Delist.ru

Политический риск в обеспечении военной безопасности: теория и основы управления (15.05.2007)

Автор: Брега Александр Васильевич

Четвертая группа – это литература, в которой политический риск является непосредственным предметом анализа. Данная группа может быть разделена на две подгруппы. Первую представляют исследования зарубежных и отечественных авторов политического риска в рамках экономической интерпретации. Большинство этих работ посвящено анализу и учету политического риска в деятельности корпораций на международном уровне. Вторую образуют исследования, в которых рассматриваются сущность, содержание и специфика проявления политических рисков в сфере политических отношений и государственном управлении .

Пятая группа включает источники, в которых так или иначе рассматриваются политический риск в обеспечении национальной безопасности и ее неотъемлемой части – безопасности военной. Среди этих довольно немногочисленных работ следует отметить исследования таких авторов как С. С. Антюшин, О. А. Бельков, В. В. Серебрянников, П. Г. Белов, А.А. Кокошин, О.Н. Кузнецов, И. В. Лиханов, Е.В. Макаренков, Г.В. Мухин, С. Б. Переслегин, Г. Г. Почепцов, В.М. Родачин.

Обзор научных публикаций, относящихся к теме диссертации, показывает отсутствие глубокого и комплексного анализа, политического риска в обеспечении военной безопасности. Более того, до сих пор не наблюдается хоть какого-то систематизированного знания по проблеме политического риска в обеспечении военной безопасности, хотя в реальной действительности это явление исторически достаточно давнее. Вне пределов научного внимания находятся проблемы детерминации, типологии, специфики политического риска в рассматриваемой сфере, а также методы его оптимизации и многое другое.

В целом недостаточная разработанность теоретико-методологических и управленческих проблем политического риска в обеспечении военной безопасности обусловила выбор объекта и предмета диссертационного исследования.

Объект исследования – политический риск как явление и понятие.

Предмет исследования – специфика политического риска и управление им в обеспечении военной безопасности.

Цель исследования состоит в политологическом анализе места и роли политических рисков в обеспечении военной безопасности, выяснении возможностей и пределов управления ими в деятельности государства.

Актуальность, степень разработанности проблемы, объект, предмет и цель диссертационного исследования позволяют сформулировать следующие исследовательские задачи:

- разработать концептуальные основы исследования места и роли политического риска в обеспечении военной безопасности;

- обосновать и сформулировать дефиницию «политический риск в обеспечении военной безопасности»;

- выявить основные группы детерминант политического риска, влияющих на формирование и осуществление политики обеспечения военной безопасности;

- проанализировать диалектику политического и военного рисков;

- выяснить специфику проявления политического риска в обеспечении военной безопасности;

- осуществить типологию политического риска в сфере военной безопасности;

- рассмотреть эвристические возможности основных методов анализа и оценки политического риска в обеспечении военной безопасности, а также технологические механизмы управления им;

- охарактеризовать основные стратегии управления политическим риском при решении задач обеспечения военной безопасности;

- разработать предложения по оптимизации управления политическими рисками в обеспечении военной безопасности России.

Теоретической основой исследования являются теории национальной, военной безопасности, конфликта и принятия решений, позволившие автору осмыслить место политического риска в процессе обеспечения военной безопасности. При определении сущности, основных модификаций и детерминации политического риска использованы теория политической власти Н. Лумана, концепции общества риска (У. Бек, Э. Гидденс, О. Яницкий), а также общетеоретические положения, содержащиеся в работах А. Альгина, М. Дугласа, В. Зубкова, С. Кобрина, Ю. Козельского, А.Соловьева и ряда других исследователей. В рассмотрении проблем оптимизации политических рисков автор опирался на теории стратегического и ситуативного управления.

Методологическую базу исследования составили методы и принципы научного познания, разработанные в социальных и гуманитарных науках. Автор широко использует такие подходы, как сравнительный, ретроспективный, социокультурный, диалектической взаимосвязи и взаимозависимости социальных явлений. Кроме того, в исследовании применены принципы системного и деятельностного подходов. При построении теоретической модели анализа факторов политического риска используется методика экспертных оценок.

