Транспортно-энергетический водный путь Судана (15.05.2007)
Автор: Муавия Али Халид Мохамед
предложена классификация внутренних водных путей Судана; разработана математическая модель бассейна реки Нила на территории Судана, позволяющая прогнозировать расходно-уровенный режим реки в зависимости от метеорологических условий, гидравлических параметров русла и водохозяйственных факторов; получена необходимая информация для разработки планов развития транспортно-энергетического водного пути; проанализированы возможности увеличения судоходных глубин на различных участках речной системы; сформулированы принципы каскадирования рек речного бассейна (Нила); предложен порядок проектирования гидроузлов транспортно-энергетического водного комплекса Судана. Достоверность научных результатов, полученных в работе, подтверждена: – сопоставлением с результатами, полученными как с помощью известных расчетных методов, так с данными натурных измерений; – сопоставлением научных положений, выводов и практических рекомендаций, сформулированных в работе, с зарубежным опытом по созданию и эксплуатации транспортно-энергетических водных комплексов в развитых странах Европы, США, Канады и Китая.. Практическая значимость и ценность работы Выполненная работа, освещая проблему совместного развития водных путей и гидроэнергетики, убедительно подводит к главному выводу о безальтернативности создания транспортно-энергетического водного пути Судана, т.е. устройства на его реках глубоководных шлюзованных путей с использованием водной энергии. Развитие такой системы, позволяя решить различные водохозяйственные и экологические проблемы, послужит основной рационального природопользования и в конечном итоге устойчивого развития Основные положения, выносимые на защиту: научные концепции развития водного хозяйства Судана; гидролого–морфологические особенности рек Судана; проблемы и принципы развития судоходных путей Судана; технико-экономические показатели внутреннего транспорта; транспортно-энергетический комплекс и принципы его развития; водохозяйственный баланс, его главные задачи и составляющие; принципы реконструкции рек путем создания многофункциональных каскадов подпертых бьефов. Апробация работы: Постановка задачи и результаты исследований обсуждались на заседании кафедры водного хозяйства и морских портов Структура и объем работы: Диссертация состоит из введения, пять глав, основных выводов и рекомендаций, списка использованной литературы, насчитывающего 157 наименования, из которых 50 иностранных, и приложений. Работа изложена на 145 страницах машинописного текста, иллюстрирована 34 рисунками, содержит 34 таблицы. СОДЕЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении рассматриваются причины, обусловившие необходимость совместного комплексного рассмотрения различных водохозяйственных, энергетических и транспортных проблем, считавшихся ранее при господствовавших отраслевых подходах не связанными между собой. В первой главе рассмотрена гидрология рек и существующие водные пути Судана, их основные проблемы, предложены подходы к их решению, приведены краткий обзор и оценка гидроэнергетического потенциала Судана. Все реки, протекающие по территории Судана, принадлежат бассейну Нила. Нил является важнейшим элементом земной поверхности в северо-восточной части Африки. Бассейн этой реки охватывает Египет, Судан и Уганду, треть Эфиопии и части территории Кении, Танганьики, Руанды-Бурунди и Конго. Протяжение Нила от наиболее удаленных истоков близ озера Танганьика до Средиземного моря равно 6660 км. Площадь бассейна Нила составляет 2870 тыс. км2. Нил обладает довольно равномерным годовым стоком. Относительное значение в стоке Нила и его притоков представлено в Годовой сток Нила и его притоков Река Сток, км3/год Бахар-Эль-Джебель, ниже озера Альберта 24 Бахар-Эль-Джебель, ниже области болот Сэдд 12 Собат, у впадения в Нил 12 Белый Нил у Хартума 24 Голубой Нил у Хартума 48 Нил при входе в Египет у Вади-Хальфа 84 Внутренние судоходные пути Судана на р. Нил от Вади-Хальфа до Хартума протяженностью около 1500 км разделяется на три участка: 1- от Вади-Хальфа до Кермы (385 км)– постоянного судоходства не имеет; 2 - участок от Кермы до Марави и Кареймы (340 км)– судоходен, имеется регулярное теплоходное сообщение; 3 - от Кареймы до Хартума 800км. Судоходство по Нилу ограничивают пороги (табл.2). Их традиционно считают снизу вверх, 1-й порог затоплен водохранилищем Насер. Белый Нил. Этот путь протяженностью от Хартума до Малакал 1820 км — единственный, соединяющий юг Судана с его центральными областями. Имеются многие затруднительные для судоходства участки, глубины на которых при низких уровнях воды не превышают 1 м, а ширина судового хода 30–50 м (перекаты Абу-Зейд, Динка, Гаср-эль-Дом и мн. др.). Голубой Нил зарегулирован плотинами Росейрес и Сеннар, построенными для целей ирригации и гидроэнергетики. Из-за отсутствия судопропускных сооружений транзит по реке невозможен, река разделена плотинами на участки Росейрес — Сеннар (270 км) и Сеннар — Хартум (360 км). Участок Голубого Нила между Сеннар и Хартумом вообще не используется для речного транспорта. |