Delist.ru

Интеграция в российском обществе людей с инвалидностью (15.04.2007)

Автор: Ткаченко Владимир Сергеевич

ТКАЧЕНКО ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ

ИНТЕГРАЦИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

22.00.04 – социальные структуры, социальные институты и процессы

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора социологических наук

Ставрополь - 2007

Работа выполнена в ГОУ ВПО

«Северо-Кавказский государственный технический университет»

Научный консультант доктор педагогических наук, профессор

Шаповалов Валерий Кириллович

Официальные оппоненты:

доктор социологических наук, профессор Гуслякова Людмила Григорьевна,

доктор социологических наук, профессор Петров Владимир Николаевич,

доктор социологических наук, профессор Деларю Владимир Владимирович

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет»

Защита состоится ________________________ на заседании Диссертационного совета Д 212.245.04 при Северо-Кавказском государственном техническом университете по адресу: 355029 г. Ставрополь, пр. Кулакова, 2, главный корпус, ауд. 433.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Северо-Кавказского государственного технического университета

Ученый секретарь Диссертационного совета Ю.Н. Соколов I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Актуальность темы и постановка проблемы исследования. Актуальность исследования процессов интеграции граждан с инвалидностью, которые составляют существенную часть населения (около 10 %), определяется тем, что потенциал этих людей, в первую очередь интеллектуальный, до этого невостребованный, становится необходимым для реализации в условиях постиндустриального общества. Тезис о том, что инвалиды неспособны к самостоятельному существованию и являются только потребителями общественного продукта, в современных обществах замещается на тезис о том, что такие люди могут найти в современных обществах социальные ниши, дающие им право полноценного участия в жизнедеятельности общества, включая производственную сферу.

Люди с инвалидностью, также как беженцы и вынужденные переселенцев; лица со склонностью к девиантному поведению; маргиналы и т.д., относятся к социальным субъектам, чьё социальное положение и формы возможной деятельности могут способствовать дезинтегрированности обществ и всего мирового сообщества в целом, Эти социальные субъекты вносят дисбаланс в налаженные функциональные связи в обществе, поэтому необходимы усилия по их интеграции, понимаемой как установление (и/или усиление) социальных отношений и взаимосвязей между различными группами населения для укрепления социальной стабильности и повышения эффективности жизнедеятельности общества.

Однако формирование социальных отношений, основанных на новых условиях и общественных потребностях, носит стихийный характер; изменения в общественном сознании происходят преимущественно под давлением общественных движений инвалидов и не имеют под собой научного обоснования. Современные теории организации общества и социологические модели общества, предлагаемые различными исследователями, не позволяют корректно показать и истолковать причины, по которым общество объективно заинтересовано в участии на равных условиях всех индивидуумов, в том числе и инвалидов, во всех сферах жизнедеятельности за счет оптимальной интегрированности социальных субъектов. Большинство теорий при операциях с понятием «общество» не устанавливает его границы и тем самым не дает возможность очертить условия, в рамках которых происходят интеграционные процессы с участием инвалидов.

По этой причине между социальной практикой и социологической теорией возник разрыв, устранение которого является одной из актуальных задач социологии. Глубина такого разрыва хорошо иллюстрируется на примере Российского общества. Несмотря на большую широту тематики социологических исследований, отражаемых на форумах, конгрессах и конференциях, в России отсутствуют социологические разработки, на основе которых можно было бы строить социальные отношения инвалидов с другими гражданами на всех уровнях социальной организации общества.

Определения инвалидности и инвалидов как социальных категорий принадлежат преимущественно не социологическим наукам, поэтому обыденные представления граждан, определяющие их повседневные социальные практики, наполнены упрощенными образами людей с инвалидностью. В формировании таких представлений большую роль играют негативные оценки отдельных сторон граждан с инвалидностью в СМИ и в научных публикациях, имеющие обобщенный характер, объясняемые негативными свойствами, якобы имманентно присущими инвалидам и затрудняющими интеграцию. Социальные факты, напротив, убедительно показывают сложную психобиосоциальную природу дезадаптированности инвалидов, которая дает возможность включаться инвалидам в процессы социальной жизни.

Представленные в научной литературе социальные ситуации и социальные отношения в сфере инвалидности имеют преимущественно описательный, регистрирующий, а не аналитический характер. Отдельные попытки показать инвалидность как влиятельный социальный институт не нашли своего завершения в виде целостной картины, отражающей это социальное явление. Отсутствие аналитической основы в изучении явления инвалидности не позволяет разработать механизмы включения граждан с инвалидностью в интеграционные процессы, в ходе которых одновременно учитывались бы их индивидуальные свойства и биосоциальная природа дезадаптированности, особенности социальных отношений на всех уровнях организации общества, в том числе особенности социального института инвалидности в России.

Интеграция общества как процесс формирования новых социальных систем требует равноправного участия всех составляющих это общество субъектов, соблюдающих свои индивидуальные и групповые интересы. Участие в интеграции основывается на проявлениях свободной воли, поэтому все члены общества должны иметь информацию о последствиях предпринимаемых ими действий. В современных западных обществах получило распространение движение по изучению инвалидности, в ходе которого у граждан формируются адекватные представления об инвалидности, связанных с ней проблемах и последствиях участия инвалидов в общественной жизни. В России изучение проблем инвалидности среди населения находится в стадии формирования и нуждается в научном обосновании и поддержке.

Очень сильным инструментом, способствующим интеграции общества, являются общественные движения. Результаты давления сторонников защиты прав инвалидов, организованных в общественные объединения, привели к разработке правовых документов международного и государственно-национального уровня, в которых признаны и настоятельно рекомендуемы для правительств и народов меры по включению людей с инвалидностью в социальную деятельность. Однако в России общественные объединения инвалидов, несмотря на их разнообразие, не заняли еще уверенной позиции в системе общественной защиты интересов людей с инвалидностью.

Из сказанного вытекают противоречия, имеющие различные основания:

Онтологические:

1 - между потребностями общества в привлечении потенциала инвалидов к общественному производству и отсутствием условий для этого.

2 - между инвалидностью как состоянием функциональной дезадаптации и способами решении проблем инвалидности в рамках статических состояний, выявляемых при стратификации общества.

3 - между обеспечением процесса интеграции инвалидов в России в рамках одной предлагаемой государственной политикой моделью инвалидности и существованием в реальности многочисленных путей (моделей) решения проблем инвалидов.

4 - между инвалидностью как социальным явлением, обусловленным двойственной природой - биологической и социальной, и преимущественно социальными методами решения ее проблем.

5 - между инвалидностью как индивидуальным свойством человека и формами группового решения проблем инвалидности в рамках социальных институтов

6. - между социобиологическим полиморфным характером дезадаптированности инвалидов, при котором социальную ответственность за стабильность отношений в сфере инвалидности несут граждане в их повседневной практике, и ведущей ролью государства в выработке правил и нормативов социально-помогающей деятельности в отношении инвалидов.

7 - между ведущей ролью общества в формировании условий интеграции инвалидов и отсутствием системы социального просвещения в вопросах инвалидности, слабой вовлеченности общества в изучение инвалидности.

8 - между высоким потенциалом общественных объединений в вопросах поддержки интеграции инвалидов и слабой активностью общественных объединений инвалидов в определении правил и нормативов интеграционных процессов.

9 - между существенной ролью специалистов высшего и среднего профессионального образования в социальном просвещении населения по вопросам интеграции инвалидов и неразработанностью методов практического обучения на вузовской и послевузовской стадиях подготовки специалистов.

Эпистемиологические:

загрузка...