Интерактивно-рациональное управление развитием социальной системы российского образования (15.04.2007)
Автор: Власов Владимир Васильевич
Основой для развития высшего образования является общее образование. Авторские исследования показали неблагоприятную динамику развития дошкольных образовательных учреждений, которая характеризуется их сокращением почти вдвое. Резко снизилась численность детей дошкольных учреждений и достигла уровня 39% от общего количества детей по стране. Таким образом, почти две трети детей не имеют возможности посещать дошкольные учреждения, что оказывает отрицательное влияние на их подготовку к школе. Нехватка мест в таких учреждениях привела к увеличению стоимости пребывания в них детей, к коррупции и взяточничеству в этой сфере. Уменьшилось число общеобразовательных учреждений на 4% за рассматриваемое время. Во многом это связано с сокращением числа рождаемости и, следовательно, детей школьного возраста – на 26% за 15 лет. Произошло резкое сокращение числа сельских школ на 30% за счет их объединения и укрупнения. По этой и ряду других причин в стране появилось несколько миллионов беспризорных и безнадзорных детей, не посещающих школу, что ведет к массовому появлению малограмотных членов общества. В учреждениях среднего профессионального образования обучается сейчас всего 8% всех учащихся, что не соответствует потребности страны в таких специалистах. Сокращение числа учреждений начального профессионального образования грозит стране нехваткой квалифицированных рабочих, приводит к появлению далеких от профессионализма проектов по привлечению в страну мигрантов. Низкая квалификация рабочей силы блокирует ожидаемый подъем производства в стране. Таким образом, решение проблемы развития производства и повышения его эффективности непосредственно зависит от развития системы образования. Неблагоприятные тенденции в системе образования определили динамику изменений ряда показателей: по уровню образованности населения Россия скатилась с лидирующих позиций на сороковые места в мире; по уровню охвата населения высшим образованием находится во втором десятке стран мира; в России наивысшая среди развитых стран безработица лиц с высшим образованием; начался процесс дифференциации населения по доступности качественного образования; по коррупции и взяточничеству сфера образования конкурирует с традиционными лидерами – автоинспекцией и здравоохранением. В целом для российского образования характерны стратегическая неопределенность, неустойчивость, внутренняя противоречивость, наличие целого ряда неблагоприятных тенденций. Во втором параграфе «Особенности современного российского образования» российское образование представлено, как масштабная институционализированная социальная система, включающая в себя подсистемы нескольких взаимосвязанных уровней. Главными субъектами в этой системе являются люди, т. е. обучающие и обучающиеся, которые объединены в социальные общности и группы. Основными субъектами школьного образования являются учителя и ученики. По результатам исследований, проведенных автором в 1997–2002 гг. в московских школах 80% учителей пригодны к своей профессии, 60% близки к «идеальной модели» учителя, что является позитивным фактором. Однако 20% учителей, главным образом молодого возраста, психологически не соответствуют требованиям профессии. Учителя - в основном женщины, что является следствием выраженной их коммуникативности, способности к мягким воздействиям на учеников. Вместе с тем у большинства выявлено отсутствие выраженных лидерских качеств, что ставит проблему пересмотра формирования руководящих кадров для сферы образования. Исследования школьников-старшеклассников показывает, что знания не являются сегодня для них главным приоритетом при получении образования; определяющую роль знаний отмечают лишь 13%, а денег – 70%. Личностный смысл продолжения образования школьники связывают с достижением материального благосостояния и общественного престижа, что является результатом пропаганды в СМИ «красивой жизни» богатых слоев общества и забвения воспитательной работы в школе. В выборе профессии большинство ориентируется на ее престижность: на медицину ориентированы 75%, гуманитарные специальности – 65%, юридические и экономические – 55%, технические – 40%. Основными мотивами являются привлекательность самой специальности, известность вуза и необходимость диплома. Школа стала играть роль акселератора процесса социального расслоения. Отношения между главными субъектами образовательного процесса в школе (учащиеся – учителя – администрация) все больше приобретают коммерческий характер. Распространение платных школ привело к их дифференциации по качеству обучения, материально-техническому и информационному обеспечению. Интенсификация процесса обучения и сокращение государственных расходов на обучение приводят к серьезному ухудшению здоровья школьников. По данным Минзравмедпрома России, лишь 10% детей и подростков практически здоровы, в период обучения в школе здоровье детей ухудшается в 4-5 раз. Социальная структура студенчества отражает социальную структуру российского общества: бедных и малообеспеченных – 65%, что создает определенные проблемы в обучении. Студенты вынуждены работать в ущерб учебному процессу, что ухудшает в целом их отношение к учебе. Этому способствует и неадекватность содержания образования современным требованиям и условиям, что подтверждается исследованиями автора о востребованности дополнительных платных образовательных услуг в РГСУ. Результатом отставания содержания и технологий высшего профессионального образования от современных требований является то, что позитивное отношение к будущей профессии лишь у 50% старшекурсников, хотя 60% собирается работать в рамках полученной специальности. В