Delist.ru

Интерактивно-рациональное управление развитием социальной системы российского образования (15.04.2007)

Автор: Власов Владимир Васильевич

Общественно-научная экспертиза как технология интерактивно-рационального управления предполагает ее использование для общественного согласования принимаемых управленческих решений, что является способом обеспечения безопасности общества. Автор приводит типовую технологию общественно-научной экспертизы управленческих решений и рассматривает возможности ее применения в управлении развитием системы российского образования, с участием СМИ ( ТВ-проект «Выбор»).

Разработка программ управления развитием систем является основой реализации солидарных вариантов управления. Отмечается, что в существующей практике управления общественность обычно лишена возможности участия в разработке программ, что приводит к игнорированию ее интересов и потребностей. В диссертационной работе предложена типовая технология разработки подобных программ управления. Ее особенностями являются: формализованный характер процедур, возможность объективного распределения ресурсов, активное влияние общественности, подбор управляющих команд под реализуемую программу. В связи с этим автор представляет технологию формирования работоспособных управляющих структур, что существенно снижает вероятность ошибок, субъективизма и коррупции на этом этапе управления.

Мониторинг результатов и последствий управления является необходимой и важной процедурой управления. Он обеспечивает осуществление обратной связи и создает условия для корректирующих воздействий. В работе отмечается, что измерения, проводимые в традиционных технологиях социологического мониторинга, фиксируют факты, но не дают им объяснений на причинном уровне. Кроме того, имеется множество объективных и субъективных факторов, смещающих истинные оценки результатов опросов и снижающих их значимость. Особенностями мониторинга по технологии интерактивно-рационального управления являются: его системный характер, включение в мониторинг процедур контроля объективных показателей и субъективных мнений всех заинтересованных сторон, анализ последствий реализации проекта и дальнейших прогнозов, участие общественных советов в организации мониторингов.

В работе рассматриваются опыт и результаты, полученные в реализации проекта «Социологический мониторинг модернизации образования» с участием автора (исполнитель – Международная академия наук высшей школы при участии МГСУ, 2003–04 гг., выборка – около 8 тыс. чел из числа учащихся, студентов, администрации школ и вузов). Полученные результаты в целом подтверждают недостатки управления российским образованием, рассмотренные в работе, делающие разработку интерактивно-рационального управления для социальной системы российского образования актуальной и необходимой.

Таким образом, в диссертационной работе построена теория интерактивно-рационального управления развитием социальных систем и исследована возможность практического ее использования применительно к социальной системе российского образования. Применение разработанных инновационных технологий в управлении отечественным образованием на всех фазах управления от актуализации проблем, до целеосуществления позволяет обеспечить долговременное устойчивое развитие отечественного образования в соответствии с новыми условиями и интересами всех слоев населения страны. При этом интеграция с другими системами образования в русле глобализации возможна без потерь в главных показателях и с сохранением национальной идентификации.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ подводятся итоги исследования по разработке теории интерактивно-рационального управления развитием социальных систем и технологий его экспериментального использования в управлении развитием российского образования в условиях трансформации общества, формулируются основные выводы, рекомендации и предложения, направленные на реализацию полученных результатов.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Монографии:

1. Власов В.В.Общая теория решения задач. – М.: ВЗПИ, 1991. – 7 п.л.

2. Власов В.В. Рациология. – М .: Радио и связь, 1995. – 8,5 п.л.

3. Власов В.В. Рациология и проблемы реформирования системы образования в современной России. - М.: МГАПИ, 2000. – 4 п.л.

4. Власов В.В. Основы рационального управления развитием социальных систем. – М.: АМИ, 2005. – 12 п.л.

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК:

Власов В.В. Точные методы в организации обучения // Высшее образование в России. – 1993. – № 4. – 0,3 п.л.

Власов В.В. Дополнительное образование – вчера, сегодня, завтра // Высшее образование в России. – 1994. – № 1. – 0,4 п.л.

Власов В.В. Интеллектуальные обучающие системы // Вестник МГТУ. – 1995. – №2. -0,4 п.л.

Власов В.В. Профессиональному образованию – профессиональное ориентирование // Высшее образование в России. – 1998. – № 4. – 0.3 п.л.

