Интерактивно-рациональное управление развитием социальной системы российского образования (15.04.2007)
Автор: Власов Владимир Васильевич
В решении обозначенных проблем автор опирается на представление об управлении как процессе интерактивного субъектно-объектного взаимодействия по решению определенных задач. Такой подход коррелирует с социологическим пониманием управления как организованных социальных действий по выполнению задач определенных программ. При этом появляется возможность использования языка и аппарата теории решения задач. Среди ее разработчиков - Б.Спиноза, Р.Декарт, Г.Лейбниц, О.Зельц, О.К.Тихомиров и др. Несмотря на то, что проблематика управления социальными системами привлекает внимание зарубежных и отечественных ученых, вопросы управления социальной системой образования недостаточно разработаны. Особенно это касается учета закономерностей ее развития, обеспечения рациональности управления (целесообразности выбираемых вариантов действий), возможностей общественного согласования решений на основе интерактивного взаимодействия всех участников. Отмеченные обстоятельства определяют актуальность проблемы диссертационного исследования, в качестве которой определено совершенствование управления развитием социальной системы российского образования. Авторская концепция исследования состоит в следующем: Эффективное функционирование любой социальной системы зависит от управления ею, которое должно ориентироваться на развитие системы в постоянно меняющихся условиях. В управлении системами сочетаются (вертикальные) субъектно-объектные и (горизонтальные) субъектно-субъектные взаимодействия. Интерактивно-рациональное управление предполагает достижение развивающего характера, рациональности и солидарности принимаемых решений путем использования специальных инновационных технологий, опирающихся на модели развития управляемых систем, теорию решения задач и введение правил взаимодействия участников на всех фазах управления для учета интересов всех сторон. Цель исследования - разработка теории интерактивно-рационального управления развитием социальных систем и технологий его использования в управлении развитием социальной системы российского образования. Объект исследования – интерактивно-рациональное управление развитием социальных систем. Предмет исследования – особенности интерактивно-рационального управления развитием социальной системы российского образования. Гипотеза исследования – использование теории и технологий интерактивно-рационального управления в процессе управления российским образованием способно содействовать преодолению его кризисного состояния и обеспечить устойчивое долговременное развитие этой системы в интересах всех слоев российского общества. Задачи исследования: Систематизировать основные понятия и обосновать методологические подходы к проблеме исследования. Раскрыть общие закономерности развития социальных систем как базы управления ими. Разработать модель интерактивно-рационального управления развитием социальных систем. Выявить основные характеристики образования как социальной системы, поддающейся управленческому воздействию. Провести социологический анализ динамических процессов в российском образовании. Определить особенности субъектов социальной системы российского образования. Охарактеризовать практику управления российским образованием в условиях реформ. Раскрыть особенности технологий интерактивно-рационального управления и показать эффективность их применения в основных фазах управления российским образованием (актуализация главных проблем, целеполагание и целеосуществление). Теоретико-методологической основой исследования являются классические социологические концепции структурного функционализма, интеракционизма, а также деятельностный, диалектический и системный подходы к управлению, современные представления о рациональности и механизмах общественного согласования. Исходными для исследования служит ряд идей классиков социологии: Г.Спенсера – о степени удовлетворения потребностей членов общества как критерии социального прогресса; Ф.Тенниса – об идеальных типах и теоретических схемах воздействия на общественные явления; М.Вебера – о «рациональности» как основе социальных действий, ведущих к «хорошему» обществу; Ю.Хабермаса – о важности для социальной интеграции общества коммуникаций, ориентированных на согласие. В диссертации применяются как традиционные для социологических исследований методы (опросы, анализ статистических данных, моделирование социальных систем, социологический мониторинг), так и нетрадиционные, связанные с использованием аппарата теории решения задач. Эмпирической базой явились исследования автора по проектам: 1. Сохранение интеллектуального потенциала ВШ, исполнитель – МГГА, 1993–94 гг. (объем выборки около100 респондентов, являющихся слушателями курсов повышения квалификации). 