структуре ценностных ориентаций студенчества доминируют: высокая зарплата – 22% и высокое социальное положение – 21%, интересная работа – 17%, капитал – 15%, что свидетельствует о приоритетах материальных ценностей. Слабо выражены такие ценности, как любовь – 8%, друзья – 5%, чистая совесть – 2,6%. Исследования позволяют отметить, что в современных условиях множатся проблемы преподавательского корпуса: старение, феминизация, необеспеченность смены поколений, отток наиболее квалифицированных преподавателей, ухудшение квалификации и др. Проблемы профессорско-преподавательского состава вузов проявляются и в исследованиях автора: в МГГА (1998г.) около 30% преподавателей по своим психологическим качествам оказались мало пригодными к этой профессии, более половины, по мнению коллег, не обладает необходимыми качествами с точки зрения общей культуры. Интересны в этом отношении оценки студентами преподавателей: хорошее знание предмета отмечают 60%, высокое умение обучать – 21%, высокую восприимчивость к новому – 20% и др. Эти оценки подтверждают неблагополучие в преподавательском корпусе. Основным противоречием в системе российского образования является противоречие между насаждаемой платностью образовательных услуг и низкой платежеспособностью населения. Коммерциализация образования ведет к существенному снижению его доступности. Студенты в большинстве высказываются против проводимых Правительством РФ либерально-монетаристских мер реформирования системы высшего профессионального образования. Создавшееся положение в российском образовании может привести к глобальным негативным последствиям. По данным ЮНЕСКО, Россия уже по уровню образованности населения откатилась с первых на сороковые места в мире. В настоящее время в российском образовании смешаны пласты советской системы с некоторыми инновациями западной системы образования, что отражает субъективизм и нерациональность действий управляющих организаций и определяет актуальность решения проблем через совершенствование управления. В третьем параграфе «Управление российским образованием в период реформ» автор отмечает, что управление российским образованием представляет собой вертикальную иерархическую структуру. Недостатками такой схемы управления являются слабые обратные связи, неразвитое взаимодействие с общественностью и средой, отсутствие гибких технологий выработки и реализации рациональных решений. В совершенствовании управления автор подчеркивает важную роль подготовки и переподготовки управленческих кадров и отмечает на основе личного участия в Президентской программе, что среди современных менеджеров, большинство - сравнительно молодые люди, прогрессивно и рационально мыслящие, хорошо образованные, активные и предприимчивые, действительно профессионально пригодные. Однако не всегда они находят достойное приложение своих возможностей. Мало внимания уделяется ценностным ориентациям менеджеров, их менталитету, творческим устремлениям. С целью рациональной организации отбора для подготовки менеджеров образования в диссертационном исследовании предлагается психологическая модель менеджера, которая формируется из лидерских, исполнительских, коммуникативных и творческих групп качества. Модель менеджера существенно отличается от модели «хорошего учителя». Это свидетельствуют о том, что практика выдвижения на административную работу хороших учителей является малопригодной. Необходимы специальные отбор и подготовка менеджеров образования. Основу управления российским образованием составляет образовательная политика, которая опирается на федеральные законы, Национальную доктрину образования, Концепцию модернизации российского образования. При всей демократичности этих документов мы имеем, однако, деструктивную образовательную политику и основанную на ней неудовлетворительную практику управления отечественным образованием: отход государства от ответственности за образование, нереализованность запланированных в этих документах мероприятий, низкий уровень бюджетного финансирования, превращение отечественного образования в нестабильную структуру с размытыми целями, нечеткими функциями, трансформируемыми в сторону коммерческих отношений между основными субъектами, низкая оплата труда профессорско-преподавательского состава, плохое материальное положение студентов, их здоровья, вытеснение тяги к знаниям карьеризмом и делячеством. Осуществляемая реально образовательная политика не достигает поставленных целей и задач по причине неэффективности используемой модели управления. В России всегда реализовывались иерархические модели управления. Нерациональность их обнаруживается, если центральная власть слаба или ее цели не совпадают с прогрессивным развитием общества. При этом нарастают кризисные явления. Так, в опросах населения идущие процессы в российском образовании положительно оценивает только 20% респондентов, остальные 80% выражают в разной степени отрицательное мнение. Вместе с тем, качество российского образования, в сравнении с мировым, этими же респондентами оценивается достаточно высоко (52%), низко оценивают его только 10% респондентов. Управление социальной системой образования в период реформ столкнулось с рядом проблем, которые требуют своего решения. Они называются общественностью: рациональное сочетание традиций отечественного и западноевропейского образования, обеспечение доступности образования в условиях роста стоимости образовательных услуг, повышение качества образования и ответственности за него образовательных учреждений, развитие альтернативных традиционным моделей обучения, обеспечение участия работодателей в развитии образования, адаптация образования к потребностям рынка труда, сохранение здоровья учащихся, обеспечение соответствия содержания образования требованиям времени и