Delist.ru

Коммуникативные проблемы социокультурной интеграции современного российского общества (15.05.2007)

Автор: Шайхисламов Рафаэль Бадретдинович

шайхисламов рафаэль бадретдинович

коммуникативные проблемы социокультурной интеграции СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО общества

Специальность 22.00.04 – «Социальная структура, социальные институты и процессы»

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

доктора социологических наук

Уфа 2007

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет»

Научный консультант:

доктор философских наук, профессор

Гилязитдинов Джаудат Махмудович

Официальные оппоненты:

доктор социологических наук, профессор

Миронов Анатолий Васильевич

доктор социологических наук, профессор

Егорышев Сергей Васильевич

доктор социологических наук, профессор

Комлев Юрий Юрьевич

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»

Защита состоится «____»____________2007 г. в _____ часов на заседании Диссертационного совета Д.212.013.05 в Башкирском государственном университете по адресу: 450074, Уфа, ул.Фрунзе, 32. БГУ.

С диссертацией можно познакомиться в читальном зале библиотеки Башкирского государственного университета.

Автореферат разослан «_____» _______________ 2007 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор социологических наук, профессор А.Б.Курлов

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Трансформационные процессы в российском обществе, осуществляющиеся в последние полтора десятилетия, являются по своей направленности и действенности сложными, противоречивыми и неоднозначными. Российское общество как социокультурная система – как единство ее социальной, культурной и личностной подсистем – оказалось более дифференцированным, сложным, динамичным и инновационным. Однако содержание и направленность социокультурных изменений остаются неопределенными, для их характеристики «применимо понятие спонтанной трансформации общественного устройства, ни генеральное направление, ни конечные результаты которого не предрешены». Несмотря на то, что социально-политическая ситуация за последние годы несколько улучшилась и преодолела тенденцию спада, кардинального перелома не произошло, приобретя форму «плато». По данным исследования Фонда общественного мнения (ФОМ), три четверти опрошенных считают, что сегодня в нашем обществе преобладают разобщенность и несогласие. Социокультурное состояние современного российского общества многими исследователями оценивается в основном как негативное и описывается в таких терминах, как «раскол», «кризис», «дезинтеграция», «дезорганизация».

Решение экономических, политических, духовных проблем современного российского общества, являющихся в своей сущности переплетенными в единый узел проблемами социума, культуры и личности, предполагает поиск его социокультурных алгоритмов. Анализ трансформационных процессов последних десятилетий показывает, что они шли во многом вне социокультурных рамок. Решать проблемы общества «сверху», без превращения самого общества, различных групп и слоев, личности в субъект преобразований невозможно – об этом свидетельствует опыт всех реформ в истории России. Замкнутость, изолированность, монологичность в отношениях между социальными слоями и группами лишь способствуют сохранению социальной разобщенности общества, порождая взаимное недоверие, непонимание, нетерпимость. Самоорганизация общества осуществима на основе равноправной, симметричной социокультурной коммуникации, на базе общественного диалога, в форме совместного смыслопорождения, поиска точек соприкосновения различных интересов, взаимного доверия, понимания и согласия.

Проблемы трансформации современного российского общества, закономерно переместившиеся в фокус внимания отечественной социологии, обсуждаются на научных симпозиумах (в частности, на международных симпозиумах «Куда идет Россия?»), активно разрабатываются вузовскими, академическими и другими научными центрами. Среди многоплановых проблем трансформации российского общества в центре внимания социологической науки постепенно оказывается их социокультурный аспект. В определении направленности изменений в постсоциалистических странах, считает Т.И.Заславская, первостепенную роль нужно усматривать в социокультурных сдвигах. В условиях трансформирующегося российского общества, отмечает В.А. Ядов, приоритет в современных социальных теориях начинает переходить от структурно-системной и институциональной составляющих к социально-культурным и деятельностно-субъектным. А.С. Ахиезер полагает, что анализ сложных социокультурных изменений требует нетрадиционной методологии, направляющей главное внимание исследователя на движущие силы социокультурной динамики. Сегодня, когда необходимы знания о реальном потенциале общества к самосохранению и саморазвитию, жизненной задачей социальных наук является поиск интегративных механизмов, обеспечивающих воспроизводство социокультурной целостности общества.

Степень научной разработанности проблемы. Социологическая наука в условиях новых вызовов стремится, с одной стороны, творчески переосмыслить мировое и отечественное социологическое наследие, с другой стороны, обозначить новые концептуальные подходы, способные адекватно объяснять и понимать реалии нового века. Осознание того, что социальные проблемы неразрывны с проблемами конкретного индивида и вопросами сохранения и развития культуры, стимулирует становление новых исследовательских концепций. В частности, Ж.Т.Тощенко, Ю.М.Резник и ряд других российских социологов активно разрабатывают концепцию социологии жизни, ставящую в центр социологического анализа жизнь человека и его реальные проблемы, мысли, переживания и действия, институционализацию и деинституционализацию, организационное и культурное упорядочивание или распад социальных форм жизненного процесса под влиянием субъективных факторов. Социокультурный подход к изучению трансформационных процессов становится одним из важнейших методологических ориентиров не только в поиске выхода из кризисного состояния, но и в определении перспектив развития российского общества. Этим объясняется обращение многих исследователей к концепции социокультурной динамики П.Сорокина, к «четырехкомпонетной парадигме» Т.Парсонса, к теориям коммуникативного действия, жизненного и системного миров Ю.Хабермаса, к феноменологической социологии А.Шюца.