Власов В.В. Развитие единой образовательной среды в России // Социальная политика и социология. – 2003. – № 4. – 0,2 п.л.

Власов В.В. Рациональное управление развитием социальных систем // Ученые записки РГСУ. – 2005. – № 2. – 0,3 п.л.

Власов В.В. Рациологические основы социальной политики в развитии отечественного образования // Социальная политика и социология. – 2004. – № 4. – 0,4.п.л.

Власов В.В. Развитие дополнительного профессионального образования в рамках новой образовательной парадигмы // Социальная политика и социология. – 2005. – № 4. – 0,3 п.л.

Власов В.В. Понятийный аппарат рационального управления развитием социальных систем // Ученые записки РГСУ. – 2005. – № 3. – 0,3 п.л.

Основные публикации в других изданиях

Власов В.В. Словарь основных понятий дополнительного профессионального образования. – М .: ГАИН, 1997. – 0,5 п.л.

Власов В.В. Система дополнительного профессионального образования, состояние и перспективы. // Новые знания. – 1997. – № 4. – 0,3 п.л.

Власов В.В. Особенности и достоинства Р-технологии обучения // Наукоемкие технологии обучения: Сб. статей. – М .: МГУПП, 1999. – 0.3 п.л.

Власов В.В. О новом подходе к обеспечению качества образование // Образование взрослых – шаг России в ХХI век: материалы Международной конференции. – Нижний Новгород, 1999. – 0,3 п.л.

Власов В.В. Профессиональное образование взрослых // Образование взрослых в поликультурном мегаполисе: Материалы международной конференции.– СПб,2000.– 0,3 п.л.

Власов В.В. Рыночная модель организации профессионального образования // Инновации в российском образовании-2000: Сб. ст. – М.: МГУП, 2000. – 0,3 п.л.

Власов В.В. Образование взрослых на рубеже столетий. Проект Концепции развития образования взрослых в России // Новые знания. – 2000. – № 4. – 0,2 п.л.

Власов В.В. Госстандарт как инновационный элемент в дополнительном профессиональном образовании государственных служащих // Инновации в российском образовании-2001: Сб. статей. – М.: МГУП, 2001. – 0,3 п.л.

Власов В.В. Рациология и образовательный менеджмент // Подготовка кадров для решения перспективных научно-технических задач в условиях устойчивого развития: Материалы Международной конференции. –М., 2001. – 0,3 п.л.

Власов В.В. О создании интегрированной автоматизированной информационной системы сферы образования // Проблемы непрерывного профессионального образования в начале ХХI века: Сб. научных докладов Международной конференции. – М.: МЦОС, 2002. – 0,2 п.л.

Власов В.В. Рациологический подход в менеджменте образования // Проблемы непрерывного профессионального образования в начале ХХI века: Сб. научных докладов Международной конференции. – М.: МЦОС, 2002. – 0,2 п.л.

Власов В.В. Рациологические основы модернизации образования // Проблемы непрерывного профессионального образования в начале ХХI века: Сб. научных докладов Международной конференции. – М.: МЦОС, 2002. – 0,2 п.л.

Власов В.В. Образование взрослых – один из приоритетов социально-ориентированного развития отечественного образования // Образование взрослых: глобальный диалог: Сб. трудов Международной конференции. – СПб.: РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге», 2003. – 0,2 п.л.

Власов В.В. Когнитивное образование на базе рациологии // Сб. матер. Международной конференции ICES. - Москва, 2003. – 0,2 п.л.

Власов В.В. Рациональное управление развитием социальных систем // Современный менеджмент, модели совершенствования управления общественными процессами: Сб. матер. научно-практической конференции. – М.: НОУ АМИ, 2003. – 0,3 п.л.

Власов В.В. Глобализация и развитие отечественного образования // Глобальная стратегия социального развития России: Сб. матер. III Международного социального конгресса. – Москва, 2003. – 0,3 п.л.

Власов В.В.Модернизация образования и здоровье учащихся //Формирование здоровьесерегающей среды развития, обучения и воспитания молодежи: Сб. матер. Международного конгресса. – М.: НЦЗД РАМН, 2004. – 0,3п.л.

загрузка...