Delist.ru

Институционализация социальной защиты населения в условиях современной России (15.04.2007)

Автор: Замараева Зинаида Петровна

В конце главы делается вывод о том, что ресурсно-потенциальный подход обеспечивает взаимосвязь теоретической социологии с ее прикладной составляющей, создавая, тем самым, необходимый механизм взаимодействия социализационного и институционализационного аспектов процесса институционализации социальной защиты в трансформирующемся российском обществе.

В третьей главе рассмотрены «Условия актуализации ресурсно-потенциального подхода в институционализации социальной защиты», которые представлены в рамках целенаправленной деятельности в системе высшего образования, основанной на совокупности образовательных технологий, форм практико-ориентированного обучения, способствующих формированию личностно-профессиональной ресурсной компетентности специалистов социального профиля (в первую очередь, социальной работы).

В этой связи в исследовании рассматривается ресурсно-компетентностная составляющая, предложенного подхода как важное условие активизации ресурсных потенциалов индивидов, групп, сообществ, который представлен в исследовании как динамичный процесс личностного и профессионального развития специалиста, направленный на формирование актуальных для данной сферы личностно-профессиональных ресурсных компетентностей.

Личностно-профессиональные ресурсные компетентности в области социальной работы обозначены автором как типовые ресурсные компоненты (личностные и профессиональные), помогающие дифференцировать их на практике. К ним отнесены: личностные ресурсные компоненты (нравственно-духовные – это гуманность, гражданственность, принципиальность, уважение к людям, оптимистичность, ответственность, ощущение своей ценности и т.д.); мотивационные компоненты (способности личности к саморазвитию, самоактуализации, самовыражению, желание достичь успеха в профессиональном развитии и повышении уровня компетентности и др.); физиологические и психофизиологические компоненты (биологические, психофизиологические, компонент преобладания положительных эмоций и душевного благополучия и др.); интеллектуальные компоненты, включающие в себя профессиональную компетентность, эрудицию, пластичность, гибкость, сообразительность, рассудительность, критичность ума, хорошую обучаемость и др.

Основной вектор развития и приобретения новых личностных компонентов автор называет процессом повышения социально-ориентированной профессиональной субъектности.

Содержание и технологическое обеспечение данного процесса в исследовании представлено, с одной стороны, как целенаправленная профессиональная деятельность с индивидами (группами), имеющими разный уровень ресурсных потенциалов по восстановлению утраченных, частично утраченных или не приобретенных в ходе социализации навыков и умений исполнения социальных функций и ролей в современном обществе. С другой стороны, как актуализация специальных знаний, умений и навыков с целью проведения уровневой оценки ресурсных потенциалов индивидов, групп, сообществ, подбора адекватных ресурсных технологий и форм социальной защиты, формирования необходимых условий с целью их осуществления.

В этой связи типологизация профессиональных компонентов личности в области социальной работы в исследовании представляется следующим образом: профессиональная ресурсная компетентность в области аналитико-диагностической работы; профессиональная ресурсная компетентность в области коммуникативных связей, социального консультирования, системного проектирования и моделирования; профессиональная ресурсная компетентность как средство проявления организаторских и действенно-практических навыков, направленных на создание условий, содействующих реализации индивидуальных программ.

Реальный механизм, который способен актуализировать, представленный автором подход, данную цель, выражен через условия практико-ориентированного обучения студентов социального профиля.

В качестве примера в исследовании приводится разработанная автором экспериментальная модель непрерывной практики студентов по специальности «социальная работа» в рамках Канадско-российской программы по инвалидности, характерными чертами которой стали: непрерывность, интегрированность, направленность на потребности клиентов-инвалидов с учетом их ресурсных потенциалов.

Задачи данной концепции – формирование и развитие знаний, умений, навыков и профессионального опыта в области социальной работы с людьми, имеющими инвалидность. Ее реализация включила в себя: закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, формирование навыков исследования проблем и потребностей людей, имеющих инвалидность, овладение ресурсными технологиями и методами социальной работы, направленными на более эффективное решение проблем людей с инвалидностью.

Адаптация экспериментальной модели предусматривала целый ряд условий: во-первых, необходимость специальной подготовки инструкторов по практике из числа специалистов учреждений социального обслуживания, на базе которых предполагалось внедрение модели; во-вторых, определение целевой группы студентов; в-третьих, составление специального графика организации практики студентов с учетом ее непрерывного характера; в-четвертых, регулярное оценивание результатов эксперимента в режиме мониторинга.

В результате регулярного измерения эффективности предложенной формы практики большинство студентов (91% из числа опрошенных) заявили о том, что такой подход им наиболее привлекателен: во-первых, в связи с тем, что изменились их поступки и взгляды по отношению к людям с инвалидностью; во-вторых, изменилось отношение к профессии, возросло ее понимание; в-третьих, многие стали применять полученную информацию в своей практической работе в сфере инвалидности в учреждении социального обслуживания; в-четвертых, появилась реальная возможность участия в разработке новых инициатив в сфере инвалидности.

