Delist.ru

Социокультурное становление личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в образовательном пространстве (15.06.2007)

Автор: Медведева Елена Алексеевна

В познавательно-семиотическом компоненте личности изменения выразились: в появлении познавательной активности, выраженности мотивационно-потребностной сферы, способности различения, вербального и деятельностного обозначения знаковых средств выразительности, сенсорной информации в художественных произведениях, культуре, социуме, в мире природы и предметном мире. Дети приобрели в искусстве речевой и семиотический опыт, являющийся необходимым для адаптации в жизненном пространстве, где все связано системой аналогий и ассоциаций.

В процессе коррекционных занятий проявилась самостоятельность, осознанность, развернутость анализа знаковых средств выразительности художественных образов, появилась устойчивость, аргументированность ценностных ориентаций, развернутость и дифференцированность представлений о добре и зле, любви и ненависти как общечеловеческих понятий и их проявлений в жизнедеятельности, появилась организованность и дисциплинированность, ответственность за свои действия.

У детей сформировались рефлексивная составляющая личности, дифференцированность представлений о своем «Я» (физическом, социальном, эмоционально-когнитивном), самостоятельность и адекватность в оценке себя и другого. В сравнении себя с близкими, сверстниками стали доминировать оценки по интересам, увлечениям, способностям, качествам характера. Расширились представления детей о связи с миром природы, предметов как части культуры. Активизировался внутренний диалог с собой через «Я» другого, отраженного в портретной живописи, литературном образе, театральной роли, появилась осознанность проекции другого «Я» на себя. Гармонизировалось отношение к себе, появилось ощущение самоценности через признание другими детьми, взрослыми художественного продукта ребенка, выраженного в своеобразной форме в разных видах искусства.

В межсубъектном взаимодействии в искусстве качественно изменилась коммуникативная деятельность детей с ЗПР, что проявилось в желании сотрудничества со сверстниками и взрослым в художественной и другой деятельности, появлении гармонизированности в интерактивной стороне общения, доминировании позитивного тона в общении, самостоятельности в выборе субъекта коммуникации, ориентации на нравственные и эстетические ценности, умении слушать и вставать на позицию другого (взрослого, сверстника, художника, писателя), умении выражать свое мнение, обращаться по имени, использовать культурно-речевые обороты в диалоге. Стали проявляться уважительный характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, адекватность использования знаковых вербальных и невербальных средств общения, эмоциональных реакций, умение разделять успехи и сопереживать неуспехам другого. Расширился опыт общения, появились новые формы художественного взаимодействия с воображаемыми персонажами, автором произведения. Проявилась субъективная направленность коммуникации, перенос позитивного опыта, приобретенного в художественном общении, в жизнедеятельность ребенка.

Качественные изменения произошли в эмоционально-чувственных проявлениях. Дети приобрели опыт адекватного отражения человеческих эмоций через знаковый язык разных видов искусства (цвет, поза, движение, мимика, выразительные интонации и т.д.). Через «языки искусства» и в общении со сверстниками и взрослыми в социуме дети стали адекватно вербально выражать настроение природы, свое эмоциональное состояние, чувства. Появилась позитивная тенденция в эмоциональных отношениях с близкими в семье, матерью, являющейся главным субъектом в обеспечении психического здоровья ребенка. В процессе психокоррекционной работы удалось сгладить и устранить негативные, агрессивные проявления ребенка с ЗПР, мешающие социальной адаптации в социальной среде.

Произошли позитивные изменения в художественно-творческом компоненте личности. Появилась увлеченность, заинтересованность творческим действием, самостоятельность творческого самовыражения. Дети овладели доступными способами творческого действия (создание новой комбинации из усвоенных старых элементов, применения известного в новых ситуациях, внесение дополнений, изменений, вариаций, преобразований в знакомом материале, нахождение новых нестандартных решений). У отдельных детей проявились художественные способности (образное видение, пластичность движений, поэтический слух), позволяющие решать творческие задачи.

