Delist.ru

Профессиональная культура государственных и муниципальных служащих: состояние и условия инновационной трансформации (на материалах Южного федерального округа) (15.04.2007)

Автор: Алиева Светлана Викторовна

С одной стороны, имеются различные возможности, получаемые человеком, в результате контакта с профессиональной средой, а с другой ? профессиональная среда характеризуется трудовым потенциалом работников, входящих в нее.

Исследование характера взаимодействия человека с профессиональной средой по мере его становления как профессионала позволяет диссертанту выявить динамику изменения его профессиональной культуры, совпадающую с рядом этапов циклического характера: вначале погружение в реальную профессиональную среду и адаптация к ней, затем апробирование полученных профессиональных знаний и постепенное обновление профессиональных ценностей. Одновременно может осуществляться переоценка профессиональных позиций и преодоление негативных установок прошлого опыта. Отсюда вывод: от того, каким образом профессиональная среда воздействует на человека, какие реализует функции, зависит результат развития его профессиональной культуры.

В одних случаях профессиональная среда оказывает благоприятное воздействие, воспитывая, социализируя, оздоравливая, в других ? неблагоприятное, выступая антагонистом, внося беспорядок, вовлекая в конфликты, противодействия, формируя антисоциальные установки, ложные ценности. Такое состояние профессиональной среды сложилось в большинстве органов государственной и муниципальной власти в глазах общественности.

Об этом говорят результаты исследований, проведенных Социологическим центром РАГС, ИСПИ РАН, региональными исследовательскими коллективами. Неблагополучие профессиональной среды складывается по целому ряду параметров: невысокий уровень удовлетворенности государственных и муниципальных служащих своей работой, степенью профессионализма и нравственными качествами своих коллег и руководителей, невысокие оценки сложившегося в коллективах социально-психологического климата. Обозначились тенденции к снижению таких важнейших моральных качеств госслужащих, как чувство долга, ответственность, честность, порядочность.

Работа канала «профессиональная среда» обеспечивается выполнением комплекса взаимосвязанных функций: адаптационной, информационной, мотивационно-стимулирующей, контрольно-регулировочной, профессиональной дифференциации, социальной интеграции. Их качество зависит от ряда факторов и условий, которые могут складываться стихийно и создаваться целенаправленно.

В 4-ой главе «Перспективы формирования инновационной профессиональной культуры государственных и муниципальных служащих» рассматриваются условия трансформации профессиональной культуры российского государственного служащего в инновационный тип.

В параграфе 4.1 «Новая парадигма профессионального образования государственных и муниципальных служащих и формирование инновационной профессиональной культуры» автор приходит к выводу, что необходим переход к инновационному образованию, поскольку традиционное образование не способно развить способности государственного и муниципального служащего к проективно-конструктивному взгляду на будущее, подготовить их к принятию решений в условиях риска и неопределенности, к построению концепций и реализации оптимальных стратегий. Это связано с тем, что в вузах по-прежнему пытаются заменить образование трансляцией необходимой информации. В связи с этим необходимы поиски новой парадигмы высшего образования, в которой главное место отводится способности решать творческие задачи, уметь предвидеть и адаптироваться к переменам.

В работе сформулировано положение о том, что главным императивом новой парадигмы образования должна быть ориентация на инновационный поиск, развитие системного, панорамного мышления, умений, обеспечивающих функционирование в экстремальных ситуациях. По мнению диссертанта, главным должна быть ориентация на развитие творческих способностей госслужащего и закрепление в его профессиональном сознании установки на инновации. В рамках такого образования человек получает тот результат, которого он смог добиться, применяя определенные способы решения проблемы.

Авторская позиция состоит в том, что образование должно быть организовано таким образом, чтобы пути разрешения специально заложенных в него проблем определяли качество человеческого опыта. Обоснованием этому служит тот факт, что прохождение проблемной ситуации связано с переживанием кризиса, во время которого человек осознает свою несостоятельность. Данное переживание приводит к усилению рефлексии по отношению к самому себе, к наличной системе знаний, представлений, убеждений. Это вполне соотносится с концептуальным положением П. Сорокина об образовании как «созидании людьми самих себя».

На основе выдвинутых положений диссертант формулирует ряд ключевых параметров, которые будут являться императивами инновационной парадигмы образования государственных служащих:

система профессионального образования государственных служащих должна быть адекватна по уровню сложности объекту управления.

в содержании образования должны быть концептуальные, конструктивно-организующие знания и умения, обеспечивающие выживаемость, функционирование и развитие социальной системы (института, организации) в экстремальных условиях; творческие способности.

должна быть ориентация образования на кардинальные изменения в самом институте государственной службы.

В параграфе 4.2 «Трансформация профессиональной среды в технологиях конкурсного отбора» автор, рассматривая профессиональную среду как канал деятельностного воспроизводства профессиональной культуры, отмечает ее преимущества в создании условий для социального взаимодействия и профессионального общения, которые способны как ускорять, так и замедлять процессы профессионального становления госслужащих; как повышать, так и снижать эффективность принимаемых управленческих решений. По мнению автора, необходимо вести поиск соответствующих способов изменения состояния профессиональной среды, оказывающих влияние на работу канала посредством социальных технологий, под которыми обычно понимают систему методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы в соответствии с целями ее развития. Принципиальная авторская позиция состоит в том, что конкурсный отбор как разновидность социальной технологии является одним из самых заметных факторов изменения кадрового потенциала организации, оказывая влияние на состояние профессиональной среды. В связи с этим он становится наиболее значимой предпосылкой для создания условий формирования профессиональной культуры.

Диссертант, исследуя существующие в настоящее время организационные, методические, нормативно-правовые основы проведения конкурса на государственной службе, приходит к выводу, что данная процедура, как правило, проводится формально: решение вопроса о назначении сотрудника на новую должность предопределено заранее. По мнению автора, перечень требований характеризует более общую процедуру отбора граждан на государственную службу как социального института, а не как для конкретного вида профессиональной деятельности. Более того, содержащиеся в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» указания о формах проведения конкурса создают иллюзию легкости и однозначности их проведения. Полученные в ходе социологического исследования результаты свидетельствуют о том, что работодатели часто формально подходят к оценке полученного образования, не анализируя его тип и продолжительность, соответствие конкретно рассматриваемой работе, не увязывая с успехами на работе. Наиболее типичной ошибкой является отождествление опыта работы на государственной службе с возможностями работника, считая, что если человек работал в органах государственной власти, то он будет обладать качествами, необходимыми на данной должности. Сама процедура также может давать «сбои», поскольку здесь основное внимание уделяется формированию конкурсной комиссии, определению ее полномочий, этапов прохождения испытания и в завершении зачастую формальная сдача квалификационного экзамена.

Таким образом, диссертант приходит к выводу, что рассмотрение конкурса исключительно в правовом аспекте не гарантирует приход в профессиональную среду государственной службы наиболее достойных кандидатов. Поэтому внимание должно быть обращено на процедуру конкурсного отбора, на поиск мероприятий, которые бы обеспечивали объективный качественный отбор. В связи с чем, наряду с перечисленными элементами конкурсного отбора, непременным условием должно выступать наличие эталона для сравнения профессиональных, деловых и личностных качеств претендентов. В этом состоит авторская позиция, согласно которой таким эталоном будет являться выявленная нами в первой главе данной работы модель инновационной профессиональной культуры государственного служащего, позволяющая определить индикаторы измерения качеств претендентов.

Общим концептуальным выводом является утверждение, что профессиональная среда и конкурсный отбор должны представлять собой систему, построенную таким образом, чтобы способствовать профессиональному становлению каждого входящего в нее участника трудового процесса. Чтобы реализовать данное положение, необходимо одновременно организовывать конкурсный отбор и профессиональную среду в соответствии с парадигмой трансформации профессиональной культуры государственного (муниципального) служащего в инновационный тип. По мнению диссертанта, их организация должна быть подчинена системе принципов: саморазвития, самоорганизации, коммуникативности, ролевого взаимодействия, ответственности и психологической комфортности.

В параграфе 4.3 «Перспективы креативизации профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих» подчеркивается, что, несмотря на сложившиеся в настоящее время необходимые юридические основы функционирования института государственной службы, он продолжает испытывать ряд проблем, обусловленных отсталостью управленческой культуры ее кадрового корпуса. Как явствует из проведенных исследований, таковыми являются: недостаточная эффективность деятельности государственных служащих; слабое использование современных управленческих технологий; низкая эффективность механизма предупреждения и нейтрализации аномийных процессов.

Автор обосновывает необходимость инновационной парадигмы профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих потребностью преодоления периодически возникающих дисбалансов в процессе развития общественно-экономической системы. Компенсация последствий деструктивных процессов порождает поиск других процессов, в основе которых должно быть нечто новое, ранее не имевшее места. «Инновационный процесс» в таком случае служит средством снятия последствий деструкции.

Авторская позиция состоит в том, что управление не может быть жестким, во-первых, по причине снижения рисков разрушительных процессов, во-вторых, для того, чтобы предотвратить аномийные тенденции в государственной службе, в-третьих, чтобы не подавлять ростки творчества, которые могут открыть обществу варианты продуктивного развития.

В то же время, как считает диссертант, использование жестких управленческих технологий, заимствованных из арсенала политических и экономических организаций развитых стран, с неизбежностью деформирует механизмы обратной социальной связи и, как следствие, разрушает социально-психологическое пространство.

Совершенно очевидно, что в России необходимо создавать собственные уникальные управленческие технологии, способные учесть специфику развития трансформирующегося социума. Вместе с тем, активное продуцирование инноваций приводит к тому, что обусловленные ими реструктуризации являются факторами динамичности социальных процессов и, соответственно, неустойчивости становящихся систем. Противоречие, по мнению автора, заключается прежде всего в отсутствии инновационной управленческой культуры субъектов управления, а не в недостатке инноваций в государственном управлении.

Признавая в качестве главного фактора инновационных процессов личность управленца, следует подчеркнуть, что изменившиеся условия его профессиональной деятельности требуют освоения всех известных механизмов и методов рыночных отношений и экономического регулирования. Однако, как отмечается в диссертации, чтобы преодолеть кризисные явления и нестабильность в деятельности субъектов хозяйствования, адаптировать их к новым условиям, необходим творческий (креативный) потенциал, как системообразующий элемент инновационной управленческой культуры. Это объективирует смену управленческих парадигм, утверждающих креативность как главный императив управленческой культуры.

Анализ современной ситуации в России позволяет сделать вывод, что креативность и инновации применительно к деятельности государственного служащего еще недостаточно осмыслены как факторы повышения ее эффективности. Преобладающий узкий подход к проблеме инновационного развития общества приводит к тому, что в российской теории и практике формирования национальной инновационной системы, внимание преимущественно направлено на продуктово-технологический аспект, соответственно в этом направлении происходит реализация креативного потенциала управленцев.

Недооценка именно управленческого ресурса, возможностей инновационного государственного управления приводит к тому, что страна и общество несут огромные потери, которые связаны с проведением ошибочных реформ, с нерациональностью структуры государственного бюджета, с принятием неэффективных целевых программ. Человек же является творческим (креативным), если он создает оригинальные ценности, устанавливает новые, ранее неизвестные факты, свойства и закономерности материального мира и духовной культуры.

Как считает автор, без исследований, без научного и творческого подхода к управлению социально-экономическими процессами современный чиновник не может успешно функционировать. Анализируя влияние глобальных процессов на социально-экономические системы, диссертант приходит к выводу, что необходимы разработка и проведение в жизнь инновационной теории и методологии управления, способной обеспечить национальную безопасность, принятие упреждающих управленческих решений. В ее основе лежит качественно иная управленческая парадигма, главным императивом которой является креативность субъектов управления. По мнению автора, реализации креативного потенциала госслужащего и, соответственно, повышению эффективности управленческой деятельности может существенно способствовать учет и активное использование совокупности факторов и условий, среди которых:

создание творческой атмосферы в профессиональной среде государственной службы, в которой конструктивное отношение к новой идее, нововведению было бы не только потребностью каждого государственного служащего, но и одной из наиболее значимых ценностей;

конструктивное, уважительное отношение к новшествам, их носителям, а также моральное и материальное стимулирование креативных идей;

создание в профессиональной среде государственной службы обстановки здоровой состязательности, проведение разнообразных конкурсов инновационного решения проблем в государственном и муниципальном управлении;

изучение и распространение позитивного опыта формирования корпоративных культур, базирующихся на инновационной основе. Заложенный в них инновационный потенциал, став реальной моделью деятельности государственных служащих, способен дать существенный экономический и социальный эффект;

сопровождение внедрения тех или иных новшеств их обоснованием: следует вовремя распознавать и пресекать использование новшеств, способных причинить вред человеку и обществу;

содействие развитию правовой культуры в части поддержки и охраны авторских прав, интеллектуальной собственности, стимулирования инновационной активности и повышения ответственности за препятствия ей;

стимулирование профессиональных коммуникаций, направленных на обмен опытом в области развития инновационной культуры государственных служащих на региональном и международном уровне.

В Заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы и обобщения, намечаются перспективы исследования данной проблемы.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Монографии

Алиева С.В. Креативное образование управленческих кадров в высшей школе. Пятигорск; Ростов н / Д., 2004. – 18 п. л.

Алиева С.В. Профессиональная культура государственных и муниципальных служащих: состояние и условия инновационной трансформации (на материалах ЮФО). Ростов н /Д.: Наука-Пресс, 2007. – 16,0 п. л.

Алиева С.В., Хайбулаев М.Х. Педагогические основы игры. – Махачкала: Изд-во ДГПИ, 1997. ? 7,5 п. л. (4,0 п. л.)

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК

загрузка...