Delist.ru

МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И НЕЧЕТКИЕ МЕТОДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СИСТЕМЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ (15.04.2011)

Автор: Ульянова Анна Игоревна

При разработке формальных моделей компонент системы профориентации в диссертации использовались методы общей теории систем, классический теоретико-множественный аппарат, теория нечетких множеств и нечетких отношений. Системный анализ управления образовательной траекторией в учебных центрах проводился на реальных статистических данных, обработка которых проводилась с помощью современных методов анализа данных с привлечением математических и статистических пакетов.

Научная новизна

Научную новизну работы составляют методы и модели формирования кадрового состава в системе нечеткого планирования производственных программ промышленного объединения.

На защиту выносятся:

модель нечеткого сетевого планирования производственных программ;

модель кластеризации участников социальной сети на основе марковской цепи взаимодействия;

методики профориентации и переподготовки персонала;

программно-технического комплекс системы профориентации и переподготовки персонала под реализацию производственных программ промышленных объединений.

Достоверность научных положений, рекомендаций и выводов

Обоснованность научных положений, рекомендаций и выводов определяется корректным использованием математического аппарата, согласованностью результатов аналитических и имитационных моделей процессов обучения в социальных сетях. Достоверность положений и выводов диссертации подтверждена положительными результатами внедрения работы в ряде промышленных предприятий и соответствием теоретических и практических результатов.

Практическая ценность и реализация результатов работы

Научные результаты, полученные в диссертации, доведены до практического использования в системе профориентации, переподготовки, повышения квалификации и аттестации кадров.

Апробация работы

Содержание отдельных разделов и диссертации в целом было доложено и получило одобрение:

международная конференция проекта LINK «Глобальная экономика: перспективы антикризисной политики», объединенная сессия LINK – ПМЭФ «Новая модель глобального экономического развития: позиции бизнеса, власти и экспертного сообщества». М., 4-6 июня 2009 г.;

круглый стол «Секреты успешных кампаний в социальных сетях» (РИА Новости). М., 24 июня 2009 г.;

14-ежегодная международная научно-практическая конференция «Устойчивое экономическое развитие: интеграция государства и бизнеса в современном обществе» (Государственный Университет управления). М., 15-16 октября 2009 г.;

RSPP International Council for Cooperation and Investment, Recent trends in International Taxation. М., 10 December 2009;

вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие конкуренции на рынке информационных технологий». М., 14 апреля 2010 г.;

на заседании кафедры АСУ МАДИ 31 января 2011г.

Разработанные методы и алгоритмы прошли апробацию и внедрены для практического применения в Межотраслевом региональном центре профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов республики Татарстан (МРЦПК РТ), ООО «ПРОМСИСТЕМЫ», а также используются при организации учебного процесса на кафедре АСУ МАДИ.

Совокупность научных положений, идей и практических результатов исследований в области автоматизации образовательного процесса составляет актуальное направление в области теоретических и практических методов управления производственными программами промышленных объединений.

Структура работы соответствует списку перечисленных задач, содержит описание разработанных методов, моделей и методик.

Содержание работы

Во введении обосновывается актуальность работы. Сформулирована цель работы и основные задачи. Приведено краткое содержание глав диссертации.

В первой главе диссертации проводится системный анализ задач, возникающих при организации процессов профориентации и переподготовки персонала промышленных объединений с использованием социальных сетей.

Концепция социальных сетей сформировалась в последние десятилетия. Она разработана в исследованиях Фримана (Freeman L.С), Ноука (Knoke D), Марсдена (Marsden Р.V.), Вассермана (Wasserman S.), Веллмана (Wellman В.), Берковица (Berkowitz S .D.) и других. Актуальность сетевого анализа растет, поскольку в настоящий момент происходит глобализация общемировых процессов, прежде всего, в форме сетевизации. Системные вопросы использования социальных сетей в области управления человеческими ресурсами рассматриваются в обобщающей работе IBM Institute of Business Value (Lesser E., Prusak L.).

С 2005 г. сформировались качественно новые тенденции в развитии интернет. На смену информационным и торговым порталам стали приходить новые формы сетевых организаций: рейтинг посещаемости показал, что такие крупные проекты виртуального бизнеса как Ebay и Amazon уступают место новым - YouTube, Facebook и Wikipedia.

Таким образом, существующие модели социальных сетей по целям исследования можно разделить на две основные категории: модели формирования социальных сетей и модели распространения нововведений в социальных сетях. В будущем, по-видимому, появятся и комплексные модели, поскольку процессы сетевой динамики и процессы распространения в сетях связаны друг с другом.

Образовательные социальные платформы расширяют классические возможности управления образовательным процессом, используя социальное программное обеспечение, позволяющее пользователям:

создавать профиль, отражающий интересы и навыки пользователя;

обмениваться необходимой информацией, в том числе в режиме реального времени (чат);

организовывать процесс обучения, руководствуясь отзывами и рейтингами участников;

взаимодействовать с участниками социальных образовательных сетей и получать доступ к новым источникам информации, находящимся вне сети и т.д.

Согласно последним исследованиям, мировой рынок образовательных социальных сетей уже к 2012 году может достигнуть объема 55 трлн. долларов США.

Стремительные изменения в сфере современной подготовки кадров подтверждают, что информационные технологии в сфере образования будут пользоваться все большим спросом. При этом, конкуренция на данном рынке будет все больше стимулировать применение самых последний технологий, включая виртуализацию образования.

Общий рынок электронного обучения (как региональный, так и международный) по оценкам экспертов увеличится от 15 до 30 %. На сегодняшний день США являются лидерами на этом рынке (доля США — 60 %). Европа является вторым по масштабу рынком — 15 %. Рынок дистанционного обучения становится крайне насыщенным. Такие сайты как LiveMocha, PrepMe или TechCrunch стремительно появляются в интернет.

 – это, как и Fringe - внутренняя социальная сеть IBM, главным прототипом которой можно назвать Facebook. Как большинство социальных сетей, Beehive предоставляет пользователям возможность настройки своих профилей: размещать фотографии, ссылки, добавлять контакты, организовывать так называемые события. Beehive предоставляет программный интерфейс, тем самым позволяя сторонним разработчикам расширять функциональность самой сети. Компанией IBM разработан широкий спектр социально-ориентированного программного обеспечения, доступного сотрудникам и клиентам. Например, в его составе созданы микроблоггинг платформы BlueTwit, а также плагины (программы-расширения) для Lotus SameTime и Lotus Notes, что предоставляет пользователям свободу выбора и обеспечивает удобство использования BlueTwit.

Модели социальных сетей можно разбить на два типа: оптимизационные (включая имитационные) и теоретико-игровые. Например, модель случайных графов, в которой рассматривается вероятностный процесс, генерирующий связи в социальной сети, относится к первому типу, а стратегическая модель, в которой формирование связей происходит на основе сравнения выгод и затрат — ко второму.

Для визуализации явных и неявных социальных сетей разрабатываются различные инструментальные средства. Например, в области компьютерных сетей SNA может использоваться для оптимизации топологий, а в сфере информационных систем — для разработки оптимальной структуры ссылок. С помощью таких средств можно выявить группы с внутренними взаимосвязями различной степени интенсивности и сопоставить их с аффилированными группами или практическими сообществами, в том числе при решении задач развития персонала.

загрузка...