Интеграция в российском обществе людей с инвалидностью (15.04.2007)
Автор: Ткаченко Владимир Сергеевич
10 - между потребностями практики в участии инвалидов и отсутствием теоретического обоснования причин и путей интеграции. 11 - между обыденными представлениями граждан об инвалидности и доминирующим в научных кругах и властных структурах социологическим обоснованием инвалидности как социального явления 12 - между инвалидностью как состоянием функциональной дезадаптации и отсутствием моделей организации общества, основанных на функциональных отношениях 13 - между представлениями об инвалидах как о группе граждан, составляющих единый социальный слой общества, и полиморфностью группы, дифференцированной на множество функционально самостоятельных индивидуумов с инвалидностью и малочисленных объединений инвалидов. Межпарадигмальные: 14 - между объективистскими представлениями о детерминированном действии на процессы интеграции инвалидов в обществе внешних природных и социальных факторов и субъективистскими представлениями о праве выбора, имманентно присущем инвалидам, стратегий в социальных отношениях. 15 - между первичной экосистемной природой существования общества и социологическими описаниями его функционирования, вследствие чего природная составляющая отходит на задний план, но оказывает мощное воздействие на реальные социальные процессы в виде необходимости ее учета при определении целей существования общества. Степень научной разработанности проблемы Проблемы интеграции инвалидов в обществе более полно и с разных позиций изучались за рубежом, при этом были разработаны теории дискриминируемого меньшинства (М. Оливер, С. Бернс, Г. Мерсер, Т. Шекспир и др.), теории девальвации и валоризации (В. Вольфенсбергер, С. Томас), теории стигматизации (Е. Гофман , М. Файн , А. Эш и др.) Большое внимание иностранными авторами было уделено: гендерным проблемам в сфере инвалидности (Д. Камплин , Д. Моррис, Е. Клер, Л. Драйджер, Б. Хиллиер) и др.); социокультурным аспектам социальных отношений в сфере инвалидности (С. Н. Барнарт и др.); восстановлению трудоспособности и профессионального статуса (М. Балер, Р. Грубер, М. Мейри, С. Румей, Ф. Мерхоф, В. Циммерман); деятельности в рамках идеологии независимого образа жизни (Г. Дейонг, Ф. Пелка); деятельности в системе защиты прав инвалидов и их самозащиты при включенности в общественную жизнь (Г. Эннс, Ю. Фрик, Г.Л. Олбрехт, Д.Е. Бикенбах, Р. Имри). Отечественные исследователи больше внимания уделяли повседневным проблемам и социальным практикам жизнедеятельности инвалидов. В советский период предметом изучения были медицинские аспекты восстановительного лечения (Л. Г. Камсюк, Т.С. Алферова, О. А. Потехина), социально-бытовое устройство инвалидов (Н.Ф. Дементьева; Э.И. Танюхина, А.А. Свинцов, О.С Андреева, Д. И. Лаврова), восстановление трудоспособности в условиях общественного производства разных отраслей промышленности (М.Ю. Магарил, М. В. Коробов) и организационные меры по обеспечению труда инвалидов на производстве. К сожалению, в пореформенной России большинство результатов этих исследований потеряло всякое значение в связи с принципиальным изменением производственных отношений. Серьезные успехи советскими специалистами были достигнуты в области коррекционной педагогики в приложении к детям с инвалидностью, которая развивалась еще до введения в 1980 году самого понятия «ребенок-инвалид» (Л. С. Выготский; С.Я. Рубинштейн; А.Р. Лурия; Е.М. Мастюкова; А.Г. Литвак; Н.Н. Малофеев и др.). Но исследования сопровождались стремлением к эксклюзии и разрыву в социализации таких детей в обычных условиях общества, чем нанесен серьезный урон авторитету полученных результатов. В последние десятилетия характер исследований проблем инвалидности в России принципиально не изменился: основной поток научной литературы и публицистики посвящается вопросам социально-бытового обеспечения, предоставления социальных услуг (Н.Ф. Дементьева, Л.П. Храпылина, Э.В. Карюхин, Б.А. Сырникова, И.А. Соколова и др.), социокультурной реабилитации и спортивно-досуговой деятельности (Л.В. Шапкова, С.П. Евсеев, Г.Л Зуева, В.И. Столяров, Т.И. Губарева, Е.А. Лубышев, А. М. Ахметшин, С.И. Блохина, В.П. Козлова, И.О. Елькин, А.А. Ошкордина, Л.К Грачев, Н.С. Роберт, С.С. Кучинский, С.П Шевчук, И.А Шамес). Новыми для России следует считать разработки по обеспечению безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов (М.М. Айшервуд, Л.Н. Индолев, X. Ю. Кальмет, С.Н Кавокин, Л.Н. Чикинова, Л.П. Храпылина, Н.Д. Талалаева, Н.Ю. Гаубрих, И.И Рыбакова, Ю. В Колосов, С. Ф. Траутвейн, Е.Г. Леонтьева, С.Н. Пузин, А.А. Скобянин, В. К. Степанов, В. А Цветков, Н. Н Якимова и др.), способов укрепления психологической устойчивости (Г.Н. Багаева, О.А. Ахвердова, И.В. Рыженко, Е. А. Залученкова, Т.И. Петракова и др.), способов налаживания социально-психологических отношений (Т. А. Добровольская, Н. Е. Шабалина, Н.В. Васильева, И.Б Кантемирова, Н.Н. Галкин, А.Д. Черемных и др.). В сфере профессиональной реабилитации инвалидов предприняты новые подходы: в профессиональном образовании (Н.Н. Малофеев, Э.К. Наберушкина, Э.Е. Чеканова, Н.Ф. Мордвинкина, К.С. Ощепкова, Д.Б. Шевченко, П.В. Романов, А.А. Чернецкая, Е.М. Старобина) основной акцент сделан на обеспечении физической доступности учебных заведений и адаптации учебного процесса за счет введения дистанционных методов обучения. В трудовых отношениях (С.А. Жилина, М.Ю. Погудаева, Г.Г. Карпова, О.В. Новожилова) рассматриваются, главным образом, модели трудового участия инвалидов, используемые за рубежом. Ряд работ посвящен вопросам статистики инвалидности (Т. П. Веденеева, Е. Э. Любезнова, К. Ю. Журбенко, Л.П. Гришина, Н.Д. Талалаева, Э.К. Амирова и др.), но в основном они констатируют интенсивный рост числа инвалидов и распространяют эту тенденцию на неопределенное будущее. Многочисленные работы содержат описания деятельности инвалидов в системе защиты прав инвалидов и их самозащиты при включенности в общественную жизнь, следованию идеологии независимого образа жизни и формирования гражданского общества (Ю. Г. Элланский, А. Г. Шевцов, Н.В. Васильева, П.В. Романов, Е. Р. Ярская-Смирнова, И.А. Солодовникова, С. П. Пешков, Д.В. Зайцев, Т. Малева, С. Васин, О. Синявская, Н.В. Антипьев, Е.Н. Ким, Э.Г. Тучкова, и др.), а также особенностей их при различных инвалидизирующих патологиях: нарушениях слуха и речи (Ж.И. Шиф, Г.А. Таварткладзе , Д. Б. Христиансен) , С.Н. Барнарт, Н. Гроус и др.), нарушениях зрения (А. Г. Литвак, M. П. Коновалова, Е.М Васильева, Е.Н. Фидрикова, Р.Д. Фергюсон, ментальных (Т.Н Черняева, Е.Ю. Герасимова, Т Жулковска, А.И. Ковалева, В.А. Луков, Г.Ф. Морозова, И.Я. Гурович, А.Б. Шмуклер, О. Нойфельдт и др.) и физических (Д. Бикенбах, А. Г Московкина) нарушениях. Социологические исследования структуры и функционирования обществ, предпринятые специалистами с позиций классовой структуры (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, В.И. Ленин, Ю. А. Афанасьев), с позиций стратификации общества и социальной мобильности (П.А. Сорокин, О.И. Шкаратан, Т.И. Заславская, З. Т. Голенкова, Н. Е. Тихонова), с позиций коммуникации и общения (Н. Луман), с позиций возможных конфликтов (Р. Дарендорф), с использованием понятий социального пространства (П. Бурдье), системного подхода (М. Вебер; П.А. Сорокин, А.А. Давыдов), путем разделения на миры (Ю. Хабермас), результаты которых использованы в наших разработках, широко известны и неоднократно обсуждались в научной печати (Д. Ритцер, И.Ф. Девятко, Н.А. Полякова, В.И Добреньков, А.И. Кравченко, Л.