Delist.ru

Роль СМИ в политизации социального конфликта (15.04.2007)

Автор: Евдокимов Владимир Анатольевич

Разновидностью рекламы является политическая реклама, представляющая собой распространение сообщений о субъектах политики и институтах, непосредственно связанных с процессом распределения властных полномочий. Ориентация СМИ на широкое использование текстов, относящихся к политической рекламе (контррекламе), объясняется тем, что оно приносит большие доходы. Растет зависимость СМИ от рекламодателей, ограничивается самостоятельность СМИ в сборе, обработке, распространении информации, особенно в период избирательных кампаний.

Политическая реклама и (или) контрреклама в СМИ оказывает сильное воздействие на политизацию и эскалацию социальных конфликтов. Как правило, СМИ выполняют любые требования «заказчика», манипулируют общественным мнением. Результаты электоральных кампаний показывают, что контрреклама может быть весьма эффективной. Политическая реклама и особенно контрреклама оказывают деструктивное воздействие на политизацию социального конфликта, затрудняют его урегулирование. Тексты СМИ, относящиеся к рекламе (контррекламе), как правило, далеки от объективности и предлагают гражданам «на выбор» только один вариант действий. В то же время, по мнению автора, контрреклама может воздействовать на политизацию социального конфликта в интересах общества, если содержит объективную, доказательную информацию и создает условия для принятия гражданами осознанных решений.

Особый интерес вызывают собственно журналистские тексты, посвященные конфликтам. В отличие от политической рекламы журналистика ориентирована не на сообщение гражданам фрагментарных сведений об отдельных субъектах политики или социальных институтах, а на производство объективной информации.

Конечно, журналисты формируют у читателей, зрителей, слушателей определенное отношение к действительности, в том числе к социальным, политическим конфликтам, воздействуют на установки людей, связанные с принятием решений. В демократическом обществе журналистика в идеале обязана быть рупором разных социальных групп, представлять весь спектр общественного мнения. Однако, как показано в диссертации на примерах публикаций о социальных конфликтах в газетах Самарской, Белгородской, Иркутской областей, если журналист использует неубедительные доводы, то эффективность выступлений прессы низка.

По мнению автора, воздействие журналистики на социальный конфликт не следует отождествлять с провоцированием конфликтных ситуаций. Оно далеко не всегда происходит в общественных интересах. На основе анализа выступлений радиостанции «Эхо Москвы», публикаций газет Волгоградской области автор приходит к выводу, что в одних случаях СМИ выдают желаемое за действительное, приписывают субъектам несуществующие замыслы ради сиюминутного эффекта, демонстрации своей «особой заинтересованности» в решении любых проблем. В других случаях провоцирование взаимодействий происходит вследствие низкой профессиональной культуры журналистов. Как показано на примере общенациональных печатных изданий, в отдельных случаях, когда органы власти в течение длительного времени игнорируют напряженное положение, волнующее многих людей, СМИ могут провоцировать политические конфликты в интересах решения общественно значимых проблем.

В пятой главе «Специфика поведения средств массовой информации в политическом конфликте» рассматриваются возможности воздействия СМИ на деэскалацию и предупреждение наиболее напряженных и острых конкурентных взаимодействий.

В первом параграфе «Специфика участия средств массовой информации в деэскалации политического конфликта» определяется стратегия действия СМИ, направленных на смягчение отношений субъектов политического конфликта.

На анализе материалов общенациональных газет «Российская газета», «Коммерсант», журнала «Российская Федерация сегодня», печатных изданий Омской области в диссертации показано, как газетная публикация становится средством деэскалации. Таким образом СМИ содействуют сохранению баланса в политическом процессе.

Равновесие может быть нарушено, если какой-либо из субъектов политического процесса выступает лишь как объект воздействия. На примере СМИ Омской области и Краснодарского края показано, как нарушается баланс в процессе эскалации политического взаимодействия, когда какой-нибудь из субъектов под влиянием другого субъекта теряет информационные ресурсы или добровольно отказывается от их применения.

По мнению автора, существуют объективные и субъективные факторы, затрудняющие деэскалацию политического конфликта. К числу объективных факторов относятся следующие.

Во-первых, слаба аналитичность материалов СМИ. Лишь незначительная часть СМИ, в основном печатные издания, насыщена аналитическими материалами. Преобладание в СМИ аналитических материалов над информационными содействует налаживанию диалога. Во-вторых, сужается аудитория СМИ. Сокращается число подписчиков газет и журналов, в деятельности которых аналитическая составляющая выражена наиболее отчетливо. В-третьих, анализ конфликтной ситуации требует изучения фактов, а свободный доступ к ним ограничен.

