Delist.ru

Интерактивно-рациональное управление развитием социальной системы российского образования (15.04.2007)

Автор: Власов Владимир Васильевич

Изложенные в работе основы интерактивно-рационального управления, благодаря предметной инвариантности, позволяют сделать более прогрессивными взаимодействия субъектов и объектов в управлении не только образованием, но и другими социальными системами. Применение их может способствовать постепенному движению к самоуправлению в таких системах, позволит сократить затраты ресурсов на управление с одновременным повышением его социальной эффективности, приведет к повышению уровня управления в стране в целом, будет содействовать социальной стабильности российского общества.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы в подготовке управленческих кадров. При этом возможна организация новой учебной специальности (специализации) «Стратегическое управление развитием социальных систем», которая востребована в постиндустриальном, информационном обществе и позволит формировать новую современную элиту общества.

Разработанное теоретико-методологическое и технологическое обеспечение нового типа управления благодаря своим преимуществам перед традиционными моделями открывает широкие перспективы его внедрения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В основе диссертационного исследования лежит понятие «интерактивно-рациональное управление развитием социальных систем», которое формируется из составляющих его понятий, используя правила построения искусственных точных языков. Интерактивно-рациональное управление развитием социальных систем – осуществляемый по определенным правилам процесс взаимодействия участников по точной постановке и решению конкретных задач, ориентированный на достижение консенсуса интересов всех участников при генерировании возможных вариантов действий (в том числе – нетрадиционных) с учетом конкретной ситуации и закономерностей развития управляемой системы. Это понятие является основой для создания новой концепции управления, обладающей существенной инновационностью и эффективностью сравнительно с традиционным управлением.

2. Недостатками традиционного административно-командного управления социальными системами являются: отстранение общественности от участия в управлении, волюнтаризм, коррупция, отсутствие стратегии управления, недостаточная рациональность управления, боязнь «сильных» решений, ведущих к качественным скачкам в развитии систем; упрощенные подходы к проблемам и множество приемов ухода от ответственности за просчеты и ошибки.

Разработанная автором теория интерактивно-рационального управления (основные понятия и модели) позволяет преодолеть недостатки традиционного управления, т.к. она :

- ориентирована на развитие управляемых систем; при этом целью и критерием эффективности управления становится рост главных показателей систем;

- обеспечивает возможность участия общественности во всех основных фазах управления, создает условия интерактивного взаимодействия между субъектом и объектом управления, согласования их интересов;

- ориентируется на достижение рациональных (разумных, целесообразных для конкретных условий, расчетных) управленческих решений.

3. Установлено, что в число общих объективных закономерностей развития социальных систем входят: наличие типовых стадий в развитии, смена нескольких прототипов на пути развития, связь смены прототипов развития с затратами ресурсов, общее направление развития систем к идеальному состоянию, сопротивление социальных систем воздействиям на нее и др. В совокупности они позволили разработать общее представление о прогрессивной эволюции социальных систем в координатах « время – главные показатели», которое служит основой моделирования конкретных систем.

Главными показателями развития социальных систем являются: безопасность граждан, их права и свободы; повышение уровня (качества) жизни; расширение возможностей для самоопределения и развития каждого. В соответствии с требованиями времени в число главных показателей развития социальных систем необходимо дополнительно включить уровень информатизации и эффективность затрат ресурсов. Главные показатели в совокупности составляют интегральный критерий социального совершенства систем, который автором предлагается назвать социальной негэнтропией.

4. Интерактивно-рациональное управление (ИРУ) существенно меняет характер, роли и отношения в субъектно-объектных управленческих взаимодействиях в направлении роста участия и влияния ученых и общественности на социальную ориентацию и социальную значимость управленческих решений при их подготовке и реализации. Отношения приобретают в известной степени субъектно-субъектный характер.

5. Рациональность управленческих решений обеспечивается применением аппарата общей теории решения задач, позволяющей точно ставить задачи, генерировать принципиально возможные варианты управления, включая нетрадиционные инновационные, выделять расчетным путем субоптимальные варианты.

Теория ИРУ закладывает основы новой социологии развивающего солидарного управления и возможности преодоления недостатков существующих управленческих практик (коррупции, взяточничества, безответственности, непрофессионализма).

6. Наличие человеческой компоненты в системе образования, ее доминирующий характер делают социальность определяющим свойством системы образования. Образование в своем функционировании отражает интересы, отношения и взаимодействия людей и соответствующих их общностей. Обладая всеми свойствами социальных систем, образование подчиняется общим закономерностям развития таких систем.

