Delist.ru

МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И НЕЧЕТКИЕ МЕТОДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СИСТЕМЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ (15.04.2011)

Автор: Ульянова Анна Игоревна

2. Нечеткий вывод. Сначала определяются уровни "отсечения" для левой части каждого из правил: Далее находятся "усеченные" функции принадлежности:

3. Композиция, или объединение полученных усеченных функций, для чего используется максимальная композиция нечетких множеств: где MF(y) – функция принадлежности итогового нечеткого множества.

4. Дефазификация, или приведение к четкости. Существует несколько методов дефазификации. Например, метод среднего центра, или центроидный метод.

В управлении персоналом самой значительной по объёму является сфера профориентации, переподготовки и повышения квалификации. В мире на её долю приходится до 40% всех средств, затрачиваемых организациями на кадровую работу. В отечественной промышленности с переходом к рыночной экономике и реализацией высокотехнологичных проектов технического перевооружения будет возрастать потребность в гибкой системе профориентации и переподготовки, реализуемой самими промышленными предприятиями и объединениями или с привлечением специализированных организаций. В любом случае содержание, методы, организационные формы, обучаемый контингент должны быть объектом гибкого управления с учётом производственных потребностей.

В работе использован способ использования социальных сетей для формирования так называемых практических сообществ (Community of Practice, CoP), объединяющих людей, заинтересованных в приобретении и развитии знаний в определённой области и их использовании для достижения практических целей. Применение описанных методов для формирования состава участников, целей и направленности программ переподготовки на основании информации, содержащейся в социальной сети, позволяет службе управления персоналом совместно с подразделением/учреждением, осуществляющим профориентацию и профессиональную переподготовку сотрудников, управлять содержанием программ для целевых групп персонала, формируемых в соответствии с реальными задачами перевооружения производства.

В диссертации предложена методика профориентации, повышения квалификации и аттестации персонала промышленных предприятий, которая включает этапы входного контроля, непосредственно обучения и выходного контроля. Введены операции последовательной реализации учебных элементов «(», параллельной «(» и обратной связи «F», что позволяет реализовать все приведенные этапы на основе единого универсального механизма.

На первом этапе сотруднику предоставляется возможность просмотра краткого содержания, отражающего специфику специальности. В профессиограмме превалируют параллельные несвязные последовательности учебных модулей и тестов, объединенных в блоки ((U1(T1)((U2(T2)(… ((Un(Tn)). В результате сотрудник выбирает определенное направление переподготовки.

Входное тестирование осуществляется на основании предъявления тестовых заданий по всем учебным модулям. Во входном контроле основной задачей является выявление уровня знаний по всем модулям выбранной специальности, т.е. определение F(T1(T2(… (Tn). Использование разработанных методов позволяет сформировать индивидуальную программу на основании результатов входного контроля.

Третий этап представляет непосредственно обучение, которое заканчивается после изучения всех модулей, закрепляющих теоретические знания и практические навыки выбранного направления переподготовки. Процесс обучения определяется жестким треком последовательного соединения модулей и тестов U1(T1(U2(T2(U3(U4(… (Tn.

Выходной контроль является четвертым этапом, который представляет единый гетерогенный тест F(T).

В четвертой главе диссертации рассматриваются вопросы построения программно-моделирующего комплекса системы профориентации и переподготовки персонала промышленных объединений.

), интегрирующая учебный план, тестовые задания, результаты выполнения и характеристики доступа к учебно-методическим материалам. Комплекс реализован в рамках единой оболочки с универсальным интерфейсом и возможностью интеграции со стандартными пакетами.

Разработанный программный комплекс, реализует среду консультанта, который наряду с другими функциями обеспечивает реализацию механизмов управления образовательной траекторией по результатам выполнения участниками социальной сети тестовых заданий. Анализ результатов переподготовки для ряда промышленных предприятий по различным направлениям подготовки показал существенную связь между типом профессиональной деятельности и непосредственно содержательной частью блока.

Проведенный анализ показал, что в рамках рассматриваемых типов производственной деятельности наиболее высоким уровнем практических навыков характеризуются работники Корпоративного Центра. По данной группе средняя оценка составляет 65,8 баллов, что соответствует высокому уровню практических навыков. Самую низкую среднюю оценку, приближающуюся к верхней границе среднего уровня, – 48,0 баллов - получили работники Корпоративного управления и науки.

Следует отметить, что по всем типам производственной деятельности, за исключением Корпоративного управления и науки, работники показали уровень практических навыков, существенно превышающий уровень знаний, определенный по результатам аттестации. Это может свидетельствовать о более практической направленности деятельности работников.

Полученные результаты анализа свидетельствуют о необходимости дифференцированного подхода к процессу переподготовки кадров, что приводит к задам оценки связности базовых знаний персонала (профессиональная деятельность) с программами переподготовки.

Инфологическая модель базы данных связности учебных модулей

При этом также важна оценка взаимосвязи между всеми курсами и блоками, входящими в цикл профориентации и переподготовки.

Средние оценки по типам производственной деятельности

Название блока Тип производственной деятельности В среднем

по всем работникам

Корпоративный центр Блок

производ-ства Блок маркетинга, продаж и переработки Блок сервисов Корпоративное управление

и наука

Управление финансами 65,0 55,1 62,1 59,8 45,2 59,2

Экономика 70,8 65,3 64,5 70,6 43,3 67,0

Бухгалтерский учет и аудит 65,8 59,6 65,4 61,7 46,9 62,1

Юридические основы финансово-экономического управления 60,6 50,3 57,6 55,2 52,9 54,8

Организационные основы современного финансово-экономического управления 66,6 56,2 58,9 59,3 47,6 58,7

Информационные технологии 66,1 55,7 57,0 60,4 51,9 58,6

Финансово-экономический блок в целом 65,8 57,0 60,9 61,2 48,0 60,1

Таким образом, в диссертации выполнено расширение функционала социальной сети путём достраивания модели формирования направлений профориентации и переподготовки целевого контингента в структуре социальной сети инструментальными средствами автоматизированного управления образовательными программами.

В заключении представлены основные результаты работы.

Приложение содержит документы об использовании результатов работы.

Публикации. По результатам выполненных исследований опубликовано 11 печатных работ, приведенных в списке публикаций.

Основные выводы и результаты работы

Проведен системный анализ задач организации процесса профориентации и обучения участников социальных сетей промышленных объединений. Выделен набор инструментальных средств, позволяющий повысить эффективность управления производственными программами.

Предложен показатель сформированности требуемых характеристик специалиста, учитывающий психолого-индивидуальные компетенции, что позволяет автоматизировать систему подбора кадров под реализацию конкретных производственных программ. Для оценки квалификационного уровня предложены механизмы гетерогенного тестового контроля.

Разработана аналитико-имитационная модель сетевого планирования производственных программ, учитывающая лингвистические неопределенности оценки квалификации персонала и позволяющая оценить временные затраты в виде нечетких переменных, что повышает качество решений по подбору кадров на основе инструментально-технологических средств социальных сетей.

На основе модели марковской цепи взаимодействия участников социальной сети разработана методика кластеризации кадрового состава промышленного объединения, которая позволяет декомпозировать организационную структуру управления конкретной производственной программой.

загрузка...