Delist.ru

Социокультурное становление личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в образовательном пространстве (15.06.2007)

Автор: Медведева Елена Алексеевна

МЕДВЕДЕВА ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА

Социокультурное становление личности ребенка

с проблемами психического развития средствами искусства

в образовательном пространстве

19.00.10 – коррекционная психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Нижний Новгород - 2007

Диссертация выполнена на кафедре специальной педагогики Московского городского педагогического университета

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Дмитриева Елена Ермолаевна

доктор психологических наук, профессор

Плаксина Любовь Ивановна

доктор психологических наук

Ткачева Виктория Валентиновна

Ведущая организация: Государственное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышение

квалификации специалистов Московской

области) Педагогическая Академия

последипломного образования

Защита состоится 18 октября 2007 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д212.164.02 по педагогической психологии и коррекционной психологии при Нижегородском государственном педагогическом университете по адресу: 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д.1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Нижегородского государственного педагогического университета.

Автореферат разослан «……..» сентября 2007 г.

Ученый секретарь диссертационного совета Немова А.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. В настоящее время происходящие изменения в разных сферах жизнедеятельности человека (в культуре, социальной сфере), наметившиеся тенденции возврата интереса к общечеловеческим ценностям, утверждение гуманных идеалов как высших уровней развития личности, возрастание значимости личностно ориентированного подхода и социализации в воспитании подрастающего поколения затронули образовательную политику и практику России.

Образованию как неотъемлемому компоненту культуры и явлению цивилизации отводится роль развивающего фактора в становлении личности. В единстве с культурой образование выступает как широкая сфера гуманитарного значения. Ведущей тенденцией развития современного образования является обращенность к личности, ее самодвижению, проявлению как субъекта творческой деятельности (В.А.Петровский, В.И.Слободчиков, Д.И.Фельдштейн и др.).

На невозможность воспитания человека, начиная с детства, вне культуры общества указывает М.С.Каган, отмечая, что педагогика, оперируя понятиями «образование», «воспитание», «обучение», не использует понятие «культура» в качестве категории формирования человека, в то время как именно культура выступает связующим звеном между социальным и генетическим в личности и делает человека членом цивилизованного общества. Особое место в освоении мира в структуре человеческой деятельности отводится художественной культуре и искусству, выступающему в качестве центральной подсистемы культуры.

Человек нового века - личность, имеющая социокультурное многообразие, множественность типов, среди которых есть дети с проблемами психического развития (нарушениями, отклонениями, психофизическими особенностями). Создание условий для развития и свободы каждого члена общества, освоения им всех достижений предыдущего опыта цивилизаций, всестороннего формирования, становления и совершенствования чувств личной и социальной ответственности становится одной из ведущих проблем бытия в новом веке.

Отечественная специальная психология и педагогика как наука и практика, опираясь на культурно-историческую концепцию Л.С.Выготского, достигли значительных успехов в изучении детей с различными нарушениями развития: обосновании клинико-психологических основ дизонтогенеза, разработке специальных технологий, обеспечивающих преодоление дефекта (Л.С.Выготский, Т.А.Власова, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Р.Е.Левина, В.И.Лубовский, К.С.Лебединская, И.Ю.Левченко, Е.М.Мастюкова. М.С.Певзнер, В.Г.Петрова, Л.И.Солнцева, К.А.Семенова, Е.А.Стребелева, Г.Л.Трошин, У.В.Ульенкова, Ж.И.Шиф и др.).

Однако, рассматривая развитие такого ребенка в единстве биологического и социального, в исследованиях в меньшей степени уделялось внимание изучению генезиса и особенностей его личностных отклонений, затрудняющих процесс социализации (О.К.Агавелян, Д.И.Альраххаль, Е.Е.Дмитриева, И.А.Коробейников, И.Ю.Левченко, У.В.Ульенкова и др.).

Современные тенденции, происходящие в обществе, культуре, влекут за собой и изменения в специальном образовании, ставящем своей целью создание условий для полноценного и достойного существования человека с психофизическими особенностями. Достижение этой цели невозможно без включения такого человека в социальные отношения и без поддержки становления его индивидуальности. Особо значимо это на ранних этапах онтогенеза, когда закладываются основы социальных отношений ребенка, усвоение им культурных и социальных норм поведения.

Важную роль в социализации такого ребенка играют интегративные процессы, которые выражаются в многообразии форм совместного обучения и воспитания детей с проблемами психического развития и их нормально развивающихся сверстников (Н.Н.Малофеев, 1999).

На современном этапе развития специальной психологии особую актуальность приобретают идеи Л.С.Выготского о социальном подходе к пониманию аномальности развития.

Такой подход обусловливает появление в специальной психологии исследований, изучающих социальные детерминанты патологического развития (Д.И.Бойко, Е.В.Грибанова, Е.Е.Дмитриева, И.А.Коробейников, И.Ю.Левченко, В.Б.Никишина, В.М.Слуцкий, Е.В.Соколов, У.В.Ульенкова и др.), что является значимым для осознания закономерностей социализации, диагностики, коррекции в системе помощи ребенку с проблемами психического развития.

В основу раскрытия механизма культурного развития (социализации) ребенка с проблемами психической организации в культурно-исторической концепции Л.С.Выготским было положено единство социального и индивидуального в развитии личности, отражающее внешний (присвоение культурного наследия, общественного опыта) и внутренний фактор развития (приобретение автономности, самостоятельности и ответственности в принятии решений и организации деятельности).

Подчеркивая необходимость «врастания» ребенка с нарушением в развитии в культуру, Л.С.Выготский отмечал, что в связи с этим нужны «специально созданные культурные формы для того, чтобы осуществить культурное развитие дефективного ребенка» (1983. т.5.С.23), специальные способы, средства, условия, «обходные пути», обеспечивающие культурное развитие такого ребенка.

Это, в свою очередь, обусловило наш поиск, разработку эффективных «обходных путей», вариантов моделей образовательного пространства, которое может обеспечить ребенку с проблемами психического развития не только формирование познавательных процессов, но и необходимые условия личностного развития, активного «врастания» в культуру ребенка данной категории, формирования его как субъекта культуры.

В качестве такой «культурной формы» было определено искусство как подсистема культуры, которому исторически на всех переломных периодах развития общества, когда возникала проблема воспитания «нового человека», отводилось ведущее место во вновь выстраиваемой системе жизни, образовании и возрождении культуры.

загрузка...