Катамнестический анализ развития всех детей с ЗПР экспериментальной группы, проведенный через два года после его завершения и перехода детей из компенсирующей начальной школы в массовую школу, показал устойчивость положительных результатов в развитии личности всех детей, участвующих в исследовании, выравнивание (детей со средней динамикой социокультурного становления). Дошкольники и младшие школьники после проведения основного эксперимента поступили в массовые школы, при этом большая часть из них в гимназические классы. По отзывам учителей и изучению учебной школьной документации, наши воспитанники показывали себя успешно по основным предметам (на 10-15% превышали показатели нормально развивающихся детей), демонстрировали социально-личностную готовность и состоятельность находиться в новой для них «социальной ситуации развития» в средних классах массовой школы, а дошкольники в младших. Более того, 85% испытуемых детей продолжили занятия разными видами искусства в школе искусств имени М.А.Балакирева (г. Москве), а 15 % детей - в разных художественных и художественно-спортивных кружках, а в жизни школы и класса они проявляют социально выраженную активность, самостоятельность и творческую инициативу.

Настоящие данные позволяют сделать общий вывод о том, что при целенаправленной коррекционной работе в модели социокультурного становления в процессе сопровождения личности детей с ЗПР средствами искусства возможно преодоление трудностей личностного порядка, формирование субъектных качеств такого ребенка. В процессе межсубъектного взаимодействия в «полихудожественной среде» дети способны усваивать ценности культуры, отмечать их в окружающей жизни, «врастать» в культуру, социализироваться, проявляться как субъект культуры через искусство.

Отмеченные изменения в социокультурном становлении личности детей с ЗПР мы связываем с полифункциональностью влияния искусства на личность, большой целенаправленностью коррекционно-развивающей работы, с мультидисциплинарностью сопровождения ребенка художественными средствами, согласованностью действий специалистов и родителей, а также с достаточной пролонгированностью и продуманностью организационно-технологической и содержательной сторон процесса.

Заключение

Итак, выполненное нами теоретико-экспериментальное исследование, связанное с определением и разработкой пути «врастания» в культуру, социализацией ребенка с проблемами психического развития, изучением особенностей социокультурного становления личности детей данной категории с помощью искусства, позволяет сформулировать следующие общие выводы:

1. Искусство как феномен, сочетающий в себе познавательную, социальную и субъектную составляющие, может выступать как своеобразный эмоционально-практический путь «врастания» ребенка с проблемами психического развития в культуру, активного функционирования в ней и реализации его права на наследование социокультурного опыта человечества и удовлетворение его образовательных, социальных и культурно-личностных потребностей.

2. Получила подтверждение теоретическая гипотеза, что недооценка роли искусства и художественной деятельности в процессе социализации ребенка с проблемами психического развития не только обедняет, но и ограничивает использование различных форм и путей «врастания в культуру» и социокультурного становления его личности, формирования субъектных качеств на разных этапах онтогенеза.

3. Обоснован и реализован в отечественной специальной психологии новый (субъектно-художественный) подход к изучению процесса социализации детей с проблемами психического развития на этапе перехода из дошкольного в школьное детство и начала обучения через использование искусства как детерминанты социокультурного становления личности, компенсации ее недостаточности. Это конкретизировано в положительной динамике развития познавательно-семиотического, ценностно-ориентационного, эмоционально-чувственного, культурно-коммуникативного, рефлексивного и художественно-творческого компонентов, сущностно проявленных в искусстве и структуре личности.

4. Получило подтверждение теоретическое положение о единстве закономерностей психического развития детей, развивающихся в норме и патологии, выявленное в процессе их взаимодействия в искусстве.

5. Результаты проведенного исследования позволяют отойти от традиционного понимания специфических закономерностей дизонтогенеза, связанного преимущественно с проявлением органического дефекта, и обосновать возможность социального подхода к интерпретации нарушений в развитии личности. Недостаточность развития социокультурного аспекта личности детей с проблемами психического развития, как показали теоретические и экспериментальные результаты исследования, отражает влияние не только биологических, но и социально-психологических детерминант.

