Delist.ru

Социально-психологические основы имиджа учителя (14.11.2006)

Автор: Калюжный Анатолий Афанасьевич

- разработана и впервые внедрена психологическая модель формирования имиджа учителя как специалиста-профессионала.

Теоретическая значимость исследования:

- результаты исследования вносят вклад в общую теорию личности и направленности личности;

- проведенное комплексное исследование социально-психологических механизмов онтологии и генезиса имиджа посредством анализа взаимосвязей личностных, когнитивных и ценностных факторов расширяет и систематизирует имеющие в социальной психологии и психологии труда представления о становлении личности;

- результаты проведенного исследования расширяют существующие представления об учителе и его имидже как субъекте профессиональной деятельности, вносят вклад в разработку общей теории формирования профессиональной имиджелогии как области науки и педагогической имиджелогии в частности.

Весь круг этих вопросов до настоящего времени не был предметом самостоятельного теоретико-психологического изучения в решении исследуемой нами проблемы.

Практическая значимость.

1. Результаты исследования позволяют расширить и углубить знания о социально-психологических механизмах формирования имиджа учителя как специалиста-профессионала и могут быть использованы в практической деятельности учителей школ различного типа, в профессиональной подготовке учителей в вузах и институтах повышения квалификации и усовершенствования учителей.

2. Представленный в работе психологический инструментарий, технологии формирования и методики диагностики и изучения педагогического имиджа могут быть использованы не только практике работы учителей школ, преподавателей вузов, но и в других различных областях профессиональной подготовки и деятельности.

3. Теоретические положения и эмпирические материалы, представленные в авторских учебных пособиях по имиджелогии, в том числе электронном учебном пособии, могут служить основополагающими в профессиональной подготовке имиджеологов в специализированных вузах РФ и других республик СНГ.

4. Полученные результаты дают возможность разработать соответствующие программы и реализовать их в системе непрерывного образования и повышения квалификации специалистов не только педагогического профиля, но и других специальностей.

5. Данные проведенного исследования широко используются в системе повышения квалификации работников образования с целью оптимизации их деятельности и решения профессиональных проблем.

6. Разработанные автором специальные курсы «Педагогическая имиджелогия», «Педагогическая конфликтология», «Основы полемического мастерства», «Риторика для учителя» включены в учебные планы различных факультетов ряда вузов Республики Казахстан (в настоящее время они рекомендованы Министерством образования и науки Республики Казахстан в качестве дисциплин вузовского компонента) и Российской Федерации.

7. Подготовлены и изданы учебные пособия для преподавателей, магистрантов и студентов «Педагогическая имиджелогия» и «Психология формирования имиджа учителя», которые прошли государственную экспертизу и рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации и Республики Казахстан в качестве учебников и учебных пособий.

Процедура и этапы исследования:

Первый этап - рекогносцировочный (1985-1989 гг.) – заключался в сборе философской, социологической, психологической, антропологической и педагогической литературы по проблеме исследования, анализе состояния разработанности проблемы в отечественной и зарубежной литературе, в определении научного аппарата исследования.

Второй этап – конструктивно-ориентировочный (1989-1995 гг.) был посвящен разработке процедуры исследования, определению и уточнению методологической базы исследования, понятийного аппарата, основной гипотезы исследования.

Третий этап – опытно-экспериментальный (1995-2001 гг.) посвящен определению содержания методики опытно-экспериментальной работы, реализации процедуры констатирующего и формирующего эксперимента, экспериментальному обоснованию теоретических конструктов формирования имиджа учителя школ различного типа, студентов и преподавателей вузов и профессиональных школ.

