Delist.ru

Интерактивно-рациональное управление развитием социальной системы российского образования (15.04.2007)

Автор: Власов Владимир Васильевич

В исследовании социальных систем применяются системный, диалектический, социологический, диатропический подходы. Среди современных методов исследования социальных систем автором отмечается особая роль и перспективность применения методологии мягких систем, позволяющей рационально сочетать качественные и количественные методы описания социальных систем.

Понятие «управление» в диссертационном исследовании определяется как процесс субъектно-объектного взаимодействия по постановке и решению конкретных задач, связанных с целенаправленными изменениями состояний исходного объекта. Для управления социальными системами используется термин «социальное управление», которое в рамках уже использованного подхода может быть определено как управление, отражающее интересы, отношения и взаимодействия отдельных людей, социальных общностей и групп. Субъектами управления являются органы управления, а объектом – социальные системы. Взаимодействие между субъектом и объектом может носить субъектно-объектный (вертикальный) или субъектно-субъектный (горизонтальный) характер.

Субъектно-субъектный характер взаимодействия между субъектом и объектом управления имеет отношение к понятию «интерактивный». Понятие «интерактивный» происходит от английского interaction – взаимодействие в режиме диалога с установкой на согласование мнений, интересов сторон. В работе это понятие определяется как взаимодействие по некоторым правилам, позволяющее согласовывать интересы участников процесса, т.е. - придать управлению и его результатам солидарный характер. Таким образом, интерактивное управление ориентировано на достижение консенсуса интересов всех участников.

Понятие «рациональное» обычно трактуется как разумное, целесообразное и в теории управления рассматривается как ориентированное на представления справедливости, инновации, плюрализма. На основе анализа и обобщения исследований отечественных и зарубежных представлений рациональности в диссертации «рациональное» определяется как ориентированное на точную постановку задач, генерацию возможных вариантов действий по их решению, включая инновационные, и выбор субоптимального варианта с учетом закономерностей развития системы, конкретной ситуации, существующих ограничений и возможных последствий.

Совокупность уже определенных понятий позволяет определить «интерактивно-рациональное управление» как процесс взаимодействия участников по точной постановке и решению конкретных задач, ориентированный на достижение консенсуса интересов всех участников, при генерации и выборе возможных вариантов действий с учетом закономерностей развития управляемой системы и конкретной ситуации.

Во втором параграфе «Развитие социальных систем как объект управления» привлекается внимание к значимости для управления постоянного развития социальных систем как их реакции на изменения среды. Понятие «развитии»е в работе определяется как процесс внутренних взаимодействий и внешних воздействий, ведущий к росту главных показателей объекта; соответственно «развитие социальных систем» – это процесс внутренних взаимодействий и внешних воздействий, ведущий к росту их главных показателей.

П.Сорокин основными причинами развития социальных систем считал внутренние имманентные факторы, которые отражаются в законах их развития. В диссертации анализируются работы по моделированию развития социальных систем. Автор опирается на всеобщие и частные законы, сформулированные в социальной философии, рассматривает различные версии частных законов развития систем (роста энтропии, зависимости уровня развития от эффективности использования ресурсов и др.). Такой подход позволил разработать комплекс основных общих закономерностей развития социальных систем:

- Социальные системы на определенных временных отрезках развиваются в рамках некоторого прототипа, проходя при этом стадии зарождения, роста, стагнации и разрушения.

- Прототип развития системы, меняющий предыдущий, зарождается в его недрах и будет прогрессивным, если обеспечит приращение главных показателей социальной системы (безопасность, свобода, благосостояние, развитие личности и т.д.).

- Переход от одного прототипа развития к другому многовариантен и зависит от внешних и внутренних обстоятельств, что подтверждается исследованиями по синергетике систем.

- Цепь, сменяющих друг друга прогрессивных прототипов, обеспечивает общее направление развития системы к ее идеальному состоянию. Для искусственных систем эта закономерность верифицируется многочисленными примерами.

- Идеальная социальная система (ИСС) характеризуется максимальными значениями главных показателей и минимальными затратами ресурсов на ее функционирование.

- Развитие социальных систем связано с затратами ресурсов, особенно возрастающих в период перехода с одного прототипа развития на другой. Важным для развития систем и мало исследованным является сбалансированность основных видов ресурсов (вещественных, энергетических, информационных).

- Социальные системы в силу присущей им консервативности сопротивляются воздействиям на них. «Человеческий фактор» делает это сопротивление плохо предсказуемым, что необходимо учитывать в управлении.

Несмотря на небольшое число общих закономерностей, из них можно получить ряд важных для управления следствий: управление не должно противоречить имманентным законам развития систем, отражающим их самоорганизацию; с развитием системы расходы на ее управление сокращаются, а само управление стремится к самоуправлению; реакции систем на воздействия на них многовекторны и распределены во времени; ошибки управления ведут к росту социальной напряженности; необходимо выбирать тип управления в зависимости от стадии жизненного цикла системы и др.