Социокультурный анализ проблем общества предполагает синтетическое исследование – изучение социальных, культурных и личностных изменений в их неразрывном единстве. Теоретико-методологические аспекты социокультурного анализа получили развитие в работах Н.И.Лапина, А.С. Ахиезера, Л.Г.Ионина, Ю.М.Резника и др.; исследование реальных проблем социокультурной трансформации российского общества содержится в работах, кроме указанных выше авторов, Дж.М. Гилязитдинова, В.И.Добренькова, Т.И. Заславской, В.В.Локосова, Г.В.Осипова, С.М.Поздяевой, Л.В.Полякова, Ж.Т. Тощенко, М.А.Шабановой, В.А. Ядова и других авторов. А.С.Ахиезер, Н.И.Лапин, Л.В.Поляков, С.М.Поздяева и ряд других исследователей осмысливают актуальные трансформационные процессы на основе анализа особенностей исторического пути России, конкретно-исторического соотношения традиционного и либерального компонентов российской цивилизации. Определить проблемы и начертить перспективы социокультурной трансформации российского общества с позиций интегральной социологии П.Сорокина предпринимают Д.М. Гилязитдинов, В.И.Добреньков и другие социологи. С.А.Кравченко и ряд других социологов усматривают в социокультурной трансформации российского общества нелинейную динамику, переход к перманентному неравновесному состоянию, что обусловливает рост неопределенности преобразований, их спонтанности и парадоксальности.

Для изучения проблем социокультурной интеграции общества большое значение имеют исследования различных аспектов социальных процессов. Среди них, с точки зрения важности для анализа социокультурных проблем общества, нам представляются наиболее интересными исследования социальных сетей и социального капитала. Сетевой анализ социальных систем дает возможность изучить тесноту социальных связей (контактов), в том числе коммуникативных, выявить характер этих связей (взаимное содействие или противодействие, доверие или недоверие, изолированность или открытость). Появился целый ряд работ, посвященных исследованию формальных и неформальных сетей в российском обществе, уровня доверия в этих сетях, социального капитала как сети, образованного на взаимном доверии и поддержке (среди них – работы В.В.Локосова, В.В.Радаева, Н.Е.Тихоновой, Н.Бусовой, С.Ю.Барсуковой, Г.В. Градосельской и других авторов).

Заметным явлением в отечественной социологии является возрастающий интерес к человеческому измерению социальных и культурных изменений. «Личностно-ориентированная» социология усматривает в самовоспроизводстве общества доминирующую роль личности. Выдвижение личности в центр социологического анализа общественных изменений характерно для работ Г.С. Батыгина, А.О.Бороноева, Ю.Г.Волкова, С.И.Григорьева, Т.М.Дридзе, С.А. Кравченко, Н.И.Лапина, Ю.М.Резника, С.Г.Спасибенко, Ж.Т.Тощенко, А.Г. Эфендиева и других социологов.

В отечественной социологии все большее внимание проявляется к культурной проблематике. Социология культуры стала сегодня одной из ведущих отраслей социологии благодаря работам многих отечественных философов и социологов, в том числе А.С.Ахиезера, Ю.Н.Давыдова, Н.С.Злобина, Л.Г. Ионина, М.С.Кагана, Л.Н.Когана, В.П.Козырькова, Н.И.Лапина, А.Л.Маршака, Ф.И. Минюшева, О.Н.Козловой и других.

Особое значение с точки зрения предмета нашего исследования имеют работы, в которых рассматриваются различные феномены общественного сознания в трансформационном процессе – идеологии, ценностных ориентаций, знаний, утопий, мнений. Среди них мы отметили бы работы Г.В.Осипова, Ж.Т.Тощенко, Ю.А.Левады, А.В.Миронова, Г.В.Осипова, С.М.Поздяевой, Р.М.Тухватуллина и других авторов.

В условиях российского общества, в котором социокультурные трансформации на социетальном уровне переплетены с региональными, этнонациональными, конфессиональными изменениями, с особенностями экономических, политических и духовных преобразований в различных субъектах страны, особую актуальность приобретают региональные исследования. Одним из субъектов РФ, в котором тесно переплетены общероссийские и региональные тенденции социокультурной трансформации, является Республика Башкортостан. Представители башкирской социологической школы достаточно глубоко изучают проблемы трансформационных процессов, происходящих в республике. Среди них отметим работы Д.М.Гилязитдинова, Ю.Н. Дорожкина, С.В.Егорышева, Р.И.Ирназарова, Т.П.Моисеевой, Ф.У.Мухаметлатыпова, Р.Т.Насибуллина, Р.М.Тухватуллина, Ф.С.Файзуллина и других авторов.