Существуют и субъективные факторы. Во-первых, СМИ стремятся выжить в условиях острой конкуренции за счет размещения материалов обо всем необычном, сенсационном, о конфликтных ситуациях. Во-вторых, на позицию СМИ влияет система их финансирования. Государство, как показано в диссертации на примере Белгородской области и Ставропольского края, поддерживает только те СМИ, которые служат средством политического управления. В свою очередь и ангажированная предпринимателями пресса вынуждена учитывать позицию учредителей.

В целях деэскалации политических конфликтов СМИ могли бы освоить определенную стратегию, связанную как с совершенствованием организации их деятельности, так и с системой подготовки журналистских кадров. На основе изучения публикаций газет Омской области, Красноярского края, общенациональных газет автор приходит к выводу, что СМИ могут влиять на всю систему взаимодействия сторон политического конфликта – на отношения между лидерами, элитами, массами граждан, содействовать формированию доверия, убежденности сторон в возможности урегулирования возникшего спора и решения существующей проблемы. На примере газет «Коммерсант», «Российская газета» показано, что печатные издания способны содействовать институциализации эскалированного политического конфликта, разъясняя сторонам важность соблюдения норм, определенных социальными институтами (право, государство и т.д.), или формирования новых норм, необходимых для налаживания диалога.

Аналитическая работа СМИ может содействовать дроблению эскалированных масштабных конфликтов на менее напряженные за счет представления аудитории альтернативных точек зрения, конкурирующих источников информации. Например, выяснение прессой причин межэтнического конфликта, как показывает анализ материалов газет Южного федерального округа, подчас приводит к его дроблению на ряд бытовых, межличностных споров, не вызывающих крайне отрицательных эмоций у субъектов и объектов.

На анализе материалов СМИ Омской области показано, что пресса способна улавливать сигналы к примирению, свидетельствующие о готовности сторон к уступкам или началу сотрудничества, и своевременно информировать о них аудиторию. Это вполне возможно, если пресса демонстрирует уважительное отношение к сторонам политического конфликта, избегает выпадов в адрес лидеров конкурирующих сторон, ограничивает применение развлекательной функции журналистики (высмеивание). При этом возможна деполяризация сторон конкурентного взаимодействия, «перевод» их отношений в сферу, в которой у них имеется общий интерес. Для достижения этой цели важен показ того общего, что объединяет стороны, - примеров их сотрудничества (пусть они связаны с прошлым). С целью деэскалации политического конфликта пресса привлекает внимание аудитории к субъектам политики (например, органы федеральной власти), с которыми у сторон конфликта имеются общие цели и сложились конструктивные отношения, противодействует дезинформации, разоблачает слухи.

Действия, направленные на деэскалацию политического конфликта могут быть эффективными, если их реализуют журналисты, обладающие высокой профессиональной культурой. С этой целью, по мнению автора, необходимо внести коррективы в систему обучения студентов факультетов и отделений журналистики. В настоящее время тема «Плюрализм и толерантность» рассматривается в курсе «Основы журналистики», в политологии предусматривается ознакомление студентов с темами «Политические конфликты и их разрешение», «Политика и СМИ», в культурологии – ознакомление с темой «Роль СМИ в формировании культуры общества». На взгляд автора, целесообразно изучение основ конфликтологии, специфики поведения СМИ в конфликтных ситуациях, понятия «политическая культура» (лишь в курсе «Международное гуманитарное право и СМИ» предусмотрено изучение темы «Роль и ответственность СМИ при освещении международных и внутренних вооруженных конфликтов»).

При ознакомлении с концепциями свободы журналистики, моделями развития СМИ в рамках курса «Основы журналистики» было бы полезным более глубокое изучение студентами социально ответственной журналистики, выполняющей миротворческие функции, распространяющей идеи самоорганизации людей. В настоящее время ни в политологии, ни в других курсах, изучаемых на факультетах и отделениях журналистики, не рассматриваются возможности СМИ содействовать становлению гражданского общества, распространению идей самоорганизации людей.

Реализация разноплановых мер, направленных на урегулирование и разрешение эскалированных конкурентных взаимодействий, не ведет к немедленной отдаче, так как степень напряжения и остроты политического конфликта может быть очень высокой. Предлагаемая стратегия действий может быть эффективной при обеспечении самостоятельности СМИ в сборе, обработке и распространении общественно значимой информации.

