Delist.ru

Роль гуманитарных связей в межкультурном взаимодействии России и Египта (конец XIX - середина ХХ века) (15.06.2007)

Автор: Беляков Владимир Владимирович

Методологическая основа исследования. Диссертант опирался на принцип историзма, позволяющий проследить эволюцию общественно-политических явлений комплексно и в их причинно-следственной взаимосвязи. Он также активно использовал методики как архивных, так и полевых исследований.

Апробация исследования. Изучению гуманитарных связей России и Египта диссертант посвятил два десятилетия. По мере накопления материала он публиковал сначала результаты своих изысканий в российских и египетских периодических изданиях, причем число таких публикаций достигает 50. Собранный материал первоначально вошел в научно-популярную книгу «По следам “Пересвета”» (Каир, 1994). В наиболее полном виде он изложен в книге «Приютила Африка Жар-птицу» (М., 2000), в брошюре «Российский некрополь в Египте» (М., 2001) и в книге «Сокровища Синая» (М., 2004).

В обобщенном виде диссертант изложил историю гуманитарных связей России и Египта в исследуемый период в монографии «К берегам священным Нила…» (М., 2003). По теме диссертации опубликованы также 20 научных статей.

Работы диссертанта вошли в рекомендательный список литературы для российской молодежи в рамках федеральной программы министерства культуры «Книги для юношества» и общероссийское методическое пособие Российской государственной юношеской библиотеки (2004 г.).

Результаты своих исследований диссертант имел возможность изложить и обсудить на международных конференциях и национальных симпозиумах: «Культурное наследие Египта и христианский Восток» (Москва, ИВ РАН, октябрь 2000, декабрь 2002, октябрь 2003, май 2006 г.), «Египет и страны Ближнего Востока» (Москва, Российский государственный гуманитарный университет, октябрь 2004 г.), «Операция “Факел”. К 60-летию высадки англо-американских войск в Северной Африке» (Москва, Институт Африки РАН, декабрь 2002 г.), «Африка во Второй мировой войне» (Москва, Институт Африки РАН, декабрь 2004 г.), «Культурное наследие Египта и Россия» (Каир, Хелуанский университет, май 2003 г. и май 2005 г.), «Перемещение людей и взаимодействие культур между Россией, Ближним Востоком и Северной Африкой» (Тунис, Тунисский университет, апрель 2004 г.).

Результаты исследований также вошли в курсы лекций «”Египтомания” в России», «Культура Ближнего Востока» и «Россия и Египет в памятниках и музейных собраниях», прочитанных диссертантом в 2002/2003 – 2006/2007 учебных годах в Российском государственном гуманитарном университете, и курсы лекций «Страноведение Египта» и «История и культура Египта», прочитанных диссертантом в 2002/2003 – 2006/2007 учебных годах в Военном университете Министерства обороны.

Диссертация опубликована в 2007 году в качестве учебного пособия по курсу «Страноведение Египта» для курсантов Военного университета.

Положительная рецензии на работы диссертанта опубликовали: журнал «Азия и Африка сегодня», журнал «Дарьял» (Владикавказ), газеты «Российские вести», «Труд», «Труд-7», «Книжное обозрение». Положительная оценка этим работам дана также в трудах востоковедов А.З. Егорина, Ю.В. Луконина, В.П. Хохловой, Г.В. Горячкина, литературоведа Л.Г. Пановой.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

Глава 1 «Гуманитарные связи как форма межкультурного взаимодействия» посвящена определению понятия «гуманитарные связи» и их места в межкультурном взаимодействии.

В первом разделе «Сущность гуманитарных связей и их виды» дается определение таких связей. Под гуманитарными связями мы понимаем индивидуальные, личностные связи. Они возникают в процессе неформального общения представителей различных народов. Побудительными мотивами установления таких связей являются обычно личные интересы или потребности индивида.

Чаще всего гуманитарные связи представляют собой продукт интереса человека к другой стране. Причины подобного интереса весьма многообразны. На территории этой страны могут быть расположены святые места религии, которую исповедует индивид. Интерес к другой стране может быть вызван желанием лично познакомиться с историческими памятниками, о которых человек читал или слышал. Индивида может привлекать возможность отдыха в стране с более благоприятным климатом, чем на родине, или лечения климатом, водами или грязями. Сравнительно новой мотивацией интереса к другой стране является проведение там крупных спортивных соревнований или масштабных культурных мероприятий. Побудительным мотивом такого интереса может быть проживание в другой стране родственников или друзей. Подобный интерес может носить и экономический характер. Поездки на заработки и учебу за границу приняли в последние годы массовый характер. Наконец, побудительным мотивом интереса к другой стране может служить существование там более благоприятного с точки зрения индивида политического климата или уровня личной безопасности. Политическая эмиграция – широко распространенное в мире явление, известное с давних времен.

Личные интересы индивида к другой стране подталкивают его на посещение этой страны. Во время пребывания за границей индивид устанавливает контакты с местными жителями, получает от них информацию о стране, знакомится с ее природой, климатом, культурой. В свою очередь местные жители получают от иностранца информацию о его стране и ее народе.

