Delist.ru

Философия политики Освальда Шпенглера (15.06.2007)

Автор: Афанасьев Валерий Владимирович

В связи с многочисленными переизданиями в 90-х гг. «Заката Европы» наследие Шпенглера стало переосмысливаться. Кроме работы К. А. Свасьяна, это статьи А. П. Дубнова, Г. В. Драча и др. В отличие от советской литературы о Шпенглере анализ его идей теперь ведется более свободно от идеологических клише и все чаще речь идет не только о философии истории Шпенглера, но и о его философии политики. Так, например, Б. Л. Губман, анализируя историософскую концепцию Шпенглера, затрагивает и некоторые его политические идеи.

Особо следует отметить работы, анализирующие политическую философию Шпенглера в исторической науке. Хотя их немного и написаны они, как правило, в рамках исследований Веймарского периода в истории Германии, именно они внесли важный вклад в переоценку значения философии политики Шпенглера и способствовали смене критического отношения к ней на более беспристрастный научный поход. Историк А. И. Патрушев в своей статье «Миры и мифы Освальда Шпенглера (1880–1936)» отмечает недостаточность исследования политических взглядов Шпенглера, обращает внимание на необходимость поиска положительных идей в его творчестве. А. И. Патрушеву удалось написать очерк политических идей Шпенглера на фоне анализа исторической ситуации в Веймарской Германии. В работах историка Л. Ю. Люкса речь идет о связи Освальда Шпенглера с представителями консервативной революции в Веймарской Германии. Аналогичные исследования мы находим и у А. М. Руткевича.

Анализу консерватизма Освальда Шпенглера уделил большое внимание А. Н. Мочкин, который в своих публикациях не только указывает на связь Шпенглера с представителями немецкой «философии жизни», но и считает его важным представителем «неоконсерватизма». А. Н. Мочкин называет концепцию Шпенглера «политической мифологией». Как и многие другие исследователи, А. Н. Мочкин не ставит перед собой задачу проанализировать политическое мировоззрение Освальда Шпенглера и рассматривает его политические идеи лишь факультативно.

Большое внимание Освальду Шпенглеру уделяется как одному из основоположников культурно-цивилизационного подхода. В работах таких отечественных исследователей, как А. Н. Чумаков, К. С. Гаджиев, А. С. Панарин, С. Г. Киселев, И. А. Василенко и др., анализируются возможности использования предложенной Шпенглером и его последователями методологии исторического и политологического анализа для осмысления современных международных проблем.

Анализу политических идей Освальда Шпенглера в зарубежной литературе посвятили свои работы Антон Коктанек, Эрнст Штуц, Жилбер Мерлио, Йоахим Петцольд, Джон Фарренкопф, Детлеф Фелкен, Михаэль Тхондль, Фрэнсис Лантинк и др. Детлеф Фелкен отмечает, что в западных странах интерес к Шпенглеру концентрировался главным образом вокруг его философии культуры, в то время как его политические идеи практически не рассматривались. Интерес к работам Шпенглера на Западе в 90-е годы возрос благодаря книге Самуэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка» (1996).

Цель и задачи исследования. Систематического анализа политических взглядов Освальда Шпенглера в отечественной научной литературе еще не проводилось, хотя многие авторы говорили о необходимости подобного рода исследований. Кроме того, недостаточно уделялось внимания анализу консервативных идей Шпенглера, которые сегодня приобретают особую значимость. Исходя из этого, целью данного диссертационного исследования является новое прочтение политической философии Освальда Шпенглера с учетом результатов отечественных и зарубежных исследований, а также выяснение ее методологического значения для современной политической науки. Особое внимание при этом уделяется анализу консервативных идей Освальда Шпенглера. Достижение этой цели предполагает критический анализ взглядов немецкого философа на политику в целом и на отдельные актуальные политические проблемы.

В качестве важных задач диссертационного исследования следует выделить следующие:

проанализировать истоки политической концепции Освальда Шпенглера и определить его влияние на политическую жизнь в Германии;

выяснить основные положения предложенного им культурно-цивилизационного подхода, его концепции «высоких культур»;

показать сходство взглядов Шпенглера и Платона на эволюцию государства;

исследовать особенности политического консерватизма Освальда Шпенглера и его критику либерализма;

определить вклад Освальда Шпенглера в исследование мировой политики и международных отношений;

рассмотреть взгляды Освальда Шпенглера на Россию и будущее ее культуры;

проследить судьбу политических идей Освальда Шпенглера в работах его последователей.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой данного диссертационного исследования является сравнительный и системный анализ, позволяющий рассматривать политические идеи Освальда Шпенглера как единую мировоззренческую систему. Первостепенное значение имеют принципы историзма и объективности, единства логического и исторического.

Важную методологическую роль в представленной работе играет культурно-цивилизационный подход, который сегодня становится одной из ведущих парадигм в политической науке. Диссертация основана на результатах научных исследований в области философии, истории, политологии, теории международных отношений.

