Интеграция в российском обществе людей с инвалидностью (15.04.2007)
Автор: Ткаченко Владимир Сергеевич
5. Личностные свойства индивидуума обеспечивают ему личную выживаемость, свойства систем обеспечивают системную выживаемость, в том числе и индивидуумов в составе систем. 6. В реальном взаимодействии социальные живые системы при удачном стечении обстоятельств и собственных усилий могут выживать и обеспечивать себе более высокий статус (гарантию выживания и обеспечение наследуемости собственных признаков – сохранение генотипа) или либо погибать или получать низкий статус (меньшую вероятность выживания, больший расход усилий на выживание, меньшую вероятность воспроизводства и обеспечения наследуемости – сохранения генотипа). По этой причине социальным живым системам свойственна экспансия (давление жизни) в окружающую их среду, также как и сами системы испытывают давление со стороны соседних систем. В социальной системе, отвечающей системным требованиям в соответствии с общей теорией систем, должны присутствовать механизмы, обеспечивающие выполнение ряда основных задач (целесообразно назвать их системными задачами), к которым нужно отнести: защиту и сохранение своей целостности; получение и переработку вещества и энергии для существования своих элементов (акторов в социологической терминологии), с учетом интересов этих элементов; получение и переработку информации для оценки факторов среды и адаптации к условиям; удаление продуктов жизнедеятельности (в том числе и передачи полезной продукции, необходимой другим системам и акторам); управление всеми процессами в пределах системы. Это необходимо потому, что живая социальная система должна непрерывно функционировать, т.е. участвовать в кругообороте вещества, энергии и информации как открытая система. Она также должна постоянно развиваться (или изменяться), адаптируясь к внешним условиям, потому что находится в изменяющейся конкурентной среде. Движущими силами изменений служат противоречия в состоянии адаптированности к внешней среде и в необходимости поддержания эффективного усвоения, переработки и передачи веществ, энергии и информации, поступающих извне, для защиты интересов акторов. В нашем представлении общество есть совокупность всех людей на конкретной территории. Такое определение делает общество адекватным понятию населения и относительно нейтрально, в то же время оно учитывает все разнообразные ситуации. Естественно, что под российским обществом подразумевается совокупность всех людей, проживающих в границах Российской Федерации как административного образования. Общество структурировано так, как структурируется в экосистемном плане земная поверхность. Максимально возможное в пространственном плане общество на Земле – человечество. Любая совокупность людей меньшего масштаба может быть определена дополнительными характеристиками (городское общество, российское общество). Из этого представления вытекают следующие следствия: ни один человек не стоит вне общества; на одной территории может находиться только одно общество; в одной экосистеме может функционировать только одно общество. Идеально организованное общество - такое общество, в котором все его члены объединены в систему, позволяющую оптимально распределять поступающую извне и высвобождающуюся внутри материю, энергию и информацию, при этом энергия, затрачиваемая на функционирование общества, минимальна по своим относительным размерам и соответствует уровню использования природных ресурсов . Под системным устройством общества мы понимаем дифференциацию человечества на живые социальные системы и иные социальные объекты, не заслуживающие статус систем, но позволяющие поддерживать существование отдельных представителей человеческой популяции, предусматривающую также определенный способ взаимоотношений этих объектов между собой и с внешней средой обитания. В процессе возникновения общества и формирования его структуры имеет значение следующее: - первопричинами объединений людей в общины (социальные общности) были внешние условия; - каждый последующий шаг объединения осуществляли структуры, возникшие на предыдущем этапе, а не отдельные индивидуумы; - каждый последующий шаг улучшал положение объединившихся элементов по отношению к необъединившимся; - необъединившиеся элементы не исчезали сразу из состава населения, а продолжали существовать, решая свои задачи в более жестких условиях с меньшей эффективностью. Структурирование человечества внутри самого себя позволяет выделять различные уровни организации общества по вертикали, природно-климатические условия предопределяют территориальное (пространственное) структурирование по линии, характеризующей отношение участников социума к совместному ресурсоиспользованию, т.