Межнациональное общение может быть и заочным, например, путем переписки или телефонных переговоров. Но чаще всего гуманитарные связи возникают как результат личных контактов, путем миграции индивидов, причем как добровольной, так и вынужденной.

Некоторые виды гуманитарных связей не являются следствием личного интереса индивида к другой стране, они – результат вынужденной миграции. Речь идет о различных категориях перемещенных лиц, главным образом – о беженцах и военнопленных. Но и они, как и добровольные мигранты, устанавливают контакты с местными жителями, обмениваются с ними информацией.

К гуманитарным связям, как очевидно, не относятся межгосударственные политические, торгово-экономические и культурные отношения. Мы не относим к ним и отношения между различными общественными организациями. Не является, на наш взгляд, гуманитарными связями также добровольная миграция, вызванная профессиональным интересом предпринимателя или ученого-страноведа.

Следует, однако, отметить, что пребывание официальных лиц в другой стране порождает специфический вид гуманитарных связей, поскольку в свободное от выполнения своих профессиональных обязанностей время они вступают в неформальные контакты с местными жителями.

Значение гуманитарных связей многогранно. По сути дела они являются первичным и стабильным каналом ознакомления народов друг с другом, культурного обмена между ними.

Гуманитарные связи имеют чрезвычайно важное имагологическое значение, поскольку в значительной степени содействуют формированию образа страны и ее народа. Это по сути дела «народная дипломатия», играющая возрастающую роль в международных отношениях.

По нашему мнению, в гуманитарных связях можно выделить три уровня. Критериями классификации выступают масштабы таких связей и их роль в межкультурном взаимодействии.

Первый, наиболее низкий уровень – это заочные связи. К ним следует отнести все виды переписки и телефонные переговоры между представителями различных цивилизаций. Как показывает практика, в этих формах общения происходит обмен информацией не только личного характера, но и сведениями о стране, ее природе, традициях, культуре.

Во второй половине ХХ в. из-за быстрого развития телефонной сети объем частной переписки стал заметно сокращаться. Однако появление новых средств связи – сначала факсимильной, а затем и электронной – вдохнуло в эпистолярий новую жизнь

Систематически исследовать гуманитарные связи этого уровня практически невозможно. Телефонные переговоры частных лиц ими не фиксируются, а переписка очень редко бывает доступна из-за ее сугубо личного характера. Исключение составляют лишь письма выдающихся людей, хранящиеся в архивах, а временами и опубликованные.

Значительно более объемны и разнообразны очные гуманитарные связи. Они образуют второй и третий уровень гуманитарных связей – миграцию временную и постоянную (эмиграция).

Временная миграция, представляющая собой второй уровень гуманитарных связей, бывает двух видов – добровольная и вынужденная.

Добровольная временная миграция – это поездки в страну на ограниченный срок, во всем их многообразии: религиозное паломничество, знакомство с достопримечательностями, отдых, лечение, посещение спортивных или культурных мероприятий, встреча с родными и друзьями и так далее. Масштабы межкультурного взаимодействия на этом уровне гуманитарных связей существенно больше, чем на предыдущем.

Вынужденная временная миграция является обычно результатом вооруженных конфликтов, она представлена преимущественно беженцами и военнопленными. Но вынужденная миграция может быть вызвана и стихийными бедствиями, например, засухой, наводнением, землетрясением. Масштабы межкультурного взаимодействия вынужденных временных мигрантов и местного населения примерно такие же, как и добровольных мигрантов. Хотя беженцы и военнопленные обычно содержатся в специальных лагерях или казармах и имеют меньше возможностей общаться с местными жителями, чем добровольные мигранты, это, как правило, компенсируется более длительным сроком их пребывания в стране.

Третий, наиболее высокий уровень гуманитарных связей – это эмиграция, то есть постоянное проживание в стране в течение длительного срока, интеграция в ее социально-экономическую жизнь, а нередко – и смена гражданства. Масштабы межкультурного взаимодействия в этом случае значительно возрастают. Иммигранты не только знакомят местное население с культурой своей страны, но и зачастую сами вносят вклад в развитие местной культуры.

Во втором разделе рассматриваются вторичные формы межкультурного взаимодействия. В качестве таких форм могут выступать любые носители информации, в первую очередь – сами люди. Однако в каждом конкретном случае – в зависимости от страны и эпохи – вторичными формами межкультурного взаимодействия становится специфическое сочетание носителей информации, причем в разных случаях эти носители играют не одинаковую роль.

Каналы обмена информацией достаточно многочисленны и разнообразны. Это устные рассказы путешественников, их письма на родину, очерковые публикации, литературные произведения, рисунки, фотографии, видеофильмы, аудиоматериалы, предметы декоративно-прикладного искусства, сувениры.