Авторская модель прогрессивной эволюции системы образования (полученная конкретизацией модели эволюции социальных систем) показывает замедление или прекращение роста ряда главных показателей образования к концу XX века, что говорит о необходимости перехода к новому прототипу развития и определяет актуальность разработки новой парадигмы. Новая парадигма «Образование XXI века» разработана автором с использованием аппарата теории решения задач и включает в себя новые представления о целях образования, его содержании, методах и средствах обучения, организации и финансирования образования. Она предусматривает смену традиционных взаимоотношений участников отношениями сотрудничества, создает возможности существенного увеличения главных показателей российского образования с учетом анализа его особенностей, приобретенных с начала реформ.

7. За время реформ снизилась образованность населения страны, усугубились «вечные» проблемы отечественного образования, возник ряд новых проблем и деструктивных явлений.

В российском образовании усиливаются противоречия между экстенсивным ростом масштабов системы и возможностями ее финансового, учебно-методического, кадрового обеспечения. Значительным разрушениям подверглись такие подсистемы образования как дошкольное, дополнительное, начальное профессиональное, дополнительное профессиональное. Существенно деформировалась подсистема общего образования; школа перестает выполнять положительную роль по начальной социализации учащихся. Российское образование является одной из важнейших по своим функциям и масштабам социальных систем, однако отмеченные тенденции свидетельствуют о том, что эта система становится все менее отвечающей новым условиям и интересам развития страны.

8. Современная система российского образования отражает социальное расслоение общества и одновременно служит катализатором такого расслоения. Она во многом утратила способность воспитывать, формировать потребность в знаниях, давать положительные навыки реальной жизни. Деньги становятся основой интересов участников образовательного процесса, вытесняя стремление к знаниям у учащихся и профессионализм – у преподавателей и администрации. Новые интересы диктуют новые отношения и взаимодействия в системе образования, которые проявляются в таких формах, как взяточничество, коррупция. По главным показателям социальных систем (безопасность, материальная обеспеченность и др.) состояние российского образования характеризуется как кризисное.

9. Исследованные тенденции изменений в российском образовании, отмеченные его черты как социальной системы подтверждают неэффективность для образования вертикальной иерархической системы традиционного административно-командного управления, что объясняется его типичными недостатками (см. выше). Отечественному образованию необходимо другое управление, свободное от отмеченных недостатков, ориентированное на рациональные, интеллектуальные решения, их общественную согласованность с реализацией диалогового характера взаимодействий между субъектами и объектами управления, что соответствует модели интерактивно-рационального управления.

Разработанное автором технологическое обеспечение интерактивно-рационального управления включает технологии для всех его фаз: актуализации проблем, целеполагания и целеосуществления.

10. Технология актуализации проблем интерактивно-рационального управления обеспечивает «мягкое» моделирование развития конкретных социальных систем на базе модели прогрессивной эволюции социальных систем, выделение наиболее значимых проблем, определение по главным показателям степени «близости» конкретной системы представлению об Идеальной социальной системе, ранжирование выделенных проблем по значимости.

Состояние социальной системы российского образования по главным показателям далеко от введенного автором понятия Идеальной системы образования, что позволяет выделить его главные проблемы. Их ранжирование по значимости выделяет группу проблем первостепенной важности (доступность качественного образования, подготовка выпускников к реальной жизни, многоканальность привлечения ресурсов и эффективность их использования). Они требуют безотлагательного решения. На втором месте по значимости: безопасность для здоровья, развивающий и личностно-ориентированный характер образования, свободы выбора в образовании. Особую роль играет проблема информатизации образования, поскольку от ее решения зависит решение большинства других проблем.

11.Технологии целеполагания интерактивно-рационального управления развитием социальных систем как результат предусматривают разработку проекта развития управляемой системы. В качестве целей такой проект определяет конкретные приращения главных показателей системы, точно ставит задачи, увязывая цели развития системы с направлениями прогрессивных ее изменений и с конкретными условиями, ориентируясь на консенсус мнений всех участников.

Глобальной долгосрочной целью управления развитием российского образования является реализация новой парадигмы (прототипа развития)– «Образование XXI века», разработанной автором. Она дополняет и конкретизирует Национальную доктрину образования и Концепцию модернизации образования в стране, принятых Правительством РФ. На такой основе может быть скорректирована и действующая Федеральная программа развития образования, меры по реализации Болонского соглашения в направлении обеспечения реального устойчивого роста главных показателей российского образования. Получаемый таким образом Проект ориентирован на прогрессивную эволюцию российского образования в русле тенденций развития мирового образования, отвечает интересам всех слоев населения и страны в целом, контролируем по своим главным показателям государственными и общественными организациями.