Четвертый этап – заключительный и внедренческий (2001-2006 гг.) заключался в систематизации и обобщении результатов опытно-экспериментальной работы, формулировались основные выводы и научно-практические рекомендации.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования неоднократно и длительно по времени обсуждались на многочисленных Международных конгрессах, симпозиумах, съездах и конференциях: «Русский язык как средство интернационального воспитания учащейся молодежи» (Орджоникидзе, апрель, 1985 г.), «Проблемы и пути совершенствования системы повышения квалификации учителей» (Алма-Ата, апрель, 1994 г.), «Одиссея разума» (Польша, Гданьск, октябрь, 1995 г.), «Высшая школа Казахстана на рубеже веков: История, проблемы, перспективы» (Алматы, сентябрь, 1998 г.), «Психология на рубеже веков: наука, практика, преподавание» (Тула, апрель, 2000 г.), «Качество образования: концепции, проблемы: EQ-2000» (Новосибирск, апрель, 2000 г.), «Актуальные проблемы психолого-педагогической науки Казахстана» (Алматы, июнь, 2000 г.), «Социальная психология: практика, теория, эксперимент» (Ярославль, сентябрь, 2000 г.), «Конфликт и личность в изменяющемся мире» (Ижевск, октябрь, 2000 г.), «Практическая психология: опыт, проблемы, перспективы» (Минск, июнь, 2000 г.), «Качество профессионального образования на рубеже веков» (Казань, декабрь, 2000 г.), «Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технологии, эксперимент» (Курск, апрель, 2001 г.), «Проблемы социальной психологии ХХI столетия» (Ярославль, сентябрь, 2001 г.), «Теория и практика социальной работы на рубеже веков» (Новосибирск, февраль, 2001 г.), «Реформирование высшего педагогического образования в современных условиях социально-экономического развития Казахстана: опыт, проблемы и перспективы» (Атырау, октябрь, 2001 г.), «Психология инновационного управления социальными группами и организациями» (Кострома, октябрь, 2001 г.), «Л.С.Выготский и современная культурно-историческая психология» (Гомель, сентябрь, 2001 г.), «Подготовка специалистов сельского хозяйства в условиях модернизации образования» (Кемерово, ноябрь, 2001 г.), «Психолого-педагогическая диагностика личности учителя в транзитивном обществе: теории, технологии, эксперимент, практика» (Актюбинск, май, 2001 г.), «Толерантность и проблема идентичности» (Москва-Ижевск, июнь, 2002 г.), «Социальная психология ХХI столетия» (Ярославль, сентябрь, 2002 г.), «Психологическое сопровождение процессов модернизации образования и профессионализации кадров» (Кострома, октябрь, 2002 г.), «Интеграция науки и практики в условиях мирового образовательного пространства» (Алматы, февраль, 2003 г.), «В.А.Сухомлинский и современная школа Урала, Сибири» (Оренбург, март, 2003 г.), «Проблемы психологии и эргономики» (Москва-Тверь, май, 2003 г.), Всероссийский съезд психологов (Санкт-Петербург, июнь, 2003 г.), «Социальная психология ХХI столетия» (Ярославль, сентябрь, 2003 г.), «Этническое самосознание и кросскультурное взаимодействие народов Поволжья» (Казань, 2003 г.), «Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе» (Балашов, сентябрь, 2003 г.), «Авиационная инженерная психология и эргономика» (Москва, июнь, 2003 г.), «Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений (краткосрочные и долговременные горизонты» (Москва-Кострома, октябрь, 2003 г.), «Психология общения: социокультурный анализ» (Ростов-на-Дону, 2003 г.), «Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества» (Ярославль, апрель, 2003 г.), «Имиджелогия-2004: состояние, направления, проблемы» (Москва, май, 2004 г.), «Воспитание в ХХI веке: новые подходы, преемственность традиций, перспективы» (Оренбург, май, 2004 г.), «Психология системного функционирования личности» (Саратов, июнь, 2004 г.), «Зависимость, ответственность, доверие: в поисках субъектности» (Ижевск, июнь, 2004 г.), «Социальная психология XXI столетия» (Ярославль, сентябрь, 2004 г.), «Психология образования: Проблемы и перспективы» (Москва, декабрь, 2004 г.), Имиджелогия-2005: феноменология, теория, практика» (Москва, май, 2005 г.), «Интегративная психология: теория и практика» (Ярославль, апрель, 2005 г.); «Высшая школа на современном этапе: психология преподавания и обучения» (Ярославль, апрель, 2005 г.), «Психология и эргономика: единство теории и практики» (Тверь, август, 2005 г.), «Социальная психология XXI столетия» (Ярославль, сентябрь, 2005 г.), «Идентичность образования и глобализация» (Ижевск, апрель, 2006 г.), «Интегративная психология: теория и практика» (Ярославль, апрель, 2006 г.), «Психология на пути к пониманию человека и социума: новая психологическая реальность изменяющейся России» (Тверь, март 2006 г.), «Имиджелогия-2006: актуальные проблемы социального имиджмейкинга» (Москва, май, 2006 г.), «Психолого-педагогическое образование на современном этапе: реалии и перспективы» (Актобе, май, 2006), «Психология XXI столетия» (Ярославль, сентябрь, 2006 г.).

Внедрение результатов исследования.

Основные результаты реализованы в многолетней деятельности автора исследования (1973 – 2006 годы) в качестве учителя школы, преподавателя, доцента, профессора, заведующего кафедрой психологии и педагогики, декана факультета, проректора по учебной и научной работе Актюбинского педагогического института и Актюбинского государственного университета.

