Delist.ru

Транспортно-энергетический водный путь Судана (15.05.2007)

Автор: Муавия Али Халид Мохамед

Структура грузооборота по видам внутреннего транспорта Судана.

Вид транспорта 2000. 2003

Грузо-оборот,

мил..ткм доля в

грузообороте, %% грузо-

мил. ткм рост,

раз доля в

Железнодорожный 1213 14 889 -0,73 6,25

Внутренний водный 51,9 0,6 51,7 - 0,99 0,35

Автомобильный 7118,2 82,7 11299,4 1,58 79,5

Трубопроводный: нефть, нефтепродукты 228,2 2,7 1980 8,7 13,9

Всего: 8611,3 100,0 14220 1,7 100,0

Зарубежная практика показывает, что энергоемкость (затраты на 1ткм перевозки) у водных перевозок в среднем на 20-80% ниже, чем у железнодорожных и в десятки раз ниже, чем у автомобильных.

Важны другие параметры, такие как:

– металлоемкость, расход металла на 1т грузоподъемности металлической баржи в 4-5 раз меньше, чем на 1т грузоподъемности железнодорожного вагона.

– воздействие на окружающую среду –из всех видов транспорта водный транспорт вообще наименее вреден для окружающей среды.

Далее рассматриваются проблемы транспортно-энергетического комплекса Судана. Электроэнергетика и транспорт являются главными потребителями топлива, (табл. 6).

Увеличение доли тепловых электростанций в выработке электроэнергии в Судане в 2000-2003 гг. (табл. 7) ведет к повышению среднего расхода топлива и росту себестоимости электроэнергии, где затраты на топливо составляют 75% от себестоимости электроэнергии ТЭС и 12% ГЭС.

Потребление топлива в Судане

Показатели 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Суммарное потребление топлива, тыс. т 1748,4 2010,3 2405,5 2692,7

Потребление топлива транспортом, тыс. т

Доля транспорта, % от суммы 256

Доля электроэнергетики, тыс. т

Доля электроэнергетики, % от суммы 620

К тому же растет транспортная составляющая в стоимости топлива. Это связано с увеличением доли в перевозках наиболее энергоемких видов транспорта – автомобильного и сокращением доли наименее энергоемкого– водного, (табл. 7).

Перевозки топливных грузов в Судане по видам внутреннего транспорта

Вид транспорта 2000 г. 2001г. 2002 г. 2003 г.

Железнодорожный 201,2 212,2 387,3 352,9

Автомобильный 1967,4 2177,9 2266,2 2725,6

Водный 44 - - -

Трубопроводный 990 831,7 756 3192

Всего 3163 3227 3409 6270

В период 2000 — 2003 гг. в Судане отмечается:

рост на 39 % средней дальности пробега грузов;

рост на 23 % общей энергоемкости внутреннего транспорта (на 1 ткм) — прежде всего, из-за изменения структуры перевозок по видам транспорта (табл. 7);

рост в 2 раза суммарного по народному хозяйству расхода топливно-энергетических ресурсов на перевозки (табл. 8);

рост полных транспортных затрат народного хозяйства (в 2 раза), опережающий рост валового национального продукта (1,27 раза) и обусловленный ростом суммарного расхода топливно-энергетических ресурсов на перевозки (табл. 8).

Эти тенденции неблагоприятны для социально-экономического развития, которые могут быть преодолены двумя путями: 1– расширением использования водной энергии; и 2– передачей грузов с автомобильного и железнодорожного транспорта на водный. Последнее требует радикального улучшения судоходных условий рек.

Показатели производства и перевозок в Судане

загрузка...