2. Целевая интенсивная подготовка специалистов – МИП, 1994–95 гг. (в опросах участвовало около 200 студентов вуза). 3. Новые технологии обучения – МГАПИ, 1997–99 гг., (выборка – 150 респондентов, слушателей подготовительных курсов). 4. Прикладная психодиагностика и профориентация в образовании – МИПК МГТУ, 1997–99 гг. (опрошено более 500 респондентов, слушателей курсов повышения квалификации, учителей ряда московских школ); 5. Экспертное исследование, проведенное по инициативе автора в Минобразовании России в 2002г., «Оценка уровня российского образования» – ( участвовало 10 экспертов, работников министерства). 6. Социологический мониторинг модернизации образования – Международная академия наук высшей школы при участии МГСУ, 2003–04гг. (в опросах участвовало более 8000 респондентов – школьников, студентов, административных работников, менеджеров образования Ростовской области). 7. Мониторинг спроса на дополнительные платные образовательные услуги - с участием студентов РГСУ, 2005–07 гг. (в нескольких сериях опросов участвовало около 700 студентов университета). Информационной базой диссертационной работы послужили данные социологических исследований развития социальных систем: российского общества в целом (Е.Г.Антосенков, Г.А.Ахинов, А.И.Бутенко, М.К.Горшков, И.А.Гундаров, Т.И.Заславская, Г.В.Осипов, Г.А.Сатаров и др.); по российской системе образования (Г.Е.Зборовский, Н.А.Аитов, И.В.Бестужев-Лада, В.Н. Шубкин, Ф.Э Шереги, Ф.Р.Филиппов, В.Г.Харчева, Э.Н.Фетисов и др.). Использовались также данные социологических исследований, размещенные в Интернете. Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Предложена авторская концепция развития социальных систем как базы управления ими. Сформулированы общие закономерности развития социальных систем, действующие в любой социальной системе, в том числе - системе образования. 2. Разработано обобщенное представление о прогрессивной эволюции социальных систем по направлению к идеальной социальной системе. Представлен комплекс главных показателей развития социальных систем. 3. Разработана модель интерактивно-рационального управления развитием социальных систем, ориентированная на достижение устойчивого долговременного характера развития различных систем, в частности, системы образования. Отмеченные разработки вместе с комплексом основных понятий составляют инновационную теорию интерактивно-рационального управления развитием социальных систем. 4. Представлено аргументированное описание образования как социальной системы, выявлены ее основные свойства и особенности, разработана новая парадигма развития образования, отвечающая требованиям времени. Обоснована возможность применение для управления образованием теории интерактивно-рационального управления. 5. Исследованы основные тенденции изменений российского образования времени реформ и проведены их оценки с точки зрения теории интерактивно-рационального управления. 6. Осуществлен социологический анализ и определены особенности современного российского образования как социальной системы, являющиеся следствием его трансформаций. 7. Исследована практика управления российским образованием периода реформ, выявлена неэффективность используемой традиционной модели управления образованием, ее неспособность вывести российское образование из кризиса. 8. Разработаны инновационные технологии интерактивно-рационального управления развитием социальных систем и предложен авторский подход к их применению на всех фазах управления развитием социальной системы российского образования, что позволило выявить действительно актуальные проблемы его развития и предложить рациональные и солидарные пути их решения. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные автором теоретические положения и практические рекомендации вносят определенный вклад в развитие теории социальных систем, социологии образования, социального управления. Результаты исследования могут стать теоретической основой для развития социологии рационального общественно-согласованного управления как важного направления современной социология управления. Материалы исследования также могут быть теоретической базой эмпирических исследований проблем развития личности в условиях современного общества, вопросов ее социализации через систему образования. Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют скорректировать образовательную политику, применить новые более эффективные модели и технологии управления российской системой образования на разных уровнях, содействуют развитию государственно-общественного управления этой сферой. Практическое использование технологий интерактивно-рационального управления в управлении российским образованием создаст условия для решения существующих здесь проблем и позволит выйти на путь его долговременного устойчивого развития и интеграции в мировое образование с сохранением национальной идентификации. |