В конце главы делается вывод о том, что основной целью ресурсно-компетентностной составляющей, представленного в исследовании ресурсно-потенциального подхода, станет развитие социально-ориентированной профессиональной субъектности на основе формирования личностно-профессиональных ресурсных компетентностей студентов, что является сущностью профессиональной успешности будущих специалистов и, следовательно, основанием для становления института социальной защиты современного типа.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ диссертационного исследования подводятся итоги, обобщаются результаты и формируются основные выводы диссертационного исследования, которые свидетельствуют о выполнении поставленных задач, а также описываются наиболее важные перспективы дальнейших исследований проблемы институционализации социальной защиты в современной России.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ:

Монографии, брошюры, научно-методические работы:

1.Замараева З.П. Развитие теории и практики социальной защиты населения России в региональном пространстве. М.: «Союз», 2003. – 6 п.л.

2.Замараева З.П., Григорьянц Г.Н. Социальная защита населения в России: становление и развитие. М.: «Союз», 2004. – 3 п.л.

3. Замараева З.П. Становление института социальной защиты населения в России. М.: «Союз», 2005. – 14 п.л.

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Минобразования РФ:

1.Замараева З.П. Теоретические аспекты развития региональной системы социальной защиты населения // Труд и социальные отношения. № 2 – М., 2002. – 0,4 п.л.

2.Замараева З.П. Проблемный анализ профессионализма работников системы социальной защиты населения // Труд и социальные отношения. №4. – М., 2003. – 0,3 п.л.

3.Замараева З.П. Проблема профессионализма, компетентности социальных работников в современной России // Ученые записки. №5. – М., 2003. – 0,3 п.л.

4. Замараева З.П. Проблемный подход к анализу социальной защиты населения в современных условиях // Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал РГСУ. - №3 (27). – М., 2005. – 0,5 п.л.

5. Замараева З.П. Самодостаточность как модель социальной защиты населения // Труд и социальные отношения. № 4 – М., 2006. – 0,5 п.л.

Публикации в других изданиях:

1. Замараева З.П. Теоретические и прикладные аспекты профессионализма и профессиональной компетентности социальных работников в системе социальной защиты населения // Социальная работа: теория и практика: Сборник статей. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2002. – 0,3 п.л.

2. Замараева З.П. Структурно-функциональные модели управления пространством социальной защиты населения на региональном уровне // Управление социальной сферой: Тезисы докладов научно-практической конференции. Пермь.: Изд-во ПГУ, 2002. – 0,5 п.л.

3. Замараева З.П. Концептуальные подходы к реформированию региональной системы социальной защиты населения // Социальная работа: теория, технологии, образование. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2003. – 0,5 п.л.

4. Замараева З.П. Профессиональная компетентность социальных работников (опыт постановки проблемы) //Межпрофессиональное взаимодействие специалистов в области социальной работы: Сборник научных трудов. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2003. – 0,5 п.л.

5. Замараева З.П. Ресурсно-потенциальный подход в социальной работе с пожилыми людьми // Государство и общество: проблемы социальной ответственности: Материалы IX годичных научных чтений. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2003. – 0,2 п.л.

6. Замараева З. П. Теоретические основы исследования региональных моделей управления в системе социальной защиты населения России //Социальные процессы и социальные отношения: Сборник тезисов IV Международного социального конгресса. М.: 2004. – 0,2 п.л.

7. Замараева З.П. Профессиональная компетентность социальных работников в современном российском обществе: теоретико-прикладной аспект анализа // Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: социальная работа и другие профессии в межсекторном взаимодействии: Сборник статей Международной конференции. Ставрополь. 2004. – 1,5 п.л.

8. Замараева З.П. Система социальной защиты населения: особенности институционального подхода //Социальная жизнь России: теория и практика: Сборник тезисов XII факультетских социологических чтений. М.: РГСУ, 2005. – 0,4 п.л.

9. Замараева З.П. Социальная защита населения: ресурсно-потенциальный подход//Социальная модернизация России: итоги, уроки, перспективы: Сборник статей V Международного социального конгресса. М.: 2005. – 0,2 п.л.

10. Замараева З.П. Технологии институционализации социальной защиты на условиях ресурсно-потенциального подхода // Социальное образование России XXI века: традиции и вызовы времени, достижения и проблемы. Сборник научных статей и учебно-методических материалов ученых, преподавателей и практиков стран европейской социалист. традиции. Под ред. В.И. Жукова. М. 2006. – 0,5 п.л.

11. Замараева З.П. О взаимодействии государственного, негосударственного (общественного) и частного секторов в сфере социальной политики: теоретический анализ // Гражданское общество в России: проблемы социальной консолидации: Материалы круглого стола. Информационный бюллетень №4. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2003. – 0,5 п.л.

12. Замараева З.П. Проблема профессиональной компетентности социального работника в современном российском обществе: теоретический анализ // Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы. Материалы второго Всероссийского социологического конгресса. М., Изд-во МГУ. 2003. – 0,2 п.л.;

Изд. лиц. ЛР № 020658 от 25.02.98, подписано в печать_____

Формат бумаги 60х90 1/16 Гарнитура «Таймс». Усл. печ. л. 2. Заказ №2362. Тираж 120 экз.

загрузка...