Delist.ru

Определение показателей безопасности движения с учетом оценки водителями взаимодействий в транспортном потоке (15.05.2008)

Автор: Уткин Анатолий Викторович

УТКИН Анатолий Викторович

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ С УЧЕТОМ ОЦЕНКИ ВОДИТЕЛЯМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ТРАНСПОРТНОМ ПОТОКЕ

(05.22.10 – Эксплуатация автомобильного транспорта)

А в т о р е ф е р а т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата технических наук

Москва 2008

Работа выполнена в Проблемной лаборатории организации и безопасности движения (ПЛОБД) Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета).

Научный руководитель - заслуженный деятель науки и техники РФ

доктор технических наук, профессор

Сильянов Валентин Васильевич

Официальные оппоненты - доктор технических наук, профессор

Зырянов Владимир Васильевич

- кандидат технических наук

Анохин Борис Борисович

Ведущая организация - Открытое Акционерное Общество «НИИАТ».

Защита состоится «___» __________ 2008 года в 1000 часов на заседании диссертационного совета Д 212.126.04 Минобрнауки РФ при Московском автомобильно-дорожном институте (государственном техническом университете) по адресу: 125319, г. Москва, Ленинградский проспект, дом 64, ауд. 42.

Справки по телефону: (495) 155-93-24.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МАДИ (ГТУ).

Отзывы в двух экземплярах, заверенные печатью, просим направлять в диссертационный совет университета и по электронной почте:

Автореферат разослан «____» ___________ 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета В.А. Максимов

Общая характеристика работы

Актуальность работы. Возросший уровень автомобилизации страны, переполнение дорожной сети, усложнение условий движения влекут за собой постановку задачи исследования влияния пробок (заторов) и ударных волн в транспортном потоке на безопасность дорожного движения (БДД).

Для оценки БДД применяется большое количество методических приёмов и показателей, которые отличаются между собой степенью сложности и детализацией исходных данных. Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) является относительно редким событием, а частота ДТП нестабильна по своей природе. Поэтому в качестве меры уровня БДД используются транспортные конфликты (ТК). Предполагается, что причины, лежащие в основе ТК и ДТП, одни и те же.

Мерой измерения ТК является время до столкновения. Понимание того, какой вид зрительной информации используется и какие факторы воздействуют на оценку времени до столкновения, имеет большое значение для решения задач БДД. Только эмпирическое решение этих вопросов не дает соответствующего затратам эффекта, поэтому математическое моделирование ТК и работы зрительной системы водителя является важной проблемой.

Цель и задачи диссертационной работы. Целью диссертации является разработка и исследование количественных показателей уровня БДД в транспортном потоке с макроскопическими неоднородностями.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи.

Разработка математических моделей транспортного потока с макроскопическими неоднородностями при наличии помех движению и численная реализация моделей.

Разработка математической модели распределения перемещений и скоростей объектов в поле зрения водителя для описания деформации и скорости деформации образа среды и численная реализация модели.

Определение и вычисление показателей БДД и характеристик транспортных пробок с помощью моделей транспортного потока.

Проведение натурных экспериментов для проверки кинематического подхода к зрительному восприятию водителя, калибровки моделей движения транспортных потоков.

Анализ мест концентрации КС и ТК с помощью численного моделирования.

Научная новизна работы

Разработана математическая модель и графический метод для выявления мест концентрации КС на границе скачков плотности в транспортном потоке и цепных КС в моделируемой системе.

Разработан метод оценки скорости формирования транспортной пробки, доли автомобилей в пробке и времени «жизни» пробки в зависимости от плотности потока на моделируемом участке дороги.

Построены математические модели транспортного потока, основанные на взаимодействии одновременно двух и трех последовательно движущихся друг за другом автомобилей при наличии нескольких узких мест в моделируемой системе для определения показателей опасности движения.

Разработана математическая модель распределения перемещений объектов в поле зрения водителя и оценки деформации образа трассы дороги.

Достоверность научных выводов подтверждается сходимостью результатов моделирования и натурных наблюдений.

загрузка...