Оценка конкурентоспособности дорожно-строительных машин (на примере одноковшового гусеничного экскаватора) (15.04.2008)
Автор: Мандровский Константин Петрович
- разработать методику оценки конкурентоспособности; - разработать программу расчёта на ПЭВМ величины критерия оценки конкурентоспособности; - произвести комплексные расчёты величины критерия для определения интервалов возможного изменения аргументов исходной информации, не приводящих к изменению конкурентоспособности. Во второй главе осуществляется корректирование существующих математических моделей определения величины удельных приведённых затрат и разработка новых математических моделей. В качестве базы при разработке алгоритмов и программ оценки конкурентоспособности взята методика из работы Плотникова А.С., выполненной на кафедре Дорожно-строительных машин МАДИ (ГТУ) под руководством проф. Г.Н. Карасёва (базовая методика). В данной работе в качестве критерия используются удельные приведённые затраты, и рассматривается функционирование экскаватора в целом, а не отдельных его элементов. Для того, чтобы найти место факторам эргономики и надёжности в математических моделях определения эксплуатационной производительности, осуществляется анализ её структуры. В соответствии с этим анализом время цикла работы оператора экскаватора tцоп определяется по формуле: tцоп=kс.с.?tцмтех+tпер (2) где kс.с. – коэффициет, учитывающий снижение средних скоростей движения рабочего оборудования в зависимости от требуемого качества работ и уровня эргономических факторов; tпер – время, затрачиваемое на переключение органов управления, сек.; tцмтех – время цикла из условия силовых и скоростных возможностей машины, сек. С использованием величины tцоп осуществляется расчёт эксплуатационной производительности экскаватора. Для расчёта величины времени tцмтех, и эксплуатационной производительности целесообразно воспользоваться математическими моделями, представленными в базовой методике., но для этого необходимо осуществить их корректировку. В базовой методике представлена оптимизация основных параметров экскаватора – массы и мощности – по критерию удельных приведённых затрат. Для решения этой задачи в работе определены 3 аргумента, по величине которых осуществлялась минимизация величины удельных приведённых затрат. К этим аргументам относится величина расчётной прочности грунта Ср – прочность, которой должен обладать грунт, чтобы экскаватор за один цикл копания при реализации максимального усилия мог заполнить ковш; угол вращательного копания 2? – угол, описывающий путь режущей кромки ковша при наполнении; максимальная скорость движения режущей кромки ковша при максимальной глубине копания – Vmax. Для решения задачи оценки конкурентоспособности уже существующего экскаватора необходимо осуществить оптимизацию по 1 аргументу – углу вращательного копания 2?. Помимо этого, в базовой методике определяется ряд численных значений параметров и показателей конструкции экскаватора, таких, как максимальное значение радиуса действия, массы элементов конструкции – математические модели перестроены таким образом, чтобы параметры и показатели конструкции составили исходную информацию к определению величины удельных приведённых затрат функционирования экскаватора. Следует отметить, что ряд характеристик конструкции, необходимый для определения величины производительности экскаватора, не приводится в проспектной и паспортной информации экскаватора. Наиболее существенными из этих характеристик являются величины масс элементов конструкции экскаватора. Реализована следующая схема определения масс элементов экскаватора. Величины масс рассчитываются с использованием базовой методики, определяется общая расчётная масса экскаватора Gэкс.р, затем, исходя из соотношения i-й расчётной массы элемента Giр и расчётной Gэкс.р массы рассчитываются доли ki= Giр /Gэкс.р от расчётного значения массы. Затем, исходя из значения паспортной массы Gэкс.п определяются массы элементов Gi=Gэкс.п ?ki. Осуществляется разработка модифицированной методики расчёта экономических показателей. Затраты на эксплуатацию машины включают: Sзп – заработная плата (основная и дополнительная) рабочих, управляющих техникой, с учётом отчислений на социальное страхование; Sэ – затраты на энергоносители; Sсм – затраты на смазочные материалы; Sг – затраты на жидкость для гидросистем; Sм – затраты на материалы, используемые в технологическом процессе; Sтр – затраты на все виды технического обслуживания и ремонтов; Sп – затраты на перебазирование; Sос – затраты на замену быстроизнашивающихся частей; Sк – косвенные расходы. Материалы, учитываемые с помощью показателя Sм не используются в рабочем процессе экскаватора. Показатели Sсм, Sг, Sтр, Sос представляют собой затраты, которые определяются мероприятиями, направленными на поддержание экскаватора в работоспособном состоянии, т.е. являются затратами, определяемыми мероприятиями по поддержанию надёжности. Можно предположить, что величины данных показателей различны для различных экскаваторов, при этом, определить их численные значения – трудоёмкая задача. В таких условиях их целесообразно объединить в один показатель суммарных затрат на поддержание надёжности Sпн.с: Sпн.с = Sсм + Sг + Sтр + Sос (3) Затраты на энергоносители определяются в соответствии с методикой, изложенной в базовой методике. Затраты на заработную плату определяются исходя из величины часовой тарифной ставки оператора и продолжительности смены. Амортизационные отчисления определяются исходя из величины стоимости машины, срока её службы, и годового количества рабочего времени. Затраты на перебазирование можно представить в виде: Sпб = стр?nпб?tпб?tсм/(Тг), р./смена (4) где стр – цена одного часа использования трайлера; nпб – число перебазирований; tпб – продолжительность одного перебазирования, смены; tсм – продолжительность смены, часы Число перебазирований в единицу времени равно количеству объёмов работ (n), которое может быть выполнено за данный период. Число объёмов работ (n) можно определить зависимостью: где Тпб – время, затрачиваемое на перебазирование после выполнения объёма работ Q, смены; Псм – сменная производительность машины, определённая для вероятных прочностей грунтов и глубин копания, куб.м/см.; Тг’ – годовое количество дней работы экскаватора с учётом выходных и праздничных дней. Тогда годовое количество дней работы с учётом потерь времени на перебазирования Тг будет определяться по формуле: Тг = Тг’- nпб?tпб (6) где nпб=n Затраты на поддержание надёжности определены в соответствии с работами профессора Шейнина А.М. Суммарные затраты на поддержание надёжности при устранении отказов и неисправностей Спн определены следующим образом: где b, n – регрессионные коэффициенты. |