Delist.ru

Роль СМИ в политизации социального конфликта (15.04.2007)

Автор: Евдокимов Владимир Анатольевич

- дифференцированы представления о воздействии на политизацию социального конфликта конструктивной журналистской позиции (глубина анализа политических событий, наличие альтернативных позиций, представление конкурирующих источников информации, обращение к мнениям граждан) в интересах решения общественно значимых проблем и деструктивной журналистской позиции (провоцирование напряженных, острых политических конфликтов, отстаивание интересов учредителей - ведомств, корпораций и т.д., отдельных субъектов политики – лидеров, политических партий, групп интересов, чьи потребности, как правило, противоречат интересам большинства граждан);

- проанализирована специфика субъектно-объектных ролей СМИ в процессе политизации конфликта;

- дана характеристика типов массовой информационной деятельности, в которой отражается социальный конфликт;

- разработаны стратегии, направленные на деэскалацию и предупреждение наиболее напряженных и острых политических конфликтов в контексте деятельности СМИ.

Основные положения и выводы, выносимые на защиту:

1. В эпоху глобализации политических процессов, развития информационного общества возрастает значимость политизации социального конфликта как объективного фактора, способствующего сохранению творческого характера жизни общества, созданию условий для совершенствования политических процессов, для исторических изменений. На политизацию социального конфликта влияют следующие условия и факторы.

Условия политизации социального конфликта:

степень напряженности, которая характеризуется количеством участников конфликта, характером конфликта (примиримый, непримиримый).

Факторы политизации социального конфликта:

- переход в стадию публичного обсуждения;

- информациализация, характеризующаяся объемом (полнотой, неполнотой), характером (негативной, положительной), качеством (ложь, полуправда) информации;

- масштабность, т.е. охват больших групп населения, составляющих аудиторию СМИ;

- сфера бытования (этнонациональные, межконфессиональные).

2. В эпоху информатизации политического пространства следует

воспринимать политический конфликт не только как противоборство, противостояние, столкновение, но и как публичное конкурентное взаимодействие двух или более сторон, направленное на приобретение новых властных полномочий, ресурсов и на распространение представлений сторон о социальном мире; как систему отношений партнеров с разной ориентацией на поиск путей решения проблем в сфере социально-экономических, общественно-политических, духовно-нравственных отношений. Такой подход к интерпретации политического конфликта создает возможности для постепенного сокращения сфер применения силовых форм его устранения и для распространения в политике ненасильственных методов его урегулирования и разрешения с помощью средств массовой информации.

3. В свете актуализации проблемы политизации современных социальных конфликтов представляется необходимым внести коррективы в классификацию политических конфликтов и выделить:

- с точки зрения сфер проявления – экономические, духовно-идеологические, нравственные политические конфликты;

- на основе анализа объективного содержания - политические конфликты в правовой сфере, регулятивно-функциональные;

- по источникам – политические конфликты, в основе которых лежат противоречия между функциями управления; противоречия между средствами и методами деятельности; противоречия между взглядами, позициями, ценностными ориентациями; противоречия в подходах к интерпретации информации субъектами;

- с точки зрения отражения в медиасфере – политические конфликты умолчания, субъективные и объективные;

- по степени интенсивности конфликтного взаимодействия – политические конфликты низкой и высокой степени эскалации и конфликты низкой интенсивности.

4. Воздействие СМИ на политизацию социального конфликта может быть конструктивным или деструктивным. Характер воздействия СМИ на политизацию социального взаимодействия зависит от того, какой журналистской позиции придерживается то или иное СМИ. На формирование журналистской позиции оказывают негативное влияние огосударствление и коммерциализация СМИ.

В переходный период развития общества, когда происходит смена одного типа его организации (социальной системы) другим, конструктивным является воздействие СМИ на политизацию социальных конфликтов

а) в интересах трансформации политической системы, которая сохраняет черты ригидной политической системы и в которой не налажено тесное взаимодействие между различными социальными группами;

б) в интересах формирования плюралистической структуры информационного пространства, в котором специфика информационных, политических программ зависит главным образом от общественного спроса.

Деструктивная журналистская позиция ориентирована на провоцирование политических конфликтов ради продвижения интересов учредителя или субъекта политики, которые, как правило, противоречат интересам общества. СМИ, выражающие деструктивную журналистскую позицию, часто используют ложь и полуправду.

Довольно значительны возможности журналистской оппозиции, основанной на противостоянии СМИ и власти. Однако постоянная журналистская оппозиция власти может иметь и деструктивный характер.

5. Журналистика - явление социальное, однако вследствие своей способности оперативно реагировать на события политической жизни и влиять на сознание большого числа «потребителей» она нередко выполняет в социальном конфликте не свойственные ей политические функции: СМИ на практике замещает субъекты, не обладающие информационными ресурсами, выполняя функции, которые, как правило, реализуют другие социальные институты и субъекты – политические партии, группы интересов и т.д. Таким образом, происходит смешение функций различных субъектов политического процесса. С другой стороны, СМИ исполняют роль «защитного клапана» для отвода агрессивных эмоций от властных структур, предлагают гражданам замещающие объекты и не выполняют в полной мере социальную функцию объективного информирования общества с целью формирования общественного диалога.

Эмпирической основой диссертации стало исследование материалов 49 печатных периодических изданий, частично – теле- и радиопрограмм, интернет-газет. Основное внимание автором диссертации сосредоточено на анализе публикаций общественно-политических газет, связанных с политизацией и эскалацией социального конфликта, а также деэскалацией или предупреждением острых политических конфликтов. Интерес диссертанта к печатным СМИ объясняется тем, что в них аналитическая составляющая выражена отчетливее, зримее, чем в материалах теле- и радиокомпаний, которым в большей степени свойственна фрагментарность в отражении фактов и явлений действительности. Были исследованы периодические печатные издания 16 регионов Российской Федерации: газеты Омской, Новосибирской, Иркутской областей, а также материалы из СМИ Самарской, Ленинградской, Белгородской, Московской, Ростовской, Ивановской областей, Алтайского, Краснодарского, Ставропольского, Красноярского, Приморского краев, республик Дагестан, Ингушетия. Проанализированы материалы как общенациональных общественно-политических СМИ, так и региональных изданий, представляющих и государственные, и независимые.

Принципиальными для выбора стали такие параметры, как форма учредительства (государственная, частная, смешанная), сфера распространения (страна, регион, город). Для выявления специфики поведения СМИ в условиях политизации социального конфликта материалы проанализированы по следующим критериям: 1) наличие оценки конфликтной ситуации; 2) наличие альтернативных точек зрения; 3) глубина анализа конфликтной ситуации (постановка проблемы, аргументация, обоснованность выводов); 4) использование в материалах конкурирующих источников информации; 5) степень вовлеченности аудитории в конфликтную ситуацию; 6) жанровая форма материалов.

Хронологические рамки: вторая половина 90-х годов ХХ века – первое шестилетие ХХI века. Внимание автора диссертации сконцентрировано на публикациях и теле- и радиопрограммах, посвященных политическим конфликтам между федеральными, региональными органами исполнительной и законодательной власти, региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, субъектами политики и экономики, национально ориентированными группами интересов, представителями религиозных конфессий, а также на ситуациях, возникающих в связи с организацией и проведением избирательных кампаний. Всего проанализировано 7708 публикаций газет и журналов, более 120 теле- и радиопрограмм. Выбор различных по типологии и тематике печатных изданий и теле- радиокомпаний (с учетом того, что значительной части их исследователями не уделялось значимого внимания) обоснован стремлением автора к разностороннему анализу деятельности СМИ, объективному выявлению тенденций в освещении ими политических конфликтов. Данные анализа представлены в шести таблицах.

Исследованы также законодательные акты Российской Федерации, постановления, доклады, статьи руководителей федеральных органов государственной власти, органов государственной и муниципальной власти российских регионов, других представителей региональной элиты, опубликованные в печатных СМИ, доклады о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, сообщения пресс-служб региональных органов государственной власти, муниципальных органов власти, региональных отделений политических партий, интервью, взятые у руководителей и сотрудников пресс-служб органов власти, предприятий, учреждений, печатных СМИ, аналитические справки, подготовленные информационными управлениями и департаментами региональных и муниципальных органов власти, а также результаты социологических исследований, опросов, проведенных различными службами изучения общественного мнения.

Практическая значимость полученных результатов.

Политологическая парадигма, разработанная в диссертации, дает возможность исследования СМИ в контексте конфликтологии как системы деятельности не только на уровне ее описания, но и на уровне объяснения. Автором диссертации использованы политологические подходы, учитывающие не только специфику типов массовой информационной деятельности, но и всю сложность, многоаспектность, многомерность политической деятельности как таковой. Эти подходы основаны на вскрытии сущности социального конфликта. Они дают новые методологические исходные для дальнейших конкретно-научных исследований специфики участия СМИ в политизации и эскалации социального конфликта, деэскалации политического конфликта и его предупреждении. Данные подходы могут быть использованы при анализе различных сторон деятельности СМИ на всех уровнях теоретических и политологических исследований, а также при анализе различных форм политической деятельности. Диссертация как междисциплинарное исследование позволяет получить разностороннее, целостное представление о роли СМИ в политизации и эскалации социальных конфликтов, происходящих в России в переходный период развития, и специфике их отображения в СМИ.

Апробация и внедрение результатов работы.

Основные положения диссертации апробированы автором в период работы главным редактором газеты «Омская правда», руководителем пресс-службы, начальником управления по печати и массовой информации администрации Омской области, изложены в выступлениях автора на международных, всероссийских научных конференциях в Уральском государственном университете им. А.М. Горького, Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского, Омском гуманитарном институте, Новосибирском государственном педагогическом университете, Гуманитарном университете (г. Екатеринбург), Южно-Уральском государственном университете (г. Челябинск), Магнитогорском государственном техническом университете им. Г.И. Носова, на научно-практической конференции «Районная печать в системе средств массовой информации Сибири» в Новосибирске, а также на международном симпозиуме «Постсоветские СМИ в переходный период» в Университете города Стирлинга (Великобритания), явились предметом дискуссий с профессорами и студентами Университета города Арлингтон (Техас, США), Института исследования средств массовой информации Университета Стирлинга (Великобритания).

Диссертация обсуждена на расширенном заседании кафедры истории журналистики и кафедры социально-политических дисциплин Уральского государственного университета им. А.М. Горького.

По теме диссертационного исследования опубликованы 23 работы общим объемом 32 п.л.

Структура исследования.

Структура диссертации определяется целью исследования и логикой изложения материала и отражает последовательность решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, пяти глав, разделенных на шесть параграфов, заключения. Представлены также список использованной литературы и перечень периодических печатных изданий, теле- и радиокомпаний, использованных в качестве основного эмпирического материала. Диссертация изложена на 280 страницах.

загрузка...