6. В исследовании разработан и апробирован психолого-педагогический инструментарий диагностики актуальных и потенциальных особенностей (возрастных и индивидуальных) социокультурного становления личности старших дошкольников и младших школьников с проблемами психического развития.

Впервые в сравнительном плане получен большой массив фактических данных об особенностях социокультурного становления личности этих детей с ЗПР, выявлены и описаны возрастные особенности и закономерности, а также индивидуальные проявления ценностных ориентаций, семиотических основ, коммуникативного, рефлексивного, эмоционально-чувственного и творческого компонентов в процессе взаимодействия с искусством. Выявлено, что динамические и содержательные характеристики компонентов социокультурного аспекта личностного развития у детей с ЗПР качественно ниже соответствующих характеристик детей нормы. Биологические и, в большей степени, неблагоприятные социально-средовые факторы затрудняют социокультурное становление личности такого ребенка, что определяет низкие показатели у детей с ЗПР, выявленные во взаимодействии с искусством в констатирующем эксперименте.

7. Оказалась информативной в плане изучения особенностей социокультурного аспекта в личностном развитии составленная диагностическая программа, определяющая степень развития познавательно-семиотического, ценностно-ориентационного, эмоционально-чувственного, культурно-коммуникативного, рефлексивного и художественно-творческого компонентов социокультурного выражения.

8. Результаты исследования подтвердили правильность нашего теоретико-методологического, организационно-технологического и содержательно-деятельностного проектирования модели, направляющей процесс сопровождения личностного развития такого ребенка средствами искусства, что явилось условием преодоления трудностей личностного порядка и социокультурного становления в новой «социальной ситуации развития», а также субъектной предпосылкой более эффективной школьной адаптации, формирования познавательной и социальной активности.

9. Полученные в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР результаты позволили наметить и осуществить на практике новое направление (субъектно-художественное), целью которого является целенаправленное социокультурное становление личности средствами искусства. Своевременное и компетентное включение искусства в жизнь ребенка с проблемами психического развития еще на ранних стадиях онтогенеза в разнообразных знаково-символических формах (жесто-мимических, музыкально-интонационных, манипулятивно-игровых) обусловливает его познавательную активность, расширение его субъектных проявлений, закладывание позитивных личностных основ, пока не упущены сензитивные периоды в развитии тех или иных психических функций, не возникли личностные наслоения социальной природы.

10. Результаты исследования подтвердили, что социокультурное становление личности ребенка с проблемами психического развития может разворачиваться в процессе художественной деятельности, которая, выступая исторически-культурным специфическим видом человеческой деятельности в системе других деятельностей, трансформируя субъектно-предметное содержание культуры в эмоционально-практическом выражении в своеобразном продукте, является важнейшим условием оптимизации процесса социализации такого ребенка на разных стадиях онтогенеза.

11. Теоретическое и практическое подтверждение получило предположение о том, что овладение во взаимодействии с взрослым «художественными языками», знаковой системой искусства на ранних этапах онтогенеза обусловливает для ребенка с отклонениями в развитии успешность перехода от спонтанной активности знакового выражения к культурной форме, а следовательно, усвоения социальных норм, правил поведения, взаимодействия в социуме.

12. Результаты подтвердили эффективность ориентации в социокультурном становлении личности на образно-эмоциональную специфику искусства, которая соотносится с возможностями и доминированием у таких детей в 5-9 лет наглядного типа мышления. Обеспечение успешности личностного развития ребенка с проблемами психического развития в искусстве и художественной деятельности осуществляется не за счет ускорения данного этапа развития, а максимального обогащения, расширения и использования актуальных возможностей в психической организации, которые дает определенный этап в ее качественном преобразовании, созревании, в формировании познавательной и социальной активности такого ребенка.

13. Разработанная инновационная модель, организационно определяющая процесс сопровождения ребенка с проблемами психического развития с помощью искусства и построенная на принципах культуросообразности, природосообразности, коррекционно-развивающей, социально-личностной направленности, показала возможности обеспечения средствами искусства не только социокультурного становления личности такого ребенка, но и возможность оказания своевременной психологической помощи (с использованием арттехнологий), нацеленной на компенсацию личностной недостаточности, преодоление эмоциональных, рефлексивных, социально-адаптивных трудностей.