Заметно возрос интерес в последние годы к проблемам коммуникации. Социология коммуникаций, переживающая период становления, опирается на достижения мировой и российской философско-социологической и психологической теории общения, диалога (Г.М.Андреева, К.О.Апель, М.М.Бахтин, Г.Блумер, Л.П.Буева, М.Бубер, М.С.Каган, В.Е.Кемеров, А.Н.Леонтьев, Н.Луман, Дж.Мид, А.Моль, Б.Д.Парыгин, Ю.Хабермас, К.Ясперс и др.). Появились работы, в которых содержится ряд новых концептуальных направлений исследования социальных коммуникаций (Д.П.Гавра, Т.М.Дридзе, Ю.Н.Дорожкин, А.Б.Курлов, Ю.Ю.Комлев, Ю.И.Мирошников, Т.В. Науменко, Г.Г.Почепцов, Б.А.Родионов, А.В.Соколов, Ф.И. Шарков и др.). Одним из наиболее заметных достижений отечественной теории социальных коммуникаций является концепция диалога, обращение к которой связано с потребностью поиска новых форм и алгоритмов управления все более усложняющимися социокультурными процессами.

Осознание необходимости перехода к управлению проблемами на основе достижения взаимопонимания, доверия и сотрудничества обусловило широкий научный интерес к теории и практике связей с общественностью. Постепенно мода на некритическое заимствование западных идей и технологий проходит, уступая место попыткам осмысления связей с общественностью как управления проблемами в условиях российской действительности. Появились отечественные работы, в которых обобщаются теоретические аспекты связей с общественностью в российском обществе (Е.Ю.Бикметов, Ю.Н.Дорожкин, О.И.Карпухин, Э.Ф.Макаревич, В.С.Комаровский, В.Королько, Т.Ю.Лебедева, Л.Н.Федотова, М.А.Шишкина и др.).

Слабо изученными в научной литературе остаются следующие аспекты социокультурных и коммуникативных процессов. Во-первых, за редким исключением, социокультурные проблемы и процессы в современном обществе изучаются не в целостности их социальных, культурных и гуманитарных аспектов. Во-вторых, недостаточно изучены механизм и характер социокультурной дезинтеграции в целом. В-третьих, в большинстве работ основной акцент при анализе разобщенности, отчуждения, недоверия в российском обществе делается на таком факторе, как политика государства, но не выявляется интеграционный потенциал самого общества и механизмы приведения его в действие. В-четвертых, существует терминологическая неясность относительно понятия «социокультурное». Существует поверхностная мода на «социокультурную тематику», под которую подгоняются самые разные процессы и явления. В-пятых, анализ литературы показывает, что чрезвычайно актуальная задача определения путей решения таких вопросов, как консолидация общества, преодоление разобщенности, недоверия, непонимания, мобилизация общества на решение собственных проблем, пока не переместились в центр внимания отечественной социологии коммуникаций и теории связей с общественностью.

Объектом исследования являются процессы социокультурного воспроизводства современного российского общества. Предметом исследования являются коммуникативные проблемы социокультурного воспроизводства, раскрытие коммуникативных механизмов социокультурной интеграции, анализ коммуникативных способов решения социокультурных проблем современного российского общества.

Проблемное поле исследования. Анализ состояния современного российского общества показывает, что уровень доверия, понимания, согласия населения страны с действиями основных социальных институтов, в первую очередь, государства, недостаточен для преодоления разобщенности, для сплочения народа. Российское общество, в котором большинство граждан усматривает причины разобщенности исключительно в действиях «власть имущих», и, соответственно, возлагает все надежды на преодоление кризиса только на государство или отдельных политиков, не чувствует в себе в достаточной степени способность к самоорганизации, поэтому оно может консолидироваться в протестной форме, на основе или неприятия тех или иных непопулярных шагов государства, или некритического приятия популистских лозунгов, предлагающих упрощенные способы решения проблем общества, превращающих реальные проблемы общества в искусственно сконструированные псевдо- проблемы. Социокультурная интеграция, в отличие от искусственной консолидации, предполагает взаимное обогащение, приращение социума, культуры и личности на основе реального решения проблем общества. Поэтому важно определить, во-первых, тенденции формирования интеграционного потенциала в самом обществе, во-вторых, коммуникативные механизмы трансформации данного потенциала в интеграционный процесс, в-третьих, коммуникативные способы решения обществом собственных социокультурных проблем. Таким образом, проблема исследования заключается в том, социологическая наука на сегодняшний день, констатируя состояние социокультурной разобщенности российского общества, испытывает острую потребность в знаниях о способах социокультурной интеграции, о ее коммуникативных основаниях и механизмах.

загрузка...