Delist.ru

Интерактивно-рациональное управление развитием социальной системы российского образования (15.04.2007)

Автор: Власов Владимир Васильевич

Пассивен, не имеет существенных возможностей влияния на управление. Объект управления

Активен, через общ. советы может оказывать влияние на управление на всех его фазах.

Управление в целом

Отчуждено от общественности.

Ориентировано на интересы СУ с учетом влияния среды.

Понимается как воздействия СУ на ОУ.

Нерационально (проекты готовятся СУ и реализуются с заимствованием стратегий, субъективно, методом «проб и ошибок» и т.д.).

Неинтеллектуально (упрощает ситуации, опирается на традиционные решения).

Плохо корректируется из-за неразвитости обратных связей.

Управление в целом

Осуществляется с участием общ. советов, в функции которых входит выяснение интересов и мнения общественности и отражение их в управлении.

Ориентировано на развитие ОУ с учетом его закономерностей развития и влияния среды.

Понимается как взаимодействия СУ и ОУ по простановке и решению задач в интерактивном режиме.

Рационально (проекты готовятся СУ и реализуются с участием общественности ОУ, с использованием общих закономерностей развития соответствующего класса систем и теории рационального решения задач).

Интеллектуально (использует модели развития ОУ, методики и фонды эвристических приемов для генерации нетрадиционных инновационных решений).

Обратные связи осуществляются по всем процедурам управления с задействованием, как СУ, так и ОУ и среды, как в ходе реализации проекта, так и по его результатам и последствиям.

Эффективность управления

Оценивается по выполнению мероприятий проектов и расходованию запланированных на них средств. Эффективность управления

Оценивается по реальному приращению главных параметров ОУ и стоимости достигнутого приращения.

Модель ИРУ ведет к ряду положительных следствий: развитию государственно-общественных форм управления, активизации общественности, к сближению власти и общества, достижению консенсуса интересов всех слоев общества, к долговременному устойчивому развитию объектов управления, качественному улучшению показателей управляемых систем, к адекватной реакции управления на изменения, объективности оценок деятельности управляющих команд и др.

В третьем параграфе «Образование как социальная система» автор представляет образование как социальную систему, обладающую всеми их свойствами: целостность и устойчивость, специфика составляющих элементов и эмерджентность, регламентация поведения участников процесса и их автономность, способность к саморазвитию, влияние целого на части и активность частей, ценностные регулятивы, воздействие которых зависит от целого и частей, внешних и внутренних факторов.

Образование как социальная система имеет ряд составляющих – это отдельные люди, социальные общности и группы в лице обучающихся и преподавателей, родителей, представителей администрации, органов управления и работников вспомогательных служб. Автор выделяет следующие особенности образования как социальной системы:

- у каждой из составляющих имеются свои интересы, которые должны быть согласованы и подчинены интересам обучающихся;

- взаимоотношения между субъектами отражают их интересы и определяются их социальными статусами, ролями и функциями;

- взаимодействия субъектов в образовательном процессе реализуют отношения между ними, должны ориентироваться на качественное развитие обучающихся;

- целью функционирования образования является социализация личности через приобщение к знаниям, развитие умений и навыков; цель определяет задачи и основные функции образования;

- эмерджентным (интегральным) свойством социальной системы образования является способность формировать и удовлетворять познавательные потребности личности.

Таким образом, образование является системой, отражающей специфические интересы, отношения и взаимодействия людей и их общностей.

Используя различные классификации социальных систем, автор характеризует образование как искусственную и конкретную, большую и сложную, открытую, нелинейную и стохастическую, неравновесную, самонастраивающуюся, самоорганизующуюся, развивающуюся, централизованную, иерархическую, институционализированную социальную систему.

Становление социального института образования связано с именем Я.А.Коменского. Основы социологического изучения образования заложили Э.Дюркгейм, М.Вебер и др. Становление социологии образования как самостоятельной отрасли знаний связано с именами Л.Уорда, Т.Парсонса, К.Мангейма, П.Бурдье. Ими были сформулированы идеи социального равенства в образовании, социализации личности, интегрального образования, определен ряд принципов социологического подхода в исследовании образования.

Анализируя образование как социальную систему, автор опирается на российскую школу социологии образования, а также на исследования зарубежной социологии образования, в которой постепенно сформировались структуралистская (М.Вебер, П.Бурдье, Дж.Коулмен), функционалистская ЭДюркгейм, Т.Парсонс, Р.Мертон, К.Леви-Стросс), феноменологическая (Дж.Мид, Ч.Кули), постмодернистская (Ж.Бодрияр, Ж-Ф.Лиотар) теории.