Во втором параграфе «Специфика участия средств массовой информации в предупреждении политического конфликта» анализируются возможности участия СМИ в предотвращении возможных противостояний в сфере политики. Автор подчеркивает, что споры в сфере властных отношений не возникают неожиданно для общества. Оно получает некие сигналы, свидетельствующие о недовольстве социальных групп своим положением в связи с ущемлением их прав, о несогласии с действиями другой стороны и т.д. Действия, направленные на предупреждение политического конфликта, не связаны с подавлением его, попытками создать некое общество, в котором исключены конкурентные взаимодействия, - достигнуть этого невозможно. Речь идет о поиске возможностей предотвращения наиболее разрушительных, острых конфликтов, возникающих в сфере политики, и здесь участие СМИ трудно переоценить.

Автор диссертации приводит данные о том, как пресса, телевидение Омской области содействуют налаживанию конструктивного диалога власти и групп интересов, созданию постоянных или временных форм сотрудничества (штабов, комиссий и т.д.), поддерживают стремление сторон предконфликтной ситуации к совместной разработке и принятию решений. На анализе материалов СМИ Южного федерального округа, Республики Калмыкии, Новосибирской области показано, как пресса, телевидение могут содействовать свободному перемещению идей и мнений с целью развития современных общественных институтов, распространять информацию, раскрывающую многообразие интересов, культур групп населения.

Если журналистика анализирует обращения граждан, поступающие как в органы государственной власти, так и в редакции газет, теле- и радиокомпаний, она тем самым помогает власти вести мониторинг предконфликтных ситуаций и устранять факторы, дезорганизующие жизнь каких-либо групп населения. На примере СМИ Алтайского края автор показывает, как пресса также может участвовать в воспитании не конфронтационного сознания, толерантности граждан. В этом журналистике помогает размещение материалов, рассказывающих о предыдущем опыте конструктивного сотрудничества сторон и возможных совместных проектах.

Несовершенство системы управления обостряет внимание СМИ к опыту культуры управления, накопленному органами власти, предприятиями и основанному на принятии решений с учетом предвидения развития событий, ориентированному на устранение источников вероятных конфликтов. Анализ публикаций газет Омской и Новосибирской областей показывает, что опыт управления может быть раскрыт журналистами в достаточной степени полно.

По мнению автора диссертации, реализации стратегии предупреждения политического конфликта содействует, как правило, не один материал СМИ, хотя и значение такового может быть весомым, а общая редакционная политика, система публикаций, теле- и радиопрограмм, рассчитанных на длительный период. В принципе возможна выработка определенной государственной политики в области СМИ. Конечно, социально ответственная журналистика не всемогуща и не способна самостоятельно устранить или блокировать причины политического конфликта, но может привлечь внимание других социальных институтов к решению проблем развития общества.

Эффективность участия СМИ в предупреждении политических взаимодействий в немалой степени зависит от толерантности граждан страны, политической культуры масс-медиа. В связи с этим представляется необходимым, во-первых, разработать и принять федеральную и региональные программы, нацеленные на формирование толерантности граждан и рассчитанные на длительный период, предусмотрев в них роль СМИ, во-вторых, внести коррективы в процесс обучения журналистов в высших учебных заведениях и в рамках послевузовской подготовки и переподготовки кадров.

Политическая культура журналиста – важная составляющая его профессиональной культуры, и в контексте развития глобального информационного пространства она оказывает все возрастающее влияние как на гражданское сознание отдельного человека, так и на судьбу страны. Свободная общественная дискуссия в СМИ по поводу конфликтных социальных проблем способствует устойчивому развитию общества и стабилизации политического процесса.

В заключении диссертации подводятся общие итоги работы и формулируются выводы.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях.

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях:

1. Евдокимов В.А. Проблемы формирования политического и

информационного пространства региона / В.А. Евдокимов // Волох О.В.,

Евдокимов В.А. Политика, право и журналистика: Вопросы теории и

методологии. Вестник Томского государственного университета.

Бюллетень оперативной научной информации. Томск: Изд-во Томского

госуниверситета. № 49. Октябрь. 2005. 64 с. (4 п.л.) / С. 26-64 (2,4 п.л.).

2. Евдокимов В.А. Воспитание толерантности как фактор

совершенствования журналистского образования / В.А. Евдокимов //

Омский научный вестник. Омск: Изд-во Омского государственного

технического университета. 2005. № 4. С. 248-250 (0,6 п.л.).

3. Евдокимов В.А. Отражение конфликта личности и группы в

региональных средствах массовой информации / В.А. Евдокимов //

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11