Интерактивно-рациональное управление развитием социальной системы российского образования (15.04.2007)
Автор: Власов Владимир Васильевич
ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ ИНТЕРАКТИВНО-РАЦИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специальность 22.00.08 - Социология управления АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук МОСКВА – 2007 Работа выполнена на кафедре социологии социальной работы Российского государственного социального университета Научный консультант: доктор социологических наук, профессор Михайлова Людмила Ивановна Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор Богатырев Евгений Дмитриевич доктор социологических наук, профессор Болотин Иван Сергеевич доктор социологических наук, профессор Фетисов Эдуард Николаевич Ведущая организация: Московский городской педагогический университет (МГПУ) Защита состоится 3 октября 2007 г. в 12 час. на заседании диссертационного совета Д 212.341.01 в Российском государственном социальном университете по адресу:129226 г. Москва, ул. Вильгельма Пика д.4, корп.2,зал диссертационных советов. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного социального университета по адресу: 129226 г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д.4, корп.3. Автореферат разослан 3 сентября 2007 г. Ученый секретарь диссертационного совета И.В.Орлова ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования вопросов управления развитием социальной системы образования определяется сложностью и противоречивостью современных процессов в российском обществе и в сфере образования. XXI век объявлен ЮНЕСКО веком науки и образования, что обусловлено вступлением мирового сообщества в постиндустриальный этап развития, характеризуемый глобализацией рынка, культуры, образования, смещением ориентиров в сторону познания и духовного совершенствования человека, бережного отношения к окружающей среде, жизни в единой информационной среде, опирающейся на тотальное использование компьютерной техники. Эти и другие процессы приводят к изменению всего общества, в том числе, социальных институтов, среди которых особое место занимает институт образования. Инновационные процессы в обществе предъявляют новые требования к системе образования. В современных условиях глобализации все цивилизованные страны реализуют программы развития образования, вкладывая большие средства в модернизацию его содержания, технологий и управления в соответствии с требованиями времени. Своеобразие ситуации в российском обществе состоит в совпадении по времени глобальных трансформаций в мире с распадом СССР и переходом страны на капиталистический путь развития. Начатые в России реформы привели к обнищанию населения, падению производства, к существенным деформациям социальной сферы. В условиях политического и экономического кризиса, отставания формирования новой законности активизировался криминалитет, стремительно стала разрастаться коррупция. Подрыв стимулов к трудовой деятельности, произвол чиновничества, стремительное расслоение общества по доходам привели к общей разбалансировке общественных отношений, к трансформации социальной структуры российского общества. Несмотря на некоторую стабилизацию с начала XXI века страна продолжает жить в условиях несбалансированной экономики, кризиса социальных институтов, социальной дифференциации и низкого жизненного уровня большинства населения. На страну надвигаются техногенные, экологические, демографические и прочие катастрофы. Среди социальных систем, в которых идут негативные процессы, находится и система образования. Она выполняет особую роль, связанную с социализацией населения в кризисных условиях, требующих формирования новой ценностно-нормативной системы. От состояния системы образования во многом зависит дальнейшее развитие страны, будущее ее граждан. В настоящее время в сфере образования России задействовано более 40 млн. человек, почти тридцать процентов населения страны, и она отражает все процессы, происходящие в обществе. Состояние российской системы образования характеризуется внутренними противоречиями и стратегической неопределенностью, нарастанием проблем, опасностью разрыва между конституционными гарантиями и реальными возможностями удовлетворения образовательных потребностей населения страны. Проблемы и противоречия в системе образования во многом обусловлены неэффективностью управления. Чтобы Россия могла использовать в полной мере свой потенциал, необходимы радикальные изменения в управлении. По Указу Президента Российской Федерации начата масштабная административная реформа. Однако, как показывает ход реформы, недостаточно только перестройки «вертикали власти». Требуется изменение принципов, моделей и технологий управления, необходимо преодолеть, как отмечает ряд ученых, отставание теории управления от запросов практики. Кроме того, существуют серьезные противоречия между теорией и практикой управления социальными системами и новыми условиями и запросами общества, требующие своего разрешения для успешного продолжения реформ. С этой точки зрения, по мнению диссертанта, особая роль в возрождении страны принадлежит российскому образованию, совершенствованию управления этой системой, что и определяет актуальность настоящего исследования. Степень разработанности и постановка проблемы Сложность системы образования, многообразие связей и отношений внутри нее, противоречивость процессов, происходящих в ней, обусловливают трудности управления этой системой. Социологический анализ особенностей современных процессов в системе образования и совершенствования управления ими в соответствии с требованиями динамично развивающегося общества составляет предметное поле социологии образования. Изучению предметной области образования как сложного социально-культурного феномена положили начало русские философы Н.