В развитии систем образования ведущих зарубежных стран проявляются следующие основные тенденции: открытость образования для всех, продолженный (непрерывный) характер образования через всю жизнь, личностная ориентация, переход от информативного характера к ориентации на методологию решения проблем, изменение отношений между главными субъектами образования в сторону совместной деятельности, интеграция систем образования как отражение глобализации всех сторон жизни общества.

Тенденции в мировом образовании определяют задачу формирования новой образовательной парадигмы, отражающей потребности современного общества. С этой точки зрения в диссертационном исследовании на основе ранее сформулированных общих закономерностей развития социальных систем и модели их прогрессивной эволюции построена модель прогрессивной эволюции системы образования. Она показывает замедление или прекращение роста ряда главных показателей образования к концу XX века, что говорит о необходимости перехода к новому прототипу развития и определяет актуальность разработки новой парадигмы. В ее основе – представление об идеальной системе образования. В работе, исходя из понятия об идеальной социальной системе (см. выше), «идеальная система образования» понимается как система, формирующая и удовлетворяющая образовательные потребности каждого человека независимо от его места проживания, в удобной для него форме, на любом отрезке его жизни, безопасно для здоровья и с минимальными затратами ресурсов.

Новая парадигма «Образование XXI века», предложенная автором, вытекающая из теории интерактивно-рационального управления, включает в себя новые представления о целях образования, содержании, средствах и методах и новых, более рациональных принципах обучения. Она предусматривает изменение традиционных взаимоотношений на отношения сотрудничества, минимизацию затрат и максимизацию средств, компенсирующих затраты. Развитие в рамках предложенной парадигмы позволит существенно увеличить главные показатели системы образования.

Во второй главе «СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА» рассматриваются процессы трансформация российского образования с начала 1990-х годов, анализируются особенности его развития и управления им.

В первом параграфе «Динамика социальной системы российского образования» осуществляется анализ количественных и качественных изменений российского образования с начала реформ 1990-х гг. В результате исследований выявлено, что, несмотря на деструктивные процессы, сопровождавшие развал СССР и переход России на капиталистический путь развития, все эти годы система образования демонстрировала свою живучесть. Наблюдался рост ряда количественных показателей: числа вузов, учащихся, студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава. Вместе с тем, резкое уменьшение государственного финансирования системы образования в 1990-е годы и ряд других процессов предопределили затяжной кризис социальной системы российского образования.

Число вузов увеличилось в два раза. Такой рост произошел за счет появления многочисленных негосударственных вузов, а число государственных увеличилось лишь на 27%. Вызывает тревогу то, что количественный рост не сопровождается улучшением качества содержания образования. Происходит расширение специальностей, особенно по экономике и праву, юриспруденции, которые пользуются высоким спросом среди абитуриентов. Однако важно отметить, что появление большого количества негосударственных вузов нередко сопровождается высоким уровнем их коммерциализации и низким уровнем содержания образования, поскольку основной целью их деятельности является извлечение прибыли.

Увеличение числа вузов, сопровождалось ростом количества студентов более чем в два раза, т. к. студенты являются основными субъектами образовательного процесса. В результате по этому показателю Россия оказалась одним из лидеров в мире. Такой процесс обусловлен перестройками, происходящими в российском обществе, поскольку переход от распределительных отношений к рыночным экономическим отношениям сопровождается потребностями в новых специалистах, способных обеспечить новые взаимоотношения.

Сокращение государственного финансирования российских вузов привело к ухудшению условий обучения в государственных вузах, особенно на периферии. Но даже в таких условиях конкурс в вузы остается стабильно высоким – 1,9 человек на место, что является свидетельством высокой потребности российской молодежи в образовании и того, что, несмотря на двукратное увеличение вузов, развитие высшей школы не успевает за ростом образовательных потребностей населения. Однако, наблюдается высокий отсев студентов в процессе обучения, например, в 2002 г. он составил 43% и имеет тенденцию к росту, что обусловлено, в значительной мере, неверным выбором профессии. Кроме того, более половины выпускников не работают по специальности в силу ряда объективных и субъективных обстоятельств.

В результате исследований выявлено также, что тенденции к росту вузов и количества студентов предопределили увеличение численности штатного профессорско-преподавательского состава, которое, однако, не сопровождалось повышением квалификации кадров. Среди профессорско-преподавательского состава более половины лиц старше 50 лет, до 30 лет – всего 15%. Всего 16% аспирантов выпускается с защитой диссертации, но даже они не всегда работают в системе образования, которая, по большому счету, нуждается в притоке молодых кадров. За последние 15 лет систему образования покинуло 1,5 млн. работников по причине низкой заработной платы, значительно увеличилась эмиграция специалистов, что определяет снижение интеллектуального потенциала вузов и в совокупности ведет к деградации российской системы образования.

загрузка...