е. по горизонтали. Схема, иллюстрирующая принцип формирования системного устройства общества. Прямоугольники - социальные системы разного системного уровня, кружки - внесистемные составляющие В контексте системного устройства российское общество предстает в виде структурного подразделения человечества, т.е. той его части, которая проживает на территории Российской Федерации - государственного образования, сложившегося в ходе социальной эволюции. Это общество сформировано из социальных систем различного уровня организации, взаимодействующих для поддержания своего существования. Нижнюю ступеньку иерархии образуют различные малые группы типа семьи, трудовых и творческих коллективов, не имеющие строгой территориальной привязки. Выше надстраиваются социальные системы типа населенных пунктов, производственных предприятий и пр., за ними следуют социально-территориальные формирования (административные районы, области и т.д.), В контексте интеграции из вышесказанного следует, что условия интеграции в систему для ее членов могут быть определены корректно для данной социальной системы, так что условия интеграции для инвалидов и оценку индивидуальных качеств дают только системы первичного уровня организации (коллективы). Для систем более высоких уровней важны групповые качества систем нижнего уровня, а индивидуальные качества их членов уже не играют существенной роли, что необходимо учитывать в оценках эффективности интеграционных процессов. В четвертой главе «Процессы интеграции в российском обществе с участием инвалидов», включающей четыре параграфа, приведены результаты исследований, социальные конструкты, предназначенные для решения возникающих в сфере инвалидности проблем. Они основываются на материалах исследований, проведенных в Ставропольском крае, с использованием данных из других регионов России. В первом параграфе главы «Социальная политика РФ в отношении интеграции инвалидов» проведено исследование различных сторон социальной политики, способных оказать влияние на интеграционные процессы с участием инвалидов. Инвалиды в России приобрели определенный статус, очень низкий, но весьма устойчивый. Вокруг этого статуса сложились представления о возможностях инвалидов, точнее, об ожиданиях, которые имеют люди при общении и социальных контактах с инвалидами. Этот статус активно поддерживает государство, предоставляя им различные льготы, без которых инвалидам, якобы, не прожить. Такое положение вполне можно охарактеризовать как состояние интегрированности инвалидов в общество. Философия независимой жизни призывает к тому, чтобы социальный статус инвалида (а в этом случае уже справедливо говорить не об инвалиде, а о гражданине с инвалидностью либо о гражданине с ограничениями жизнедеятельности) был максимально высоким; чтобы этот гражданин реально владел всеми правами, изначально предоставленными любому человеку. Общество воспринимает инвалида в его устоявшемся статусе, со всеми характеристиками, ожиданиями, ролями и действиями, поэтому новый статус гражданина с инвалидностью не образуется, если за этим гражданином будет сохраняться шлейф отношений, определенных статусом инвалида. Другими словами, если гражданин захочет поднять социальный статус, оставляя за собой все существующие ныне льготы, то это ему не удастся. Каждый человек, в том числе и человек с инвалидностью, занимает какое-то положение в обществе, которое можно охарактеризовать различными способами. Мы хотели бы это положение охарактеризовать расстоянием, которое отделяет гражданина от жизненно важного ресурса. Под ресурсом можно понимать любые объекты, вещественные, материальные, нематериальные и пр., способствующие выполнению человеком его социобиологической миссии – пища, власть, состояние здоровья; под расстоянием – количество усилий для достижения цели. Тогда чем ближе человек к полному обладанию (владению) ресурсом, тем выше его статус. Гражданин с инвалидностью, обычно занимающий в отношении какого-либо ресурса дальнюю позицию, для выравнивания возможностей должен обладать другими преимуществами (быть умнее, активнее, работоспособнее и т.