др. Отсутствие прогресса в решении этих проблем свидетельствуют о необходимости применения для отечественного образования нового типа управления, адекватного новым требованиям и условиям. Таким управлением может быть интерактивно-рациональное управление развитием социальных систем (ИРУ), поскольку его принципы и технологии, свободные от недостатков традиционных моделей и технологий. Возможности технологий ИРУ в управлении российским образованием рассматриваются в заключительной главе исследования. Третья глава «ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНО-РАЦИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» посвящена реализации технологий интерактивно-рационального управления применительно к социальной системе российского образования. Современное управление немыслимо без его технологизации. Учеными отмечается практическое отсутствие эффективных технологий для ряда важных этапов выработки и реализации управляющих решений. Основой социальных технологий является Веберовская структура социального действия, опирающаяся на учет меры и степени рациональности, деятельностный и ситуационный подходы. Общими инновациями общими для всех технологий ИРУ являются: формирование органов управления под проекты; совместная работа профессионалов и общественности в интерактивном режиме; открытость результатов работы, возможность коррекции шагов управления по результатам разнообразных процедур, организуемых общественными советами; использование аппарата теории решения задач, что позволяет эффективно использовать компьютерную технику, минимизирует субъективные моменты и помогает противостоять коррупции и волюнтаризму чиновников. В первом параграфе «Актуализация главных проблем российского образования» представлены соответствующие технологии этого первого этапа управления. Актуализация главных проблем предусматривает сначала использование технологии мягкого моделирования развития конкретных социальных систем. Новое в ней связано с рационализацией управленческих взаимодействий, использованием обобщенного представления о прогрессивной эволюции социальных систем, объективных закономерностей их развития. Множественность и разнообразие проблем российского образования, отмечаемых общественностью (см. выше) ставит перед управлением задачу определения из них главных, приоритетных, что возможно при использовании технологий интерактивно-рационального управления (ИРУ). Технология актуализации проблем ИРУ применительно к российскому образованию позволяет определить степень его соответствия представлению об «Идеальной системе образования» по главным показателям, следующим из главных показателей для социальных систем вообще (см. выше): безопасность для здоровья учащихся, реализация прав и свобод, финансовое обеспечение образования, подготовка выпускников к жизни, формирование и развитие личности, информатизация образования, эффективность использования ресурсов. Важной процедурой технологии актуализации главных проблем является ранжирование выявленных проблем с применением экспертных опросов. Для актуализации главных проблем российского образования такой экспертный опрос позволил оценить главные показатели образования по десятибалльной системе, определить их важность и рассчитать значение интегрального показателя - К(социальную негэнтропию). Полученные оценки (К=0,29) в сравнении с показателями Идеальной системы образования (К=1) характеризуют степень социального совершенства российского образования. Такая методика позволила также ранжировать проблемы по их значимости. На первом месте находятся: доступность качественного образования, подготовка выпускников к реальной жизни, многоканальность привлечения ресурсов и эффективность их использования. На втором месте по значимости: безопасность для здоровья, развивающий и личностно-ориентированный характер образования, информатизация и свобода выбора образования. Выделенные в процессе исследования проблемы являются первоочередными. Вместе с тем, их решение представляет определенные сложности. Доступность качественного образования осложняется ориентацией сегодняшней образовательной политики на коммерциализацию, порождающей коррупцию, и усугубляется неравенством возможностей продолжения образования выпускников городских и сельских школ, столичных и периферийных, хорошо обеспеченных и малоимущих и т.д. Подготовка выпускников к реальной жизни предполагает содействие их адаптации к рыночным отношениям, гибкие изменения в содержании образования, методах обучения. Серьезную проблему составляет отсутствие многоканальности привлечения ресурсов, неэффективное использование средств бюджетного финансирования. Личностно-ориентированное обучение приобретает актуальность в связи с увеличивающимися требованиями к развитию личности как основного субъекта деятельности. Значимость информатизации образования определяется тем, что она связана с решением всех других проблем. Особую важность (пока недооцененную) представляет проблема обеспечения здоровья учащихся. По данным Минздрамедпрома России лишь 10% детей и подростков практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 40% - хронически заболевания. В период обучения в школе состояние здоровья значительно ухудшается, снижаются показатели физического развития, наблюдается рост психических заболеваний. В результате появляются трудности в обучении, а в дальнейшем – низкая конкурентоспособность на рынке труда. Проблема здоровья детей и подростков – это и проблема демографии, будущего нации и безопасности страны. Значимость рациональных, общественно согласованных решений на этом этапе управления определяется тем, что эта фаза является подготавливающей и предваряющей следующие этапы управления. Допущенные здесь ошибки в дальнейшем трудно исправить. Разработанные технологии