Delist.ru

Оценка конкурентоспособности дорожно-строительных машин (на примере одноковшового гусеничного экскаватора) (15.04.2008)

Автор: Мандровский Константин Петрович

- интервалы значений аргументов исходной информации, вариация внутри которых не приводит к изменению конкурентоспособности оцениваемых экскаваторов;

- введение показателей эргономики, надёжности и экологии при расчёте численного значения критерия оценки конкурентоспособности.

Практическая ценность. Практическая ценность работы заключается в определении перечня исходной информации, необходимой для оценки конкурентоспособности технических средств; разработке программы на ПЭВМ расчёта модифицированной ТЭМ Zуд; получении информации о изменении удельных приведённых затрат Zуд и времени производства работ ТВР.

Разработанный способ оценки конкурентоспособности позволит потребителю технических средств с малыми затратами и высокой скоростью осуществить выбор экскаватора для заданных эксплуатационных условий, способного выполнить работу с минимальными затратами, и в заданный срок.

Реализация работы. Результаты работы включены в программный комплекс “Технико-экономическая модель удельных приведённых затрат”, разработанный на кафедре Дорожных и Строительных машин Московского Автомобильно-Дорожного Института.

Апробация работы. Результаты работы докладывались на девятой, десятой, одиннадцатой, двенадцатой межвузовских научно-технических конференциях студентов и молодых учёных в 2005, 2006, 2007 и 2008 годах., 64, 65, 66 научно-методической и научно-исследовательской конференции Московского автомобильно-дорожного института в 2006, 2007 и 2008 годах.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 печатных работ из них 2 работы опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, 4 глав, основных выводов по работе, списка использованной литературы из 100 наименований и 3-х приложений. Общий объём работы 190 с., в том числе основной текст 148 с., приведены 21 рисунок и 6 таблиц.

На защиту выносятся:

- модифицированная математическая технико-экономическая модель расчёта удельных приведённых затрат;

- методика оценки конкурентоспособности одноковшовых гидравлических экскаваторов.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении изложены актуальность, практическая ценность работы, подход к решению задачи выбора экскаватора.

В первой главе осуществляется обзор методов определения и оценки параметров дорожно-строительных машин с целью определения метода, который целесообразно использовать для оценки конкурентоспособности.

Конкурентоспособен тот товар, который за счёт своих свойств имеет высокую привлекательность для потребителя.

Одна и та же фирма (предприятие) выпускает, как правило несколько наименований техники. В зависимости от величины объёмов производимых работ и дальности перебазирования для потребителя могут оказаться привлекательными экскаваторы различных размерных групп, при этом выбор можно осуществить, пользуясь услугами единственной фирмы. Т.е. даже при осуществлении выбора между техникой одной и той же фирмы имеет место понятие конкурентоспособности товара.

Вопросы конкурентоспособности имеют место не только на рынке, где представлен товар нескольких производителей, но и в рамках одного производства, у одного производителя.

В таких условиях понятие конкурентоспособности приобретет более широкий смысл, выходящий за пределы рынка, и имеющий отношение к единичному производителю технических средств.

Машина состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов, т.е. является системой. Для того, чтобы расчётным способом можно было осуществлять оценку функционирования машины в тех или иных условиях, необходимо, чтобы этот способ являлся расчётной моделью основных сторон функционирования машины, системой взаимосвязанных элементов.

Для этого лучше всего подходит однокритериальный способ оценки машин. В этом случае комплекс свойств машины оценивается по значению одного критерия.

Технические средства создаются для того, чтобы экономить материальные блага при производстве работ. Для оценки функционирования машины необходимо соотнести её технические характеристики с экономическими характеристиками функционирования. Для этого лучше всего подходит критерий удельных приведённых затрат.

Величина удельных приведённых затрат, или стоимость единицы объёма работ, позволяет составить представление о общей стоимости выполнения работ. Чем ниже стоимость, тем лучше, поэтому машина, обладающая минимумом удельных приведённых затрат наилучшим образом подойдёт потребителю.

Как правило, производство работ сопряжено с жёсткими сроками их выполнения, выход за которые чреват весьма существенными экономическими потерями в виде штрафов, неустоек и т.п. Данный вид потерь не имеет непосредственного отношения к свойствам технического средства. А величина их может колебаться в весьма широком диапазоне.

Поэтому при оценке конкурентоспособности целесообразно выдвинуть ограничение по сроку производства работ.

Критерий оценки конкурентоспособности можно представить в виде:

Zуд?min

Твр(Пэкс)? Твр.доп (1)

где Твр – время производства работ экскаватором с эксплуатационной производительностью Пэкс, смены; Твр.доп – допустимая по требованиям заказчика продолжительность работ, смены; Пэкс – эксплуатационная производительность, куб.м/см.; Zуд – удельные приведённые затраты, руб./куб.м

В области определения оптимальных параметров машин по критерию удельных приведённых затрат выполнено достаточно большое количество работ. В работе Политковской И.В. решаются вопросы задания параметров скреперов при проектировании; в работе Павлова В.П. исследуются вопросы определения оптимальных параметров сменного конструктивно-подобного рабочего оборудования одноковшовых экскаваторов; Саакян В.Г. в своей работе разрабатывает методику выбора экономически рациональных параметров самоходных статических катков; в работе Плотникова А.С. разрабатывается методика назначения параметров экскаватора с гидроприводом.

Направленность исследований в перечисленных работах определяет необходимый для этого уровень детализации математических моделей. В работах определяются основные параметры машин, а показатели, необходимые для оценки конкурентоспособности - надёжности, эргономические показатели и пр. - заданы в неявном виде в составе укрупнённых регрессионных, или функциональных зависимостей, что не позволяет производить варьирование этих показателей, т.е. учитывать при расчёте удельных приведённых затрат их изменчивость.

В вышеперечисленных работах отсутствует какая-либо информация об эргономических показателях машин, а способы расчёта экономических показателей базируются на устаревших данных.

По результатам анализа литературы по исследованию системы “человек-машина” можно сделать вывод, что работы данной области были направлены на определение комплексных показателей сложности управления техническими средствами, без оценки влияния этих показателей на время выполнения рабочих операций; либо исследуемая система не связывалась с реально существующими системами управления. Это затрудняет использование результатов данных исследований.

В силу того, что расчёт величины удельных приведённых затрат (себестоимости разработки единицы объема грунта) требует большого объема вычислений, ручной расчёт весьма трудоёмок. Процесс расчёта целесообразно автоматизировать путем создания программных средств для ПЭВМ.

В результате произведённой работы были сформулированы цель и задачи исследования.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования – разработать метод оценки конкурентоспособности одноковшовых экскаваторов.

Задачи исследования:

- произвести корректировку существующих расчётных формул, описывающих эксплуатационную производительность и эксплуатационные издержки для случая определения показателей функционирования экскаватора с известными основными параметрами;

- ввести в расчёт удельных приведённых затрат (себестоимости разработки единицы объема грунта) показатели надёжности, эргономики, экологии;

- минимизировать перечень исходной информации, необходимой для расчёта значений критерия оценки конкурентоспособности;

загрузка...