Delist.ru

Интеграция в российском обществе людей с инвалидностью (15.04.2007)

Автор: Ткаченко Владимир Сергеевич

Разработанные модели интеграции инвалидов в рамках социального института инвалидности верифицированы при создании государственной службы реабилитации инвалидов Ставропольского края в 1996-1999 гг.

Концептуальные подходы к социальным отношениям в сфере инвалидности и способы распространения в обществе социальных знаний об инвалидности отрабатывались на кафедре социологии и социальной работы СевКавГТУ в рамках Канадско-Российской программы по инвалидности (1998 - 2006 годы), осуществляемой при финансовой поддержке Канадского Агентства Международного Развития (CIDA). В ходе выполнения программы были проведены локальные исследования:

профессиональных потребностей специалистов социальной работы, осуществленные в 2004 г. на базе профессионального сообщества социальных работников Ставропольского края (генеральная совокупность оценивалась нами в размере 450 чел., выборка составила 108 чел.);

профессиональных потребностей и ожиданий студентов, обучавшихся в 2003 - 2006 гг. на Гуманитарном факультете СевКавГТУ по специальности «социальная работа».

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в социологии разработана концепция социальных отношений в сфере инвалидности, проявляющихся в виде интеграционных процессов, в которой граждане с инвалидностью включены как равноправные субъекты формирования живых социальных систем, способные самостоятельно выбирать стратегии социальных отношений на основе знаний о перспективах развития вновь возникающих социальных структур, обеспечивающие реализацию их интересов и признаваемые другими участниками интеграции. В содержательном плане научная новизна состоит в следующем:

Впервые показана и обоснована полная структура инвалидности как социального института, состоящего в России из государственных служб признания граждан инвалидами, предоставления для них социальных услуг и негосударственных общественных движений инвалидов, в рамках которого создаются более благоприятные условия для жизни и интеграции в обществе людей с инвалидностью, показана его историческая, политическая, организационная и социокультурная база. Использование социальных отношений и структур института инвалидности облегчает интеграцию отдельных граждан с инвалидностью в обществе, но ограничивает возможности роста их социальных статусов.

Впервые показано состояние инвалидности как явления индивидуальной социальной дезадаптированности граждан, имеющих тяжелые нарушения здоровья. Доказано, что инвалидность и дезадаптированность проявляются в чрезвычайно разнообразных формах, обусловленных сочетанным действием биологических и социальных факторов. Разнообразие проявлений инвалидности обеспечивает успешную интеграцию ее носителей в различных социальных системах на нижних уровнях организации общества при условии принятия гражданами с инвалидностью их ценностных ориентаций и требований.

Разработана авторская модель системного устройства общества, основанная на принципах дифференцированности общества, многоуровневости его организации функциональном взаимодействии составляющих его элементов, отличающаяся от существующих моделей тем, что она обладает полисистемностью (каждый уровень организации общества представлен не одной системой, а множеством систем и внесистемных фрагментов), экосистемным целеполаганием социальных систем (каждая социальная система и каждый уровень системной организации возник и существует для повышения жизнедеятельности составляющих ее/его элементов в конкурентной социоэкологической среде). Использование модели в социологических конструкциях позволяет исключить разрыв между повседневными практиками и теоретическими построениями.

Разработаны концепция, организационная и функциональная структуры регионального звена медико-социальной реабилитации инвалидов, в основе которых лежат принципы вертикального (управленческого) и горизонтального (партнерского) межведомственного взаимодействия учреждений, обеспечивающих индивидуальную интеграцию инвалидов в обществе в рамках социального института инвалидности.

На основе систематизации социологических подходов к понятиям социального действия, ограничения жизнедеятельности, социальной недостаточности показано отношение социологических теорий и социальных представлений, сложившихся в российском обществе, к проблеме инвалидности, раскрывающее взгляды на сущность и феноменологию такого социального явления как инвалидность, а также на варианты интеграции социальных систем в российском обществе с полноценным и полноправным участием в них людей с инвалидностью, что открывает перспективы теоретических разработок в сфере инвалидности и функциональной структуры общества.

С учетом использования социально-психологических субъект-объектных и субъект-субъектных подходов в повседневной деятельности граждан и при взаимодействии социальных институтов разработаны модели стратегий инвалидов во взаимоотношениях «инвалид-общество», обозначенных как модель инвалида и модель независимой жизни гражданина с инвалидностью, опирающиеся на степени участия инвалида в формировании общественного благосостояния. Эти модели позволяют согласовать возможности граждан с инвалидностью, детерминированные биологическими и социальными факторами, с реальным состоянием социальных систем и реализовать их «право на выбор» жизненной стратегии.

Разработаны авторские модели процессов и результатов интеграции, происходящих в обществе с участием инвалидов, целью которых является создание новых реальных социальных систем, когда новые социальные системы формируются с учетом объективных биосоциальных потребностей инвалидов и защитой социальных интересов всех участников интеграционных процессов.

Впервые для российской социологии и теории социальной работы исследованы и разработаны пути вовлечения в процессы интеграции граждан, не имеющих тяжелых заболеваний, являющихся партнерами инвалидов при формировании новых социальных систем либо создающих социальную среду, в которой происходит процесс интеграции с участием инвалидов. Предложены способы привлечения к интеграционным процессам общественных объединений инвалидов, методики социального образования для граждан, занимающихся профессиональной социально-помогающей деятельностью, устраняющие мифологизацию и стигматизацию в сфере инвалидности.

Доказано, что в процессе практического обучения студентов гуманитарных специальностей и послевузовского образования при осуществлении его на базе действующих социальных учреждений происходит распространение научно обоснованных знаний о социально значимых свойствах граждан с инвалидностью среди профессиональных работников социальных служб, что способствует вовлечению их в процессы интеграции на объективно осознаваемой основе.

Разработаны критерии прогнозирования социальных ситуаций в обществе, развивающихся в результате интеграционных процессов, в которых учтены инерция социальных отношений, необходимость интернализации новых ценностей в обществе, социально-экономические и социально-политические прогнозы развития общества и их связь с процессами интеграции с участием инвалидов.

Практическая значимость исследования

Разработана структура региональной системы реабилитации инвалидов, основанной на включение в процессы интеграции и оказания социальной поддержки различных учреждений и ведомств, расположенных на территории социально-экономического региона, которая реализована на территории Ставропольского края .

Разработаны и осуществлены мероприятия поддержки некоммерческих негосударственных объединений инвалидов для участия в процессах интеграции людей с инвалидностью, включающие формулирование целей и задач, форм деятельности объединений, основанных на защите прав и отстаивании собственных интересов

Разработана методология практического обучения студентов для социальной работы в сфере инвалидности и социального образования населения, способствующая повышению эффективности интеграции общества с участием инвалидов. Создана модель практического обучения студентов навыкам решения проблем в сфере инвалидности, способствующая вовлечению в работу широких слоев населения и государственных служащих и распространению среди них современных представлений об инвалидности

Положения, выносимые на защиту:

Инвалидность как индивидуальное состояние функциональной дезадаптированности определяет социальные отношения инвалидов в сфере жизнеобеспечения и участия в общественных процессах. Люди с тяжелыми заболеваниями (нарушениями здоровья) в силу своих психофизиологических свойств дезадаптированы по отношению к инфраструктуре населенных пунктов и к образу жизни остальных людей, так как при формировании этих сторон жизни человечества исключительные (нетипичные) требования инвалидов не учитывались, а неадаптированные формы психофизиологического существования человека с тяжелыми заболеваниями элиминировались как непригодные.

Социальный институт инвалидности актуализирует общественно значимые качества людей, имеющих инвалидность, и определяет потенциал их использования в общественной жизни. Созданная государственная система реабилитации инвалидов (одна из важных составных частей социального института инвалидности) удовлетворяет потребностям и общественным ожиданиям по защите его прав только части людей с тяжелыми нарушениями здоровья, неспособных или не желающих вносить существенный вклад в общественное благосостояние. Для остальных людей с нарушениями здоровья необходимо принятие и признание другой жизненной стратегии - стратегии независимой жизни гражданина, при которой выбравший ее инвалид принимает на себя не только права, но и обязанности жизни в обществе и не нуждается в специально сформированном институте инвалидности.

Процессы консолидации в обществе с участием граждан с инвалидностью, происходят по схеме поглощения (присоединения) инвалидов к существующим социальным системам, когда инвалид соглашается с предлагаемыми ему условиями (социальным статусом и социальными ролями) либо по схеме интеграции, понимаемые в нашей трактовке как процессы создания новых социальных систем, в которых на основе социального компромисса удовлетворяются интересы всех участников интеграционного процесса и инвалид получает возможность приобрести более высокий социальный статус и взять на себя социальные роли, больше отвечающие его потребностям.

Предложенная нами модель системного устройства общества, согласно которой человечество (население Земли) структурировано в соответствии с потребностями природопользования (пользования природными ресурсами) и для эффективной защиты от внешних (природных и социальных) вредных факторов, при этом каждый уровень системной организации от глобального до местного представлен в виде совокупности социальных систем и внесистемных фрагментов. На каждом уровне системной организации социальные системы и внесистемные фрагменты разнообразны по структуре и выполняемым функциям, обладают собственными социальными статусами и ранжированы в соответствии со статусными наборами, в силу чего предоставляют максимальные возможности для включения (интеграции) в них людей с разными проявлениями инвалидности.

