Delist.ru

Проблема власти в истории русской философии (конец XIX - начало (15.06.2007)

Автор: Федяй Инна Викторовна

Федяй Инна Викторовна

ПРОБЛЕМА ВЛАСТИ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ (КОНЕЦ XIX – НАЧАЛО XX ВВ.)

Специальность: 09.00.03 – история философии

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Москва 2007

Работа выполнена на кафедре истории философии факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор М. А. Маслин

доктор философских наук, профессор А. И. Зимин

доктор философских наук, профессор И. В. Цвык

Ведущая организация – Российский государственный гуманитарный университет

Защита состоится «_7_» ноября 2007 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.203.02 в Российском университете дружбы народов по адресу: 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 1., ауд. № 415.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Российского университета дружбы народов

Автореферат разослан «___» ___________________ 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат философских наук О. Н. Стрельник

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Тема власти является той вечной темой, для которой характерна злободневность в любое время. Анализ ее развития в русской философии конца XIX – начала XX века особенно актуален и поучителен в связи с последующими затем событиями (революциями февральской и октябрьской, разрушением государственности и гражданской войной), являющимися, на наш взгляд ее логическим завершением. При чем интересно, что либеральные устремления и теории с охранительными, по форме, установками представителей государственного права, «возрожденного естественного права» (мы специально не рассматривали в данной работе радикальных направлений), как и неохристианские устремления представителей «нового религиозного сознания», с их благими намерениями лишь укреплять и улучшать государственность – привели, тем не менее, к социальному, политическому, религиозному и, наконец, к революционному хаосу. Подобное явление наблюдалось и в 90-х годах минувшего столетия, когда демократические и либеральные теории, выдвигаемые как начала спасительные и созидающие, на практике проявили себя почему-то разрушительными тенденциями во всех сферах жизни. Факты эти до сих пор не получили должного философского осмысления. Не осмысленным остался и тот парадоксальный факт, что при бюрократическом устройстве государства, система управления строится таким образом, что места в ней получает именно нигилистически настроенная интеллигенция, при чем отрицающая, как писал Л. А. Тихомиров, не просто «частности строения», а «саму строющую силу». Т. е. необходимо происходит смычка бюрократии с революционно настроенной интеллигенцией.

Осмыслить эти жизненно важные для нас факты можно только при философском анализе самой проблемы власти в контексте ее развития в самый напряженный и «пророческий», завершающий этап русской философии (конец XIX начало XX века, вплоть до 1917 года). Дело в том, что власть органично вырабатывается каждой системой, как начало охраняющее и воспроизводящее именно эту, породившую ее систему, как причинно-следственная связь и основа нормального функционирования элементов именно этой системы. Поэтому рассматривать ее абстрактно, по ее формальной основе, вне системных мировоззренческих корней породившей ее структуры, будет не просто утопичным, но и небезопасным. Чему пример и представляет собой русская философия конца XIX – начала XX века, закончившаяся разрушением той жизненной системы, в которой и сама существовала. Развернутый анализ проблемы власти в его историческом развитии и проблемно-понятийном плане дает возможность вскрыть метафизические причины политических смут. Философия власти, в наибольшей степени впитавшая в себя национальные архетипы, смогла бы стать серьезной теоретической основой для решения социальных задач в деле построения современного правового государства.

Вместе с тем изучение разработки проблемы власти русской философией дает возможность выявить особенности национального правосознания в целом, а также определяет те парадигмы мышления, в которых просматриваются предпосылки, побудительные мотивы и целевые интенции, характерные для русской философской классики. А это, в свою очередь, дает возможность теоретически обосновать специфику русской философии и обозначить ее место в историко-философском процессе.

Степень разработанности темы. Проблема власти в отечественной философии конца XIX – начала XX века – тема малоизученная. Можно даже сказать, что конкретно эта проблема на материале русской философии данного периода подвергается исследованию впервые. Хотя, в контексте развития русской правовой мысли проблема власти, конечно, рассматривалась, но фрагментарно. Исследования, в котором бы системно и полно рассматривалась именно данная проблема, еще не было. Следует также отметить, что изучением правовой философии в России занимались в основном юристы. Историко-философская наука, к сожалению, не проявила должного внимания к этой теме. Хотя в последние годы появилось немало работ, посвященных историко-философскому анализу либерального и консервативного направлений русской философии конца XIX – начала XX в., но сама проблема власти рассматривалась в таковых исследованиях в основном фрагментарно, в сравнительно-обзорном, историческом, а не проблемно-понятийном плане.

В социальной философии XIX века четко выделяются три основных направления: радикализм, либерализм и консерватизм. Радикальное направление изучалось очень подробно советской историко-философской наукой. Тогда как современная философия основное внимание уделяет направлениям либеральному и консервативному. В последнее время особое оживление отмечается на почве историко-философского исследования такого замечательного явления как русский либерализм. В 1995 – 1997 гг. прошли конференции и симпозиумы в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде и Тамбове, где обсуждались вопросы дальнейшего исследования отечественного и европейского либерализма. Из них следует выделить конференцию, организованную Институтом философии РАН «Либерализм в России», по итогам работы которой опубликованы материалы, где определены актуальные проблемы изучения истории и философии русского либерализма. В последнее годы появляются все новые и новые диссертационные исследования, посвященные русскому либерализму, который изучается, в основном, с позиций противопоставления его либерализму классическому – западному. Авторы ставят своей целью определить своеобразие русского либерализма и, главное, причины этого своеобразия и его последствия. Единой точки зрения по этому поводу не достигнуто, но выдвинуто много интересных и оригинальных версий. В данной работе мы попытались выдвинуть свою трактовку этой проблемы. Не обделены вниманием, хотя и в гораздо меньшей степени, и представители консервативного направления русской философии.

Таким образом, научную литературу, которая так или иначе затрагивает тему настоящего диссертационного исследования, условно можно разбить на несколько групп.

К первой группе относятся в основном работы юристов, рассматривающие русскую философию конца XIX – начала XX века. Свои исследования данной проблеме посвятили В. Г. Графский, В. Д. Зорькин, И. А. Исаев, М. Казмер, В. И. Кузнецов, Н. Я. Куприц, С. А. Пяткина, А. И. Экимов и др. В данных исследованиях правовые теории и течения рассматриваются в основном в формально-логическом и эволюционном русле, вне парадигмального противостояния культур. Проблема же власти исследуется лишь в политико-правовом и философском аспектах, вне культурно-исторического контекста.

Вторая группа включает историко-философские исследования русского либерализма. Сюда относятся работы М. А. Абрамова, А. А. Алафаева, А. В. Гоголевского, Б. Г. Капустина, В. В. Леонтовича, Т. Г. Масарика, А. Н. Медушевского, Л. И. Новиковой, И. Д. Осипова, В. И. Приленского, В. Ф. Пустарнакова, С. С. Секиринского, И. Н. Сиземской, В. В. Шелохаева и др. Проблема власти в этих исследованиях предстает не только в общефилософском, но и в культурно-историческом плане. Но рассматривается она чаще всего фрагментарно, в логически определенных рамках тех или иных либеральных течений.

Третья группа – это исследования, посвященные консервативному направлению данного периода. Сюда относятся работы А. В. Деникина, Е. А. Дудзинской, Б. С. Итенберга, В. А. Китаева, А. С. Карцова, Е. Б. Молчанова, В. А. Твардовской, П. Ю. Рахшмира, Н. И. Цимбаева и др. В данных исследованиях проблема власти чаще всего присутствует в общекультурном плане, философские и политические ее аспекты представлены слабее.

К четвертой группе относятся работы, воссоздающие культурно-исторический и интеллектуальный фон дореволюционной России, а также работы, вскрывающие специфику русской философии. Среди таких исследований выделяются историко-философские работы Н. А. Бердяева, В. В. Ванчугова, В. В. Зеньковского, А. И. Зимина. В. А. Кувакина, А. Ф. Лосева, М. А. Маслина, П. А. Флоренского, Г. В. Флоровского, В. Ф. Эрна и др.

Таким образом, предмет данного исследования, хотя и подвергался анализу, но анализ этот не носил специального проблемного характера, предлагаемого в настоящей работе. В диссертационных, академических исследованиях проблема власти давалась фрагментарно, лишь в контексте исследуемых философских, политических и правовых течений. Однако, несмотря на новизну исследования, автор имел возможность опереться на целый ряд упомянутых российских ученых.

Предмет и хронологические рамки исследования. Предметом настоящего диссертационного исследования является проблема власти в русской философии конца XIX – начала XX века (вплоть до 1917 года). Объект исследования – философско-правовые и политические взгляды представителей либерального и консервативного направлений. Диссертационное исследование посвящено историко-философскому изучению правовой парадигмы русской философии в период от 80-х годов XIX века (господство позитивизма в правовой философии) и до 1917 года, как разрушения всей социально-общественной структуры, в которой данная парадигма (в своих различных направлениях) существовала. Мы не касаемся эмиграционного периода, в который большинство философов изменили свои взгляды.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является теоретический анализ концепций власти в либеральных и консервативных течениях отечественной философии конца XIX начала XX века.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

установить генезис и провести теоретический анализ особенностей отечественной философии вообще и философии права в частности;

исследовать философско-теоретические основания русского либерализма и консерватизма;

выявить метафизические принципы и ценности, на которых основывались концепции власти изучаемых философских направлений;

выявить ключевые проблемы в развитии понятий о власти того или иного направления русской философии;

рассмотреть внутренний смысл и мировоззренческие корни основных правовых теорий.

Теоретико-методологические основы диссертации. Настоящее исследование проведено в соответствии с основными общенаучными принципами теории истории философии.

загрузка...