нарушений психосоциального развития.

Общая гипотеза исследования конкретизирована в ЧАСТНЫХ ГИПОТЕЗАХ:

- мы предполагаем, что старшие дошкольники и младшие школьники с проблемами психического развития в силу ряда причин объективного характера (биологических и социальных) не достигают возрастных уровней в социокультурном становлении личности. Дети отличаются слабостью познавательной и социальной активности, несформированностью семиотического компонента и ценностных ориентаций, незрелостью коммуникативно-рефлексивных, эмоционально-чувственных процессов, художественно-творческих проявлений, затрудняющих процесс социализации;

- специально организованная «полихудожественная» коррекционно-развивающая среда, органически интегрированная в общую систему образовательного процесса, построенная на использовании разных видов искусства как «системы знаковых систем», организуемая педагогом и психологом, обеспечивает «врастание» в культуру, активное функционирование и самовыражение такого ребенка, реализацию его потенциала в социокультурном становлении личности и компенсацию ее недостаточности развития;

- художественная деятельность, выступая в роли некоего особого эмоционально-практического вида в системе деятельностей, которая на самых ранних этапах онтогенеза и дизонтогенеза активизирует познавательную и социальную активность ребенка с проблемами психического развития, способствует проявлению как субъекта культуры;

- межсубъектные отношения в искусстве, диалогическое взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками в художественной деятельности обусловливают процесс интеграции ценностей культуры в ценностную структуру личности, которая в качественно измененном виде проявляется в субъектных качествах в отношении к природе, людям и рукотворному миру;

- сложности эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов ребенка с проблемами психического развития, затрудняющих социализацию, определяют необходимость сопровождения его развития в условиях образовательного пространства, оказания ему своевременной психологической помощи с использованием эффективных арттехнологий с целью оптимизации процесса формирования личности, ее социокультурной составляющей (познавательно-семиотического, эмоционально-чувственного, коммуникативно-рефлексивного, ценностно-ориентационного, художественно-творческого компонентов).

Выдвинутые гипотезы позволили сформулировать ЗАДАЧИ исследования в изучении социокультурного становления личности детей с проблемами психического развития.

1. Провести анализ философской, искусствоведческой, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования с целью разработки теоретических основ исследования;

2.Разработать концептуальный (субъектно-художественный) подход в социокультурном становлении личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в условиях «полихудожественной среды» в образовательном пространстве;

3.Разработать инновационную теоретико-организационную модель социокультурного становления личности детей с проблемами психического развития и преодоления их социально-личностной недостаточности средствами искусства в системе коррекционно-развивающей и психологической помощи в образовательном пространстве. Апробировать ее на примере детей с задержкой психического развития (ЗПР);

4.Разработать диагностический инструментарий, определяющий особенности социокультурного становления личности детей 5-9 лет с проблемами психического развития с помощью искусства;

5.Выявить особенности социокультурного аспекта формирования личности старших дошкольников и младших школьников с ЗПР (как наиболее часто встречающегося варианта дизоногенеза), посредством взаимодействия с искусством в художественной деятельности в традиционных условиях работы в образовательном учреждении;

6.Осуществить теоретическое проектирование коррекционно-развивающей «полихудожественной среды» как оптимизирующего социального фактора формирования личности ребенка с проблемами психического развития;

7.Разработать организационно-технологические и содержательные основы сопровождения личности старших дошкольников и младших школьников с проблемами психического развития с помощью искусства в образовательном пространстве;

8.Разработать арттехнологии (педагогические и терапевтические), обеспечивающие «врастание» в культуру, активное функционирование, субъектное становление ребенка с проблемами психического развития и компенсацию его личностной недостаточности через взаимодействие с искусством в художественной деятельности.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ исследования разрабатывались на основе:

- культурно-исторического подхода к психическому развитию и социальному становлению личности при нормальном и аномальном развитиии (Л.С.Выготский и его научная школа: ТА.Власова, Л.В.Занков, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, В.А.Петровский, Л.Ф.Обухова, У.В.Ульенкова, Д.И.Фельдштейн, Ж.И.Шиф и др.);

- ориентации в образовании на положение о культуросообразности детерминации развития человека как личности, как субъекта культуры, где сущность ребенка выступает в единстве трех сторон – субъекта культуры, общества и природы, а путь от ребенка природного к социальному лежит через культуру (М.М.Бахтин, Л.С.Выготский, Э.В.Ильенков, А.Ф.Лосев, В.М.Межуев, М.С.Каган и др.);

- гуманизации, интеграции образовательного процесса, необходимости создания в обществе условий для реализации прав и возможностей детей с психофизическими особенностями (Т.В.Волосовец, Л.В.Выготский, Н.Н.Малофеев, Н.М.Назарова, Л.М.Шипицина и др.);

- личностно ориентированного подхода в коррекционно-развивающем и воспитательном процессе, где изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, служат главными ориентирами в его развитии, где создание условий, обеспечивающих формирование индивидуальности, раскрытия творческого потенциала и социализации, выступают показателями «врастания» в культуру (Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, А.В.Петровский, В.А.Петровский, Е.С.Романова, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.);

- рассмотрения личности как субъекта образовательного процесса (Б.Г.Ананьев, Ю.К.Бабанский, Н.В.Гусева, Л.В.Занков, Н.И.Ильин, У.В.Ульенкова, С.Л. Рубинштейн и др.);

- ценностного подхода к познанию мира культуры через искусство как подсистемы культуры, интериоризации и взаимопроникновения ценностей искусства в ценностную структуру личности ребенка (С.Ф.Анисимов, Е.В.Бондаревская, А.Н.Леонтьев, Э.С.Маркарян, М.Мид, М.С.Каган, Е.Н.Шиянов и др.);

- положения о единстве и сложном взаимодействии факторов органического и социального в развитии ребенка с проблемами психической организации и ведущей роли социальной среды в онтогенезе и дизонтогенезе (Л.С.Выготский, Л.И.Божович, Е.Е.Дмитриева, И.А.Коробейников, К.С.Лебединская, И.Ю.Левченко, В.И.Лубовский, М.С.Певзнер, В.Г.Петрова, У.В.Ульенкова и др.);

загрузка...