В третьем разделе рассматриваются проявления межкультурного взаимодействия. Это распространение языка, заимствование архитектурного стиля, элементов дизайна, образцов декоративно-прикладного искусства. Проявлением такого взаимодействия является формирование коллекций древностей и предметов материальной культуры другой страны, причем не только музейных, но и частных. Возможно также заимствование образцов одежды, обуви и причесок, блюд национальной кухни и даже некоторых традиций.

Глава 2 «Россия и Египет: взаимные временные миграции» посвящена исследованию второго уровня гуманитарных связей России и Египта в рассматриваемый период.

В первом разделе «Добровольные временные мигранты (паломники и путешественники)» рассматривается роль этого вида мигрантов в межкультурном взаимодействии России и Египта. Быстрому росту временных миграций из России в Египет содействовало в первую очередь установление регулярного морского сообщения между Одессой и Александрией в 1858 г. и между Одессой и Порт-Саидом в 1880 г. Важным фактором стала модернизация самого Египта, выразившаяся, в частности, в строительстве сети железных дорог и организации плавания пассажирских теплоходов по Нилу, в создании курортов в Асуане и Хелуане. Совершить поездку в Египет стало и быстрее, и проще, и дешевле. Немаловажное значение играл и положительный образ русских людей, сложившийся у египтян в предшествующие годы. Кроме того, благодаря экономическому развитию пореформенной России росло число людей, которые могли позволить себе поездки за границу.

К началу 1880-х гг. паломничество на Синай – наиболее древний вид гуманитарных связей России и Египта – превратилось из единичных и нерегулярных поездок в систематическое. По данным российского консульства в Каире, число паломников, направлявшихся на Синай, составляло в этот период ежегодно 60-90 человек. В начале ХХ в. поток паломников еще больше увеличился и, согласно тем же данным, ежегодно составлял уже 200-300 человек. Большинство паломников следовало на Синай через Каир, поскольку там, в подворье Синайской обители, нужно было получить рекомендательные письма в монастырь Св. Екатерины – хранитель святых мест Синая. Далее они направлялись поездом в Суэц, а оттуда – либо добирались в течение недели верхом на верблюде в монастырь, либо сначала плыли в городок Тор на западном побережье Синая, а уже затем оттуда в течение трех дней ехали в монастырь на верблюде.

Следование на Синай через центральные районы Египта – Александрию, Каир, Суэц – вызывало у паломников необходимость общаться с египтянами, давало им возможность познакомиться с природой и культурой Египта. Практически во всех опубликованных описаниях паломничества на Синай того периода содержатся сведения и о собственно Египте.

Развитию паломничества на Синай содействовал тот факт, что в конце XIX в. Синайская церковь попала в финансовую зависимость от России. После завершившейся в 1812 г. очередной русско-турецкой войны к России отошла Бессарабия, где Синайская церковь владела несколькими имениями, подаренными ей молдавскими и валахскими боярами. Эти имения сдавались частным арендаторам, и со временем правительство России пришло к выводу, что они используются неэффективно. В 1873 г. было принято решение правительства взять эти имения в вечную аренду, причем передавать монастырю лишь две пятых доходов от них.

Согласно описи заграничных монастырских имений в Бессарабии 1880 г., Синайская церковь владела там 13 имениями общей площадью свыше 15 тыс. десятин. О значении этих имений для ее финансирования можно судить по доходным статьям бюджета Синайской обители за 1890 г. Из общей суммы в 105 тыс. франков 60 тыс. приносили бессарабские имения. Еще 5 тыс. давали подворья в Киеве и Тифлисе и 3 тыс. – доходы с российских ценных бумаг. Таким образом с территории России Синайская церковь получала две трети своих доходов. Поэтому, как отмечал в 1910 г. российский посланник в Египте А.А. Смирнов, сохранение добрых отношений с Россией было для синайских отцов «жизненным вопросом».

В исследуемый период непрерывно росло число познавательных поездок в Египет. Об этом свидетельствует как статистика, так и огромное количество книг с описанием этой страны. По нашим подсчетам, после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и до конца века их вышло по крайней мере десять. Не ослабевал поток очерковой литературы и в начале ХХ в. Только в 1910-1917 гг. таких книг было семь. Причем некоторые из них издавались дважды и даже трижды.

Наибольшее значение для межкультурного взаимодействия имели многочисленные групповые поездки в эту страну в начале ХХ в. О масштабах таких поездок свидетельствуют обращения их организаторов за содействием в Российское дипломатическое агентство и генеральное консульство в Египте. Приведем примеры, относящиеся только к одному, 1910-му году.

Московская Комиссия по организации образовательных экскурсий сообщила о намерении «по примеру прошлого года» организовать экскурсию в Египет народных учителей, четыре группы по 50 человек каждая. В июне Каир и Александрию посетили 25 студентов Санкт-Петербургского университета. Летом того же года Египет намеревались посетить группа из 25-30 кадет Владимирско-Киевского кадетского корпуса, группа учеников петербургских гимназий, 40 студентов Киевского политехнического института и 20 человек по линии Комитета морских экскурсий.

загрузка...