Жизненный успех индивидуума зависит от ранга социальной системы или внесистемного фрагмента, в который он входит, поэтому для достижения социального успеха необходима принадлежность инвалида к социальной системе максимально высокого ранга и уровня системной организации. Инвалид может достигнуть этой цели за счет использования своего остаточного потенциала жизнедеятельности и адекватного выбора социальной системы для интеграции и вида собственной деятельности, предлагаемого им для других участников системы.

Стратегии взаимоотношений между обществом, инвалидами и государством, обеспечивающие интеграцию людей с любой глубиной психофизиологических нарушений, являются результатом обеспечения взаимного интереса инвалидов и граждан без инвалидности, участвующих в формировании и функционировании социальных систем. Они осуществляются в обществе независимо от волевых усилий граждан и позволяют инвалидам добиваться высоких социальных статусов, однако при этом инвалидам приходится использовать свое естественное право на выбор той или иной стратегии.

Выбор жизненной стратегии на основе модели инвалида, представляющей собой поведенческую стратегию, направленную на получение от общества средств жизнеобеспечения без последующей компенсации общественных затрат, гарантирует выживание лиц с тяжелыми заболеваниями и интеграцию их в обществе в рамках социального института инвалидности, но не позволяет им занимать высокие социальные статусы.

Выбор жизненной стратегии на основе модели независимой жизни, представляющей собой поведенческую стратегию, направленную на полноценное и полноправное участие инвалида в общественной жизни исходя из его социально-психофизиологических возможностей, опирается на взаимную заинтересованность участников социальных систем, делая акцент на использование деятельностного потенциала инвалида, предоставляет расширенные возможности интеграции и социальной мобильности, ограничиваемые только социально-экономическим и социально-политическим состоянием общества.

Общественные движения инвалидов и создаваемые в их границах общественные объединения инвалидов способны максимально учесть индивидуальные потребности и возможности отдельного человека с инвалидностью, однако в условиях России они нуждаются в научно-методологической поддержке, при которой общественные объединения становятся инструментом согласования интересов инвалидов с интересами других граждан на всех уровнях системной организации общества.

Подготовка профессиональных социальных работников в сфере инвалидности способствует распространению современных взглядов на место инвалидов в обществе, т.к. во время практического обучения студентов, в которое вовлечены представители различных структур социального института инвалидности, происходит знакомство участников интеграции с потребностями и возможностями инвалидов и с технологиями социальных изменений, направленных на обеспечение интересов всех членов общества. Профессионалы по социальной работе в силу своих профессиональных задач наиболее эффективно реализуют социальную политику государства в вопросах содействия интеграции с участием инвалидов.

Апробация и внедрение основных результатов исследования

Основные результаты исследований отражены в монографиях, учебных пособиях и научных публикациях автора общим объемом более 75 условных печатных листов.

Ключевые положения концепции исследования, результаты практических разработок по мероприятиям, направленным на интеграцию инвалидов и создание региональной службы реабилитации инвалидов, получили поддержку и реализацию в виде Постановлений и Распоряжений Правительства Ставропольского края (Постановления Администрации СК «О региональной системе реабилитации инвалидов», «Об индивидуальной программе реабилитации инвалидов в Ставропольском крае», « О порядке обеспечения инвалидов Ставропольского края техническими средствами реабилитации», «О краевом фестивале творчества детей-инвалидов»), а также в 3-х учебных пособиях, имеющих гриф УМО вузов России по социальной работе.

Практические разработки, посвященные способам обучения в сфере инвалидности, нашли свое отражение в учебном пособии «Организация практики студентов специальности «социальная работа», также получившим гриф УМО вузов России по социальной работе.

Идеи и результаты научных исследований были изложены в докладах и выступлениях автора:

- на 6-ти международных конференциях и 1-м социологическом конгрессе (Ставрополь - 2004, 2005, 2006; Воронеж - 2006; Челябинск - 2006; Москва - 2006);

- на 5-ти всероссийских конференциях (Ставрополь - 2002, 2004, 2005, 2006; Смоленск - 2006);

- на 5-ти межрегиональных, межвузовских конференциях (Ставрополь - 2002, 2003, 2004, 2005, 2006).

Выводы и рекомендации апробированы при чтении лекционных курсов и проведении семинарских и практических занятий по учебным дисциплинам «Основы социальной медицины», «Содержание и методика социально-медицинской работы», «Организационные основы деятельности социальных служб», «Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов», «Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов», «Технологии социальной работы с инвалидами», «Социально-педагогическая работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов» в Северо-Кавказском государственном техническом университете и Северо-Кавказском социальном институте.

Структура диссертации

загрузка...