Г. Ионин и т.д.) . Из теоретических исследований инвалидности в России наибольшими успехами отмечена саратовская школа, в которой разработана теория социального узнавания (Е.Р. Ярская-Смирнова), посвященная проблемам социопсихологических отношений между инвалидами и здоровыми людьми. Исследования процессов интеграции взрослых инвалидов в российском обществе сконцентированы в области реабилитации инвалидов (Е.И. Холостова, Л.П. Храпылина, Т. В. Зозуля), а также в развитии идей инклюзивного профессионального образования (А.А. Чернецкая, И.Б. Кантемирова, Н.В. Васильева, Д. В. Зайцев и др.). Большое внимание в научных работах российских специалистов отведено вопросам реабилитации детей-инвалидов, в которых к перечисленным проблемам еще добавлены проблемы изучения семей, воспитывающих детей с инвалидностью. Однако исследователи этих направлений обычно не увязывают реабилитационные процессы, рекомендуемые детям-инвалидам, с последующими интеграционными процессами, в которые дети будут вовлечены по достижении ими взрослого возраста. В обозначенном контексте социальная проблема состоит в том, что люди с инвалидностью, обладая объективными психофизиологическими свойствами, отличающими их от среднестатистических граждан, в силу условий, созданных в обществе, не могут использовать весь свой потенциал для обеспечения собственного существования и для содействия жизнедеятельности общества. Научная проблема вытекает из указанной социальной проблемы и неразработанности социологических подходов и обозначается нами как противоречие между потребностями интеграции в обществе людей с инвалидностью с использованием особенностей их повседневных практик и отсутствием научно обоснованных способов выбора социальных стратегий для осуществления процессов интеграции. Цель диссертационного исследования На основе анализа процессов интеграции в российском обществе разработать стратегии и модели интеграции инвалидов для реализации их на всех уровнях общественной организации России. Объект исследования Интеграция инвалидов в российском обществе как социальный процесс и как состояние, обеспечивающие функционирование общества в природной и социальной среде Предмет исследования Состояние и процессы интеграции, происходящие в российском обществе с участием граждан с инвалидностью. Задачи исследования: 1 - проанализировать инвалидность как индивидуальное состояние человека, являющегося участником интеграционных процессов и носителем социальных проблем; 2 - показать особенности общественного представления об инвалидах как результата общественной рефлексии, определяющего потребности и проблемы в создании новых социальных систем с участием инвалидов; 3 - выявить закономерности структуры инвалидов как социальной группы и ее динамики; 4 - рассмотреть инвалидность в российском обществе с позиций представлений в рамках социального института; 5 - дать характеристику российского общества как социального пространства, в котором предполагается оптимизировать процессы интеграции инвалидов; 6 - разработать схему общественного устройства, в которой учитывались бы биологические и социальные особенности инвалидов; 7 - определить границы и цели интеграционных процессов, дать уточненное определение интеграции, осуществляемой с участием инвалидов 8 - рассмотреть особенности содержания и формирования социальных представлений об инвалидности с точки зрения социологических теорий; 9 - смоделировать процессы интеграции инвалидов в российском обществе с позиций использования их социально-деятельностного потенциала 10 - раскрыть потенциал использования социальной активности членов общества и их объединений в решении проблем инвалидов; 11 - выявить возможности процессов подготовки специалистов социальной работы в обеспечении эффективности интеграции инвалидов; |