Исходной методологической основой исследования является позиция, отрицающая одностороннюю и линейную детерминацию военно-политических процессов только одной группой факторов, будь это экономика, военное дело, культура, политика или идеология. Не менее важным является аксиологический анализ политического риска, т. е. его ценностное измерение. Вне общественно значимых ценностей и идеалов политика обеспечения военной безопасности может не только потерять устойчивые смысловые социокультурные ориентиры, но и сделаться по своей сути аморальной.

В диссертации широко использовались количественные и качественные методы сбора и анализа информации о предметных сторонах объекта исследования. Методами сбора первичной информации были анализ документов и мнения экспертов в области военной безопасности. В качестве методов неформального анализа автор использовал факторный и политико-культурный анализ, метод логического моделирования.

Цель и задачи исследования предопределили структуру диссертации и логику изложения материала. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, раскрывается степень ее научной разработанности, определяются объект, предмет и цель исследования, характеризуются теоретические и методологические основы анализа проблемы диссертации, определяется научная новизна и практическая значимость исследования.

В первой главе – Теоретико-методологические основы исследования политического риска в обеспечении военной безопасности – определяется сущность и содержание политического риска, рассматриваются различные подходы к его пониманию и научному определению. Характеризуется сущность военной безопасности, и обозначаются основные элементы ее обеспечения. Выявляются рискологические параметры различных уровней системы обеспечения военной безопасности. Дается авторское определение понятия «политический риск в обеспечении военной безопасности». Определяется категориальный статус понятия «риск» среди понятий, используемых для характеристики антитезы военной безопасности.

Во второй главе – Детерминация, типология и специфика политического риска в обеспечении военной безопасности – выявляются и рассматриваются основные группы факторов, формирующие профиль политических рисков, осуществляется его классификация, а также выявляется специфика политического риска в деятельности различных субъектов, включенных в процесс обеспечения военной безопасности. При этом уделяется немало внимания имеющимся противоречиям в восприятии политического риска в кризисных ситуациях.

В третьей главе – Управление политическим риском в обеспечении военной безопасности – раскрывается содержание основных этапов управления политическими рисками. Характеризуются основные методы анализа и оценки политического риска, предлагается авторская модель анализа факторов политического риска, а также алгоритм оценки политического риска при выборе решения на применение/неприменение средств военного насилия. Рассмотрены основные стратегии управления политическим риском в обеспечении военной безопасности, определены их положительные и отрицательные стороны. Обосновываются направления совершенствования управления политическим риском в обеспечении военной безопасности современной России.

В заключении обобщаются результаты исследования, делаются теоретические выводы и предлагаются практические рекомендации по повышению эффективности управления политическими рисками в интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ

ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:

раскрыта сущность и специфика политического риска в обеспечении военной безопасности в современных условиях, показана взаимосвязь политического и военного рисков;

дано авторское определение понятия «политический риск в обеспечении военной безопасности»;

предложено и обосновано новое видение соотношения понятий «вызов», «опасность», «угроза» и «риск», в котором более полно учитывается субъективно-объективная природа риска;

выявлены и проанализированы основные детерминанты политического риска, влияющие на принятие и реализацию военно-политических решений;

разработана типология политического риска в обеспечении военной безопасности;

определены технологические основы управления и возможности различных методов анализа и оценки политического риска;

охарактеризованы основные стратегии управления политическим риском, используемые при решении задач обеспечения военной безопасности;

определены основные направления оптимизации управления политическими рисками в обеспечении военной безопасности России.

На защиту выносятся следующие результаты исследования:

1. Определение сущности и особенностей политического риска в обеспечении военной безопасности. Военная опасность, угроза вооруженного насилия порождают закономерное стремление граждан и государства их устранить, минимизировать, создать атмосферу защищенности от действия (прежде всего, внешней) военной силы. Диссертант, не останавливаясь на раскрытии большого спектра подходов к определению военной безопасности, подчеркивает, что все они указывают на такое состояние субъекта, при котором исключается или нейтрализуется возможность нанесения ущерба средствами вооруженного насилия. Учитывая это, автор за основу берет следующее (на его взгляд, наиболее удачное) определение. «Военная безопасность представляет собой состояние внутренних и международных условий жизни, которые нейтрализуют или исключают нанесение личности, обществу, государству, коалиции государств, всему мировому сообществу ущерба средствами вооруженного насилия».

загрузка...