Результаты исследования внедрены в практику деятельности целого ряда вузов Республики Казахстан и Российской Федерации через чтение разработанных авторских специальных курсов и использование авторских учебных пособий «Педагогическая имиджелогия» и «Психология формирования имиджа учителя». Сведения о внедрении подтверждены соответствующими актами и справками.

Учебное пособие «Педагогическая имиджелогия» признано «Лучшим проектом года в имиджелогическом просвещении и образовании» на Первом и Втором интернациональных конкурсах «Имидж-директория» (Москва, май 2005 год – финалист и Москва, май 2006 год – победитель).

По различным аспектам данного научного направления под непосредственным руководством диссертанта подготовлены и защищены в диссертационных советах Республики Казахстан и Российской Федерации 1 докторская, 14 кандидатских и 8 магистерских диссертаций. Это позволяет уже судить о создании и деятельности научной школы под руководством соискателя.

Публикации. Основное содержание работы отражено в 182 научных публикациях, в том числе 6 монографиях.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, изложенных на 337 страницах машинописного текста, библиографического списка, включающего 444 наименований (из них 43 на английском языке); приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении диссертации обосновывается актуальность темы исследования и определяется научная проблема, содержится анализ степени разработанности проблемы, формулируются объект и предмет исследования, цель и задачи, гипотеза, характеризуется научная новизна, теоретическая и практическая значимость выполненной работы, приводятся основные результаты и формулируются основные положения, выносимые на защиту, представлена процедура и этапы исследования, дана апробация и внедрение результатов исследования.

В первой главе «Теоретико-методологические предпосылки исследования имиджа» рассматриваются социально-психологические подходы в изучении имиджа. Рассмотрение содержания работ, относящихся к психологии познания людьми друг друга, выполненных известными отечественными и зарубежными психологами в последнее время, позволяет четко увидеть определенные тенденции, характеризующие развитие этого направления. Опираясь на теорию формирования человека как субъекта труда, познания и общения, развития личности в процессе деятельности и общения, проанализируем основные положения процесса познания человека человеком с учетом его возрастных, индивидуальных и профессиональных особенностей. Теоретические основы этого процесса нашли наиболее полное отражение, в первую очередь, в трудах таких известных отечественных психологов, как К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн и многих других.

Человек осознает свою самостоятельность, свое выделение в качестве самостоятельного субъекта из окружения лишь через свои отношения с окружающими его людьми, и он сам приходит к самосознанию, к познанию собственного Я через познание других людей.

Представление человека о самом себе, даже о собственных своих психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают его побуждения, реально определяющие его действия.

В исследованиях справедливо выделяется, что самосознание не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая то или иное отношение к себе, тесно связано с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки. Самосознание – это не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. В ходе этого развития, по мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит глубокое переосмысление жизни. Этот процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он решает в жизни

Дальнейшее развитие теоретико-методологических аспектов исследования личности и особенностей ее развития применительно к онтологии и генезису имиджа как социального явления и его познания мы находим в работах известных современных психологов Г.М.Андреевой, А.Г.Асмолова, А.В.Брушлинского, А.В.Петровского, В.А.Петровского, В.И.Слободчикова и других.

Современными социальными психологами отмечается, что всякое познание и есть ментальная реконструкция того, что существует на самом деле. Эта реконструкция осуществляется субъектом на основе его опыта, потребностей, намерений. Только при включении личности в познавательный процесс можно понять, как люди могут познать одну и ту же вещь, если каждый конструирует ее образ индивидуально. Социальное познание, возникая в ходе взаимодействия, предполагает обязательный коммуникативный процесс, то есть процесс постоянного обмена информацией. Образ социального познания вырабатывается сообща, но вместе с тем, люди различны, и поэтому каждый демонстрирует свой стиль социального познания.

В самом общем плане следует сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Потребность индивида быть личностью становится условием формирования у других людей способности видеть в нем личность, жизненно необходимую для поддержания единства, общности, преемственности, передачи способов и результатов деятельности и установление доверия друг к другу, без чего трудно надеяться на успех общего дела.

Потребность быть личностью, потребность в персонализации обеспечивает активность включения индивида в систему социальных связей, в практику и вместе с тем оказывается детерминированной этими социальными связями. Стремясь включить свое «Я» в сознание, чувства и волю других посредством активного участия в совместной деятельности, приобщая их к своим интересам и желаниям, человек, получив в порядке обратной связи информацию об успехе, удовлетворяет тем самым потребность персонализации. Это означает, что таким образом выделяя себя как индивидуальность, добиваясь дифференциальной оценки себя как личности, человек полагает себя в общности как необходимое условие ее существования, поскольку он производит всеобщий результат, что позволяет сохранять ее как целое. Потребность быть личностью возