Delist.ru

Роль СМИ в политизации социального конфликта (15.04.2007)

Автор: Евдокимов Владимир Анатольевич

С учетом строения и организации режима правления выделяются вертикальные и горизонтальные политические конфликты.

С точки зрения сфер проявления политического конфликта межнациональные, культурные и социальные (в узком смысле слова) конфликты.

По типам целевых субъектов политические конфликты подразделяются на межгосударственные, межнациональные, межконфессиональные и т.д., а по масштабности различают международные, региональные, локальные политические конфликты.

Как отмечается в диссертации, ни в традиционной классификации политических конфликтов, ни в некоторых других типологиях, предложенных в 90-е годы ХХ века российскими исследователями, не учтена возможность политизации социального конфликта с участием СМИ.

Эскалация социального конфликта, создавшая ему скверную репутацию, часто следует за его политизацией, служит конечным этапом его развития. При низкой степени эскалации политического конфликта еще возможен конструктивный подход сторон к урегулированию и разрешению противоречий. При достижении высокой степени эскалации политического конфликта его урегулирование и разрешение представляют собой более сложный и длительный процесс. Исходя из вышесказанного, представляется необходимым выделить политические конфликты, которым свойственна низкая или высокая степень эскалации, а также конфликты низкой интенсивности.

По мнению автора диссертации, нуждается в дополнении традиционная классификация политических конфликтов с точки зрения сфер проявления конкуренции и представляется необходимым выделение экономических (передел собственности, сфер влияния), духовно-идеологических (этнонациональные, межнациональные, межконфессиональные, внутриконфессиональные), нравственных (столкновение устоявшихся норм, традиций, ценностей с утверждающимися в обществе новыми нормами, традициями, ценностями) взаимодействий.

На основе анализа объективного содержания, с учетом специфики политизации социальных взаимодействий, автор диссертации выделяет следующие типы политических конфликтов. Во-первых, конфликты в правовой сфере, т.е. в сфере толкования законов, договоров, соглашений, других правовых актов, а также специфики деятельности старых и новых институтов и их полномочий. Политические конфликты в правовой сфере могут возникать по горизонтали между государствами (по поводу спорных участков территории, на которых обнаружены запасы ресурсов), органами власти одного уровня, группами интересов, по вертикали – между федеральными и региональными органами государственной власти и т.д.

Во-вторых, на основе объективного содержания необходимо выделить регулятивно-функциональные конфликты. Как правило, их участники не претендуют на обладание новыми полномочиями и ресурсами. Их цель – способствовать политизации взаимодействия, чтобы напомнить другим социальным институтам или шире - обществу о наличии противоречий (реальных или мнимых!), в отношениях с политическими конкурентами.

Возможна также классификация по источникам политических конфликтов. Она позволяет глубже осознать специфику политизации социального конфликта. В основе политического конфликта могут лежать противоречия между функциями управления, между средствами и методами деятельности, противоречия в интерпретации информации.

В связи с повышением роли СМИ в политизации социального конфликта правомерно также, на наш взгляд, выделить политические конфликты с точки зрения отражения их в медиасфере: конфликты умолчания (субъекты намереваются урегулировать взаимодействие с помощью закулисных маневров и в связи с этим ограничивают или запрещают его освещение в контролируемых СМИ), субъективные (однобокое освещение спора), объективные (разностороннее освещение позиций сторон; усилия, направленные на урегулирование конкурентного взаимодействия).

Исследование типов политических конфликтов показывает, что в постсоветском политическом процессе возможны различные векторы общественного развития. Наряду с укреплением институтов демократии могут использоваться рудиментарные недемократические структуры, унаследованные от прошлого. Демократические институты могут служить прикрытием развития новых форм автократического или авторитарного правления. Вследствие неэффективности системы управления, неготовности и (или) неспособности субъектов своевременно применять стратегии, направленные на урегулирование взаимодействий, создаются благоприятные условия для политизации социальных конфликтов.

В третьей главе «Средства массовой информации как субъект и объект социального конфликта» подробно анализируются возможности исполнения СМИ роли полноправного субъекта и средства политического управления в социальном взаимодействии.

В первом параграфе «Средства массовой информации как субъект социального конфликта» рассматриваются возможности влияния СМИ на политизацию социального конфликта в качестве субъекта. Автором подчеркнуто, что журналистика является самостоятельным социально-политическим институтом в системе социальных отношений. Хотя суждения СМИ не имеют обязательного для исполнения характера, не обладают способностью оказывать экономическое давление, их воздействие на сознание субъектов и объектов политики очень существенно и результативно.

Свои материалы предлагают аудитории СМИ разных форм собственности, трех секторов – государственного, частного и смешанного. В составе учредителей – органы государственной власти и органы местного самоуправления, финансовые учреждения, промышленные компании, частные издательства и т.д. Учрежденные ими газеты и журналы, теле- и радиокомпании формируют систему СМИ, т.е. совокупность печатных изданий, теле- и радиопрограмм того или иного периода, выступающую как средство духовно-идеологического обеспечения жизни общества и определяемую общественными потребностями и политикой государства по отношению к журналистике.

Специфика освещения социального конфликта зависит от типа СМИ. В 90-е годы ХХ века СМИ разделились:

на качественные, адресованные интеллектуально подготовленной части общества, и на массовые, доступные остальной части населения;

на дотируемые из региональных бюджетов и бюджетов органов местного самоуправления и на коммерческие, самостоятельно финансирующие свою деятельность;

на официальные и официозные, передающие позицию структур власти, и на независимые от власти, ориентированные на выражение точки зрения издателя, учредителя;

на пропагандирующие стратегию действий власти и на оппозиционные, критикующие ее деятельность и предлагающие собственные варианты социально-экономического развития;

на СМИ, для которых политическая тематика является приоритетной, и на не политизированные, избегающие освещать темы политической жизни;

на бизнес-СМИ, обслуживающие предпринимателей и других субъектов экономики, и на развлекательные, удовлетворяющие потребности людей в досуге;

на легитимные, зарегистрированные подразделениями Федеральной службы РФ по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, и на не легитимные, не имеющие статуса зарегистрированных СМИ;

на региональные, действующие в пределах области, края, округа, республики в составе РФ, и на общенациональные, распространяемые или ведущие вещание в пределах страны.

Автор диссертации представляет систему СМИ на трех уровнях: вертикальном (в зависимости от сферы распространения – федеральные, окружные, областные, городские, районные, многотиражные), горизонтальном (в зависимости от учредителя – государственные, муниципальные, частные) и социокультурном (рассчитанные на различные сегменты аудитории, разделенной не только по профессиональной направленности, но и по интересам).

Как субъекты, СМИ разных форм собственности и разных типов могут по-разному влиять на социальный конфликт, т.е. оказывать воздействие на объект, которое приводит к изменению его состояния, деятельности. Активность СМИ как субъектов конфликта может иметь конструктивный характер и быть направленной на консолидацию общества. Однако возможен и деструктивный характер их действий.

Поведение прессы, теле- и радиокомпаний в социальном конфликте определяется типами СМИ. В основе позиции государственных СМИ лежит положение о том, что журналисты не должны дискредитировать власть и способствовать нарушению порядка, установленного в общественно-политических отношениях. Государство чаще всего влияет на журналистскую деятельность, оказывает финансовую помощь тем СМИ, которые служат послушным средством политического управления.

В основе деятельности независимых от власти СМИ - расчет на отсутствие цензурных ограничений и препятствий при сборе сведений, проводящемся в рамках закона. Однако на журналистскую позицию независимых от власти СМИ оказывает влияние коммерциализация. Пресса, зависимая от политически ангажированных предпринимательских структур, более озабочена отстаиванием интересов учредителей, чем выполнением социальных функций журналистики.

Независимые от власти частные СМИ чаще всего берут на себя политические функции, не свойственные журналистике, например, обнародование программ политических партий или оппозиционно настроенных объединений. Деструктивной нередко оказывается и частная журналистская позиция. Специфика такой журналистской позиции объясняется низким уровнем их профессиональной культуры.

Как субъекты, СМИ могут играть конструктивную роль в регионах в процессе трансформации политической системы, сохраняющей черты ригидной политической системы, и на стадии перехода от монополистической структуры информационного пространства к плюралистической в целях предоставления аудитории полной, объективной информации о политическом процессе. Политическая система, в которой социальные конфликты подавляются или заканчиваются в пользу одного из субъектов, носит ригидный характер. В ней социальные группы разобщены, а не тесно взаимодействуют, четко установлены границы между группами, а внутригрупповые связи очень прочны, распространены закулисные, теневые попытки разрешения противоречий. Черты ригидной политической системы присущи и российской политической системе.

В то же время и в независимых от власти, и в государственных СМИ встречаются элементы социально ответственной журналистики. Этим термином обозначается особый тип журналистской деятельности, прямо ориентированной на воспитание гражданской позиции, побуждение граждан к участию в политической деятельности, выработке социально значимых решений, нравственных ценностей и устранение конфликтов.

При определенных условиях и сами СМИ могут выступать в качестве субъекта социального конфликта. Исполнение ими роли субъекта носит противоречивый характер, а воздействие на политизацию социального конфликта в этом качестве зависит от того, какую журналистскую позицию проявляют СМИ. Свобода от обязательств перед аудиторией определяет деструктивную журналистскую позицию СМИ в социальном конфликте. Деструктивной может быть и журналистская позиция, и журналистская оппозиция.

Конструктивная журналистская позиция основана на выполнении СМИ социальных функций журналистики, связанных с выражением мнения общества, формированием общественного сознания, выражающегося в общественном мнении, содействием налаживанию диалога сторон взаимодействий в интересах консолидации общества. Конструктивная журналистская позиция актуальна в условиях трансформации политической системы от ригидной к плюралистической.

Во втором параграфе «Средства массовой информации как объект социального конфликта» рассматриваются возможности влияния СМИ на политизацию социального конфликта в качестве объекта. Анализируя публикации общенациональных и региональных СМИ, автор диссертации отмечает, что чаще всего они, как государственные, так и независимые от власти, увлечены продвижением интересов субъектов политики. В подтверждение этого приведены примеры из практики печатных изданий, телекомпаний Омской области, Ставропольского края, свидетельствующие о том, как СМИ в качестве объекта наращивают объем негативной информации, адресованной другим субъектам, оказывают мощное воздействие на сознание людей для придания определенной направленности их политическим действиям. Субъекты социального конфликта настраивают СМИ на борьбу, в которой допустимы любые методы развенчания соперника (неполнота информации, полуправда, ложь). В результате снижается ответственность журналистов за достоверность, объективность публикаций. Такой подход к сбору и обработке информации, по мнению автора, не только препятствует налаживанию социального диалога, но и усиливает напряженность взаимодействий.

В этих условиях СМИ часто выполняют не свойственную журналистике политическую функцию «защитного клапана» для отвода отрицательных эмоций от субъектов социального конфликта. В диссертации приводятся данные о том, что в качестве «защитного клапана» могут выступать и государственные, и независимые от власти СМИ. Автор диссертации приходит к выводу, что благоприятные условия для исполнения прессой этой роли создает слабая аналитичность публикаций.

Наращивание объема материалов негативного характера в СМИ в ходе социального конфликта часто сопровождается и резкими, непонятными аудитории изменениями в редакционной политике – корректировкой тематики, размещения материалов, жанровых предпочтений и т.д. Конечно, изменения в редакционной политике естественны. Аудитория воспринимает их как обоснованные, если пресса ведет диалог с ней, объясняет, почему происходят те или иные изменения в редакционной политике, как учитываются при этом интересы «потребителей». Однако в социальном конфликте пресса как объект не считает возможным растолковывать аудитории свои действия. В диссертации приведены примеры, показывающие, что в социальном конфликте отсутствует обратная связь СМИ с аудиторией, а интересы субъектов отстаивают только профессиональные сотрудники печатных изданий.

В четвертой главе «Специфика отражения социального конфликта в массовой информационной деятельности» анализируются возможности воздействия на политизацию и эскалацию социальных конфликтов текстов, принадлежащих различным типам массовой информационной деятельности – связям с общественностью, рекламе (контррекламе), журналистике.

Развитие информационно-коммуникационных технологий, глобализация, увеличивающаяся зависимость СМИ от рекламного рынка привели к изменению информационного пространства России. В тексте современного печатного издания сосуществуют журналистские тексты, PR-тексты и те, которые носят откровенно рекламный характер.

В диссертации отмечено, что стратегии связей с общественностью формируются в соответствии с отношениями спроса и предложения на информацию и направлены на то, чтобы необходимая субъекту информация в нужное время и в нужном месте оказалась в его распоряжении. Специалисты по связям с общественностью не всегда оказываются способными к аналитической, прогностической работе.

Используя тексты, относящиеся к категории связей с общественностью, государственные и независимые от власти СМИ оказывают довольно сильное влияние на политизацию социального конфликта. При этом их действия часто имеют деструктивный характер. Это происходит в связи с регулярным нарушением СМИ таких принципов связей с общественностью, как предварительное уяснение информационных потребностей гражданина и доверительное информирование его, открытость информации, взаимная выгода коммуникатора и реципиента, опора на общественное мнение. СМИ нередко используют приемы, более пригодные в агитации и пропаганде, в частности, дозирование правдивой информации. На примере газет Краснодарского края, Республики Дагестан в диссертации показано, что если в социальном конфликте СМИ используются в качестве инструмента связей с общественностью, это порождает сомнения аудитории в объективности прессы, ведет к утрате доверия граждан к ней.

В социальных конфликтах наряду с текстами, относящимися к категории связей с общественностью, СМИ также широко используют рекламу (контррекламу, т.е. рекламу негативного содержания). Она оказывает значительное влияние на формирование мнений граждан о субъектах и объектах политики, о событиях и явлениях политической жизни.

загрузка...