д. либо обладать дополнительными правами). Каждый гражданин, впервые получивший инвалидность, определяет свои перспективы жизнедеятельности индивидуально. Вариантами его будущей жизни могут быть приобретение без особых усилий статуса инвалида либо деятельность по сохранению или поднятию социального статуса (предпринимателя, рабочего, научного работника, и пр.) с приложением для этого максимума сил и энергии. Процесс приобретения нового статуса представляет собой процесс реабилитации или интеграции индивидуума, при котором гражданин с впервые обнаруженной инвалидностью включается в общество на уже существующие роли. Одна из основных проблем интеграции людей с инвалидностью, таким образом, заключается в определении возможностей каждого гражданина, имеющего заболевание или дефект, в приобретении высокого социального статуса, и в формировании психологической нацеленности его на достижение максимальных ресурсов жизнеобеспечения. Обязанности общества в этих условиях будут заключаться не в обеспечении гражданина ресурсами, а в предоставлении ему возможностей достичь этих ресурсов. При этом следует отметить, что в этом смысле у гражданина с инвалидностью никогда не будет равных возможностей со здоровыми гражданами, если у всех будут равные права. Только дополнительные права для лица с инвалидностью могут выровнять его возможности с другими гражданами. Можно предположить несколько вариантов причин, по которым общество может быть заинтересовано в успешной интеграции инвалидов в обществе: Экономическая - неработающий человек находится на содержании общества, поэтому выгоднее сделать его работающим, полностью или частично сократив расходы; Гуманистическая - общество жалеет каждого своего члена и заинтересовано в сохранении его здоровья только потому, что тот - человек; Интеллектуальная - каждый член общества обладает интеллектуальным потенциалом и поэтому его нужно сохранять на тот случай, если вдруг обнаружится нехватка знаний или опыта; Творческая - при раскрытии возможностей каждого человека он может произвести уникальные художественные ценности; Психологическая - каждый член общества должен быть уверен, что общество его не оставит в беде (в случае наступления инвалидности), поэтому необходимо сохранять традиции поддержки и демонстрировать их постоянно; Политическая - положительные либо отрицательные результаты реабилитации можно использовать в политической борьбе, разыгрывая «инвалидную карту»; Стабилизационная - неудовлетворенность жизнью такой большой группы населения как инвалиды может привести к общественной нестабильности; Религиозная - общество опасается, что за несоблюдение защиты человека как божественного продукта может последовать соответствующая кара. Из перечисленных причин государство тревожат только экономическая, стабилизационная и политическая, остальные причины - забота общества. Именно эти причины хорошо просматриваются при анализе социальной политики России в отношении инвалидов. Второй параграф «Модели интеграции инвалидов в обществе» содержит авторские обобщения некоторых сторон интеграционных процессов, представленные в виде моделей инвалидности. При разработке представляемых моделей мы исходили из признания того, что общество, а, тем более, любая социальная система, образованы субъектами, обладающими определенной свободой воли. Эта свобода воли направлена на осуществление выбора в недетерминированных ситуациях с недостаточным количеством информации о возможных путях развития. Второй предпосылкой в наших моделях явилось представление о социальных системах и об обществе как о реальных объектах, имеющих ресурсопользовательский характер, существующих в условиях ограниченности этих ресурсов. В сочетании эти две предпосылки позволяют утверждать, что поведение людей в социальных системах объективно оценивается выживаемостью: правильным поведение нужно назвать только тогда, когда оно способствовало выживанию человека и/или повышению его социального положения, которое в свою очередь повысило бы гарантию оставления жизнеспособного и конкурентоспособного потомства. Недостаток информации о возможных путях развития социальной системы, в которой находится человек, превращает процедуру волеизъявления (т.е. принятия решения) в стохастический процесс, исход которого может быть предсказан с той или иной степенью вероятности. Для соответствия этим подходам были выделены следующие группы людей с инвалидностью, у которых социальные стратегии были относительно оформлены и отличались друг от друга. Тем не менее, и это деление не следует абсолютизировать, потому что люди могли менять стратегии в ходе жизненного развития или при смене внешних условий. 1. Дети с инвалидностью. 2. Инвалиды, не способные осознавать и контролировать свое поведение. 3. Инвалиды, осознающие свое социальное положение, и согласные с ним. 4. Инвалиды, осознающие свое социальное положение, но не согласные с ним и нацеленные на изменение социального статуса. |