актуализации главных проблем ИРУ позволяют реализовать синтез науки и мнений членов социума, минимизируя произвол и коррупцию субъектов управления. На основе полученных на этом этапе результатов формируются цели управления. Во втором параграфе «Целеполагание в управлении развитием российского образования» рассматриваются технологии следующей фазы интерактивно-рационального управления, которая включает в себя формирование целей и постановку задач. В диссертационной работе при постановке целей и задач предлагается применение технологии интерактивно-рационального управления. Новым в ней, кроме уже отмечавшихся общих характеристик для всех технологий ИРУ, являются: ориентация на решение главных проблем, рост главных показателей системы, использование общей теории решения задач при их точной постановке и решении, применение специальных процедур для согласования мнений всех заинтересованных групп участников. Получаемый в результате Проект развития управляемой системы существенно отличается от традиционных проектов: в качестве целей он определяет конкретные значения приращений главных показателей, увязывает их с направлениями прогрессивных изменений и с конкретными условиями, опирается на консенсус мнений заинтересованных участников. Разработка такого проекта начинается с определения глобальной долгосрочной цели управления, в качестве которой для системы российского образования может быть выбрана новая парадигма (прототип развития) образования – «Образование XXI века» (см. выше). Новая парадигма образования является дополнением и конкретизацией Национальной доктрины образования и Концепции модернизации образования в стране, принятых Правительством РФ. На такой основе может быть скорректирована действующая Федеральная программа развития образования, меры по реализации Болонского соглашения в стране в направлении обеспечения реального устойчивого роста главных показателей российского образования. На основе новой парадигмы в диссертационной работе формулируются частные цели реформирования отечественного образования. Согласно технологии интерактивно-рационального управления они зависят от конкретной ситуации как в самой системе образования, так и во внешней среде. Конкретные цели формируются с учетом имеющихся ресурсов на основе выделенных ранее актуальных проблем развития системы с особым вниманием к ситуации, связанной с переходом к новому прототипу развития. Такими первоочередными целями могут быть: повышение эффективности использования ресурсов, информатизация образования, многоканальное его финансирование, повышение уровня подготовки выпускников образовательных учреждений к реальной жизни. Теория интерактивно-рационального управления (ИРУ) обращает особое внимание на точность постановки задач, т.к. грубые ошибки управления во многом связаны именно с этим. В технологии ИРУ для точной постановки задач используется теория решения задач. При этом: выделяются основные составляющие задач ( исходное состояние системы, ее целевое состояние, преобразующие действия, средства и режимы преобразования) и среди них фиксируются известные, неопределенные и искомые составляющие. Например, задача управления развитием российского образования может быть задана в следующей «рамочной» постановке: определить действия, необходимые для перевода российской системы образования из известного начального состояния в искомое целевое состояние с использованием всех принципиально возможных средств, к заданному сроку, при заданных ограничениях. Остается наполнить конкретными данными приведенную формулировку. На основе такой точной постановки задачи, с учетом конкретной обстановки в работе предложены основные направления развития российского образования до 2010г. (направлены в Правительство РФ) для вывода российского образования на мировой уровень к 2010г. Проект непосредственно ориентирован на прогрессивную эволюцию российского образования в русле тенденций развития мирового образования, отвечает интересам всех слоев населения и страны в целом, контролируем по своим главным показателям государственными и общественными организациями. В третьем параграфе «Целеосуществление в управлении российским образованием» рассматриваются технологии реализации проекта развития управляемых систем применительно к системе образования. Целеосуществление является важной фазой управления и включает в себя несколько составляющих: решение поставленных ранее в проекте задач, выбор предпочтительных вариантов действий; общественно-научную экспертизу принимаемых вариантов решений и их утверждение; разработку и реализацию программы развития управляемой системы; мониторинг результатов реализации программы, с проведением необходимых корректировок управления. Решение задач проекта, согласно технологии интерактивно-рационального управления, предполагает генерирование возможных вариантов их решения; в рамках применяемой общей методологии решения задач здесь могут использоваться эвристические приемы, методы активизации мышления, позволяющие генерировать нетрадиционные, инновационные варианты решений. Разработанная технология, рассматриваемая применительно к социальной системе российского образования, позволяет определять рациональные пути решения поставленных проекте задач: многоканальности финансирования и эффективного использования ресурсов, информатизации образования и др. Например, негосударственное финансирование образования на Западе практически не уступает по объемам государственному вследствие проведения политики поощрения участия бизнеса в развитии образования. Характерный для бизнеса, жесткий контроль эффективности использования ресурсов распространяется и на образование. Соответствующий опыт, адаптированный к российским условиям, применим в решении отмеченной проблемы российского образования. |