14. Получила подтверждение определяющая роль «полихудожественной среды» (как части образовательного пространства) в социокультурном становлении личности ребенка с проблемами психического развития (на примере детей с ЗПР). Организуемая педагогом и психологом, интегрирующая разные виды искусства и формы сотрудничества, такая среда обеспечивает «врастание» его в культуру, обогащает новыми формами коммуникации, рефлексии, ведет к качественному социально-психологическому изменению личности в ее субъектном отношении к миру, природе, предметам, другим людям и себе.

15. Практическое подтверждение получило, то, что раннее выявление социокультурной личностной незрелости ребенка с проблемами психического развития обусловливает профилактику социально-психологической дезадаптации такого ребенка, успешную интеграцию в образовательную и социальную среду на этапе перехода из дошкольного в школьное детство и начала обучения.

16. Результаты исследования показали, что диалогическое межсубъектное взаимодействие в искусстве со взрослым и сверстниками (коллективном и диадном) обусловливает интериоризацию ценностей культуры в ценностную структуру личности ребенка с проблемами психического развития в его собственную психическую организацию через механизм переживания, посредством осознания внутренних отношений героев художественного произведения и отношений между субъектами в собственной художественной деятельности. В результате этого у ребенка вырабатывается личностный смысл деятельности, субъектные качества личности, проявляющиеся в общении, уважении мира другого, самостоятельности, ответственности, рефлексивности и эмоциональной адекватности, внутренней позиции и самоценности.

17. Результаты эксперимента показали, что успешность осуществления социокультурного становления личности определяется целенаправленностью, пролонгированностью, культурно-личностной направленностью и рефлексивностью, мультидисциплинарностью «сопровождающих» развитие такого ребенка. Только наполненность «сопровождающих» (специалистов и родителей) ценностями познания, нравственно-эстетическими эталонами, внутренней эмоционально-личностной оценочной позицией к культуре, к себе и ребенку позволяет выступать ретрансляторами ценностей культуры и обеспечивает «врастание» в нее ребенка с проблемами психического развития, его социальное взросление и реализацию как субъекта культуры.

18. Реализация на практике своевременного целенаправленного подхода к социокультурному становлению личности старших дошкольников и младших школьников с проблемами психического развития с помощью искусства позволит в полной мере использовать в образовательной политике принцип социальной обусловленности аномального развития и сформировать личность такого ребенка, способного активно функционировать в новом веке как субъекта культуры.

Основное содержание диссертации отражено в публикациях автора

Монографии

1. Медведева Е.А. Особенности социокультурного становления личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в образовательном пространстве. Монография. - М.: МГГУ им. М.А.Шолохова, 2007 (19,22 п.л).

2. Медведева Е.А Сопровождение становления личности ребенка с задержкой психического развития с помощью искусства. Монография. - М.: МГГУ им. М.А.Шолохова, 2007 (10,5 п.л)

Учебники и учебные пособия, разделы, главы

3. Медведева Е.А., И.Ю.Левченко, и др. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. - М: изд. «Академия» , 2001. с грифом МО РФ - ( автор. - 11 п.л.).

4. Медведева Е.А. Комисарова Л.Н. и др. Музыкальное воспитание детей с проблемами и коррекционная ритмика / Под ред. Е.А.Медведевой. - М.: Изд. «Академия» с грифом МО РФ (авторских -12 п.л.)

5. Медведева Е.А. Специальное образование детей с трудностями в обучении (задержка психического развития). Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. - М.: Изд. «Академия» под грифом МОРФ. 2000, 2006 параграф 1.1. главы 1, раздел 3, параграф 2.4., глава 2, раздел 4.(авторских -0,5 п.л).

Статьи в журналах и сборниках

Медведева Е.А. Профессиональная направленность обучения в цикле музыкальных

загрузка...