12. Целеосуществление является наиболее трудоемкой фазой управления социальными системами, включает технологии генерации и выбора управленческих решений, утверждение эффективных вариантов; разработку и реализацию программы; мониторинг результатов с проведением необходимых корректировок управления. Интерактивно-рациональное управление предлагает для этой фазы специальные технологии, опирающиеся на аппарат теории решения задач, фонды эвристических приемов, представление о субоптимальных вариантах решений, вводится общественно-научная их экспертиза с привлечением СМИ, специальные мониторинги результатов и последствий управления.

Использование технологий целеосуществления интерактивно-рационального управления для развития российского образования позволяет вместо бесконечных «проб и ошибок» перейти к систематической работе по реальному совершенствованию его главных показателей.

В целом, применение разработанной теории интерактивно-рационального управления и ее технологического обеспечения в управлении отечественным образованием способно обеспечить его долговременное устойчивое развитие в соответствии с новыми условиями и интересами всех слоев населения страны, с сохранением положительных качеств национального образования в процессе интеграции его в мировую образовательную систему.

Апробация результатов работы осуществлялась в соответствии с этапами исследования. Основные идеи, положения и выводы диссертационного исследования изложены автором в выступлениях на международных, всероссийских и региональных конференциях, симпозиумах и семинарах, а также в научных статьях и монографиях.

Работая ряд лет в Министерстве образования РФ, автор апробировал свои исследования, принимая участие в нескольких проектах по совершенствованию образования («Развитие образования в России» и др.). Результаты исследований вошли в ряд директивных документов Минобразования России: Концепция и Программа развития образования взрослых в России, Государственные требования к содержанию дополнительных профессиональных программ, Государственный образовательный стандарт дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих.

Разработано автором несколько инновационных учебных курсов, проводились экспериментальные социологические исследования по прикладной психодиагностике и профориентации работников образования на кафедре образовательных инноваций в МИПК при МГТУ, руководимой автором в 1997–2000 гг. Результаты исследования используются также в РГСУ, в разработанных и преподаваемых автором курсах: «Социология науки», «Социальная информатика», «Основы искусственного интеллекта», «Теоретические основы информатики», «Компьютерные технологии в науке и образовании», «Основы системного подхода», вошли в учебно-методические материалы по читаемым курсам.

По теме диссертации опубликовано более 50 печатных работ ( из них 9 – в изданиях, рекомендованных ВАК), общим объем более 55 п.л., включая 4 монографии.

Структура и содержание диссертации определяются задачами и логикой исследования, включают в себя 3 главы, 10 параграфов, введение, заключение, библиографию и приложение.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется исследуемая проблема и характеризуется степень ее разработанности, выделяются объект и предмет исследования, определяются цель и основные задачи исследования, его методологические основы, формулируется научная новизна работы, ее практическая значимость и положения, выносимые на защиту, приводятся основные сведения по апробации результатов исследования.

Первая глава «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРАКТИВНО-РАЦИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ» состоит из 4 параграфов и посвящена изложению основных концептуальных положений диссертационного исследования.

В первом параграфе «Управление социальными системами: основные понятия» проанализированы, уточнены и систематизированы необходимые основные понятия, поскольку понятия, используемые в социологии управления (система, социальная система, социальное управление и др.) - множественны, неоднозначны и дискуссионны. Уточнение понятий осуществляется на основе правил построения искусственных точных языков, предусматривающих введение некоторых первичных базовых понятий, из которых формируются необходимые производные понятия по точным правилам. Достоинствами такого подхода являются точность и однозначность понятий, четкая взаимосвязь между ними и с общенаучными понятиями, а также гибкость и возможности неограниченного расширения получаемого комплекса понятий.

Рассматривая понятие «система», автор интегрирует различные социологические представления о системе и определяет ее как совокупность элементов с общими признаками, отношениями и взаимодействиями, обусловливающими проявление ее эмерджентности; дается соответствующая классификация различных систем; как примеры, обозначаются свойства системы российского образования.

Понятие «социальная система» представляет собой совокупность понятий «система» и «социальное». В социологии понятие «социальное» обозначает то, что возникает при взаимодействии отдельных людей, социальных общностей и групп, обусловленное их социальными статусами и ролями. Поэтому в диссертационном исследовании социальная система определяется как система, отражающая в своем функционировании интересы, отношения и взаимодействия людей и их общностей.

загрузка...