А.Бердяев, С.М. Соловьев, В.С.Иконников. Социологические исследования образования в нашей стране активно развиваются с 1960-х годов (М.Н.Руткевич, В.Н.Шубкин, Ф.Р.Филиппов и др.) Современные исследования по социологии образования связаны с именами Н.А.Аитова, В.Г.Афанасьева, И.В.Бестужева-Лада, Г.Е.Зборовского, В.Н.Иванова, Л.Н.Когана, В.Я.Нечаева, Ж.Т.Тощенко, Э.Н.Фетисова, Ф.Э.Шереги, В.Г.Харчевой, Н.Д.Сорокиной, Осипова А.М и др. Исследованию различных аспектов управления образованием посвящены диссертации: В.М.Ананишнева, В.Г.Чумак, Н.И.Шевченко, А.Н.Майорова, М.В.Ушаковой, Е.Ю.Бикметова, Л.А.Миндибековой, А.Ю.Рыкун. Они позволили продвинуться в теоретическом обобщении проблем управления образованием и в поиске радикальных путей их решения. Вопросы управления организациями представлены в таких фундаментальных направлениях исследований менеджмента, как научный менеджмент (Ф.Тейлор), человеческие отношения (Э.Мэйо), эмпирическое управление (П.Друкер), новая школа управления (Г.Саймон, С.Черчмен, Р.Акофф), кризисное управление (Ч.Перроу). При этом теория менеджмента ориентируется на рациональность, связанную с получением прибыли. Современный менеджмент рационален, но недостаточно социален, поэтому в нарождающейся в мире социальной экономике необходимо соответствующее развитие теории и практики менеджмента. Социальные аспекты управления исследует социология управления – отрасль социального знания, изучающая закономерности, формы и методы целенаправленного воздействия на социальные структуры и процессы, отношения в системе управления. Объектом исследования социологии управления является управление в обществе и его подсистемах, а предметом – управление в различных типах общностей, таких как взаимодействия индивидов и их групп. При этом важнейшей функцией социологии управления является оценка и совершенствование процесса управления. В современной социологии управления обозначились несколько подходов: гуманистический (Н.Н.Моисеев, В.С.Степин, Ю.В.Яковец, М.В.Удальцова), синергетический (И.Пригожин, Г.Николис, П.Берже), прикладной (Ж.Т.Тощенко, В.Н.Иванов, И.В.Бестужев-Лада, Т.М.Дридзе, Р.Г.Могилевский и др.), эмпирический (вся эмпирическая социология). Несмотря на широту исследований и ряд интересных результатов (концепции интеллектуального, когнитивного управления), в целом «социологии управления предстоит еще преодолеть роль социологической надстройки над менеджментом». К исследуемой проблеме непосредственное отношение имеет и теория социального управления, разработки которой начались еще в СССР в рамках проблематики научного управления обществом (В.А.Абчук, В.Г.Афанасьев, Э.Г.Винограй, Д.М.Гвишиани, В.Г.Подмарков, Л.Н.Коган, и др.). Среди современных исследований можно отметить работы В.Н. Иванова, Ю.П.Аверина, И.М.Слепенкова, А.В.Тихонова, Ю.А.Крючкова, В.Н.Ковалева, И.К. Ларионова, Н.В.Мысина, В.И.Патрушева, О.А.Уржи, В.И.Франчука, и др. Социальное управление часто понимается как синтез социального планирования, прогнозирования и проектирования. Однако, существующие школы и направления еще предстоит превратить в общую теорию социального управления. Социальное управление социально ориентировано, но пока недостаточно рационально и требует соответствующего развития. В этом плане интересна концепция социально-инновационного управления, используемая в настоящем исследовании. Среди научных направлений, идеи которых важны для исследуемой проблемы, необходимо отметить методологию мягких систем. Ее представители У.Черчмен, Р.Акофф, П.Чекленд и др. обращают внимание на ряд свойств социальных систем: изменчивость, неопределенность, вариативность поведения в зависимости от случайных факторов и др., обуславливающие проблематичность непосредственного применения классических математических методов в управлении социальными системами и ставящие задачу разработки новых инструментов. С точки зрения проблематики исследования интерактивно-рационального управления важны научные представления о рациональности (М.Вебер, Г.Саймон, К.Черняк, Ю. Хабермас). В последнее время повысился интерес к теории рационального выбора (Дж.Коулмен, Й.Элстер, П.Ордилук, Д.Бъюкенен, М.Олсон, Л.В.Сморгунов и др.), выдвигающей на первый план активно действующего человека, опирающегося на рациональные решения. Однако в современных условиях недостаточно лишь рациональных решений в управлении, важно осуществление интерактивного взаимодействия участников для согласования их интересов. В этом плане полезны идеи символического интеракционизма (Дж.Мид, Т.Блумер, И.Гофман), ориентирующегося на индивидов, согласованная деятельность которых формирует общественные реакции. Радикальные изменения в российском обществе, глобализация, информатизация и другие явления ХХI века, проблемы их реализации и потенциальные возможности требуют поиска новых, адекватных происходящим изменениям, направлений теоретико-методологического обеспечения управления социальными системами. Важные результаты по различным аспектам развития управления социальными системами содержит ряд докторских диссертаций: Л.А.Василенко, А.В.Милехина, В.Н.Мининой, П.В.Романова, А.К.Мамедова, Г.Ф.Ромашкиной, Н.И.Рудневой, Г.А.Цветковой, Ю.М.Конева, Ф.Д.Кадария, А.А.Бондарева, Т.В.Карловой. Эти исследования показали важность и необходимость изучения процесса управления, всех его фаз. Они составили методологическую основу разработки процессного подхода к моделированию управления социальными системами в настоящей диссертационной работе. |