Научная новизна исследования. Научная новизна данного диссертационного исследования состоит в разноплановом анализе политических идей Освальда Шпенглера на основе результатов отечественных и зарубежных исследований с учетом применимости их для решения актуальных политических проблем современной России. Особое внимание при этом уделяется проблемам мировой политики и международных отношений, анализу места России в современном мире. Новым в исследовании политической концепции Освальда Шпенглера является также более свободный от идеологических клише подход к оценке его консервативных идей. Кроме того, новыми являются следующие содержащиеся в диссертации положения:

установлена связь политической концепции Освальда Шпенглера с теорией культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского и политическим консерватизмом К. Н. Леонтьева;

доказывается соответствие этапов политической эволюции «высоких культур» у Шпенглера периодам распада идеального государства у Платона;

определяется место и роль Освальда Шпенглера среди представителей «консервативной революции» в Веймарской Германии;

раскрываются понятия консервативного и либерального в политической концепции Освальда Шпенглера;

выясняются основные черты консервативного подхода Освальда Шпенглера к анализу политики;

исследуется вклад Освальда Шпенглера в анализ современной мировой политики, оцениваются его прогнозы относительно будущего развития западной и российской цивилизаций;

делается попытка дополнить культурно-цивилизационный подход Шпенглера геополитическим подходом;

через анализ взглядов его наиболее известных последователей – Арнольда Тойнби, П. А. Сорокина, Л. Н. Гумилева и Самуэля Хантингтона – показаны судьбы политических идей Освальда Шпенглера;

в работе делается вывод о том, что идеи Шпенглера повлияли не только на теоретиков консервативного лагеря, но и на некоторые современные либеральные теории (О. К. Флехтгейм).

Указанные выше аспекты в исследовании творчества Шпенглера являются новыми в отечественной и зарубежной литературе и представляют особый интерес для российской науки.

В научной литературе ранее не использовалось сравнение политических идей Шпенглера с концепцией идеального государства Платона. Несмотря на различную терминологию, основные их моменты во многом совпадают, что достаточно убедительно показано в данном диссертационном исследовании. Поэтому в качестве одного из предшественников Шпенглера следует рассматривать и Платона.

Многочисленные публикации, анализирующие наследие российских евразийцев и их современных последователей, показывают близость евразийства к политическим взглядам Освальда Шпенглера.

Научная и практическая значимость исследования. Анализ политической философии Освальда Шпенглера дает не только представление об идеологических и политических реалиях Германии начала XX века, но и позволяет использовать целый ряд идей при исследовании современных политических процессов. Внеся большой вклад в развитие политической науки, Шпенглер создал методологический инструментарий для анализа современной политики. Особое значение его идеи имели для становления новой науки о мировой политике и международных отношениях.

Определение Освальдом Шпенглером основных черт консервативной политики, как и критика либерализма не потеряли своего значения и в наши дни. Теоретические выводы диссертации могут быть использованы при подготовке лекций и спецкурсов по политологии, политической философии, истории политических учений.

Апробация работы. Различные аспекты диссертационного исследования использовались при чтении лекций, проведении семинарских занятий, выступлениях на научных конференциях, подготовке статей и монографий.

Тезисы, выносимые на защиту, прошли апробацию при чтении учебных курсов по философии политики, политологии, мировой политике, социологии международных отношений, а также в выступлениях на научных конгрессах и конференциях. На факультете социологии МГПУ был прочитан спецкурс по политической социологии Освальда Шпенглера. Основное содержание диссертации было опубликовано в научных журналах и трех монографиях.

Тезисы, выносимые на защиту:

Освальд Шпенглер может рассматриваться как представитель не только немецкой, но и российской философской традиции. Влияние идей Н. Я. Данилевского на его философию истории отмечают многие исследователи. Консерватизм, аристократизм, антидемократизм и эстетизм сближает политические идеи Шпенглера с идеями К. Н. Леонтьева.

В своей периодизации политической жизни «высоких культур» Шпенглер во многом повторяет идеи Платона. Единственным существенным отличием является то, что правление буржуазии Шпенглер связывает с демократией, а не с олигархией, как это делает Платон.

Выступая одним из видных представителей консервативной революции, Шпенглер является теоретиком национально ориентированного политического движения в Германии, которое способствовало приходу к власти нацистов.

Как и национал-социалисты, Шпенглер поддерживал империалистические планы Германии, хотя критиковал как расовую теорию фашизма, так и его популизм, что не позволяет полностью отождествлять его наследие с нацистской идеологией.

Консерватизм Шпенглера непоследователен, поскольку он выступает лишь за независимость государства от экономики, а не говорит о подчинении государства церкви, что составляет существо консервативного подхода в политике.

В анализе международных отношений Освальд Шпенглер был одним из видных теоретиков так называемого реализма, хотя и понимал, что роль национальных государств в современной мировой политике постоянно уменьшается.

загрузка...