В теории социального управления определены главные показатели развития социальных систем: безопасность граждан, их права и свободы; повышение уровня (качества) жизни; расширение возможностей для самоопределения и развития каждого. С точки зрения автора, они нуждаются в дополнении в соответствии с требованиями времени. Во-первых, учитывая широчайшие масштабы информатизации современного общества, в показатели развития систем важно включить уровень информатизации. Во-вторых, принципиальную важность представляет введение еще одного показателя развития социальных систем – стоимости развития как эффективности затрат ресурсов на улучшение главных показателей. Предложена форма для интегрального критерия, обобщающего комплекс главных показателей, который назван социальной негэнтропией.

На основе разработанного комплекса общих закономерностей в работе сформировано обобщенное качественное представление прогрессивной эволюции социальных систем в координатах «главные показатели – время». Оно является базой формирования моделей развития конкретных социальных систем.

Третий параграф «Модель интерактивно-рационального управления развитием социальных систем» посвящен анализу свойств традиционных моделей управления и разработке инновационной модели интерактивно-рационального управления.

Теория управления в своем развитии ориентируется на интеллектуальность, когнитивность управления сложными человеко-природо-машинными комплексами, к которым относятся и социальные системы.

Традиционные модели административно-командного управления социальными системами основаны на классической парадигме управления, опирающейся на механистические представления о порядке в обществе и его переустройстве. В современных условиях сложности и противоречивости общественных процессов традиционная опора в управлении на интуицию и здравый смысл приводят к упрощенным решениям проблем, ошибкам, росту социальной напряженности.

Основными дефектами традиционного управления социальными системами являются следующие: недостаточная ориентация управления на развитие и рост главных показателей; отстранение общественности от участия в управлении, игнорирование интересов участников; недостаточная рациональность управления, боязнь нетрадиционных «сильных» решений. Эти дефекты обусловливают обычный приоритет личных интересов управленцев, волюнтаризм, некомпетентность, безответственность перед обществом и другие негативные явления.

Преодоление отмеченных недостатков возможно, по мнению автора, в инновационной модели интерактивно-рационального управления, ориентированной:

- на развитие управляемых систем, целью и критерием эффективности управления которыми становится рост главных показателей;

- обеспечение возможности участия общественности во всех основных фазах управления, т.е. – интерактивного характера взаимодействий;

- обеспечение рациональности принимаемых решений, что связано с точной постановкой задач, генерацией возможных их решений ( в том числе нетрадиционных), выбором субоптимальных вариантов решений с учетом закономерностей развития управляемых систем, прогнозирования последствий реализации решений.

В разработке модели интерактивно-рационального управления автор опирается на концепцию интеракционизма (Дж.Мид, Т.Блумер, Т.Портленд, И.Гофман), ориентирующуюся в исследовании общества на множество индивидов, которые своей деятельностью и формируют его. Т.Парсонс рассматривал социальную систему как суть интеракции индивидов. В диссертационном исследовании интерактивное управление – это управление, ориентированное на достижение консенсуса интересов всех участников, придающее управлению и его результатам общественно согласованный (солидарный) характер. Интерактивное управление ведет к повышению социальной стабильности общества.

??????????????\

!втор опирается на концепцию М.Вебера, который первым из социологов исследовал феномен рациональности и считал, что рационализация поведения людей ведет к «хорошему» обществу, а также на теорию рационального выбора (Дж. Бьюкенен, П. Абель, П.Орделук, М.Олсон, К. Эрроу,

Дж. Колеман), в которой понятие «рационального» основано на представлении справедливости, инновации, плюрализма.

Авторская концепция рационального управления учитывает теории «ограниченной рациональности» (Г.Саймон), «минимальной рациональности» (К.Черняк), модели «рефлексивной рациональности» (Г.Гарфинкель, М.А.Розов), «коммуникативной рациональности» (Ю.Хабермас). На основе этих концепций в диссертационном исследовании рациональное определяется как ориентированное на точную постановку задач, генерацию ряда принципиально возможных вариантов действий, включая инновационные, и выбор из них субоптимального варианта с учетом закономерностей развития ситуации, существующих ограничений и возможных последствий. Тогда (вводя некоторые упрощения), интерактивно-рациональное управление развитием социальных систем – это процесс субъектно-объектных взаимодействий по точной постановке и рациональному решению задач, ориентированный на достижение консенсуса интересов участников и рост главных показателей управляемых социальных систем. В работе приводятся модели традиционного и интерактивно-рационального управления.

Основные отличия моделей управления социальными системами

Традиционное управление Интерактивно-рациональное управление

Субъект управления (СУ)

Обладает властной монополией.

Ответственен перед начальством.

Постоянные управляющие организации. Субъект управления

Делится властью с общественными советами.

Ответственен перед начальством и общественностью.

Формируется под соответствующий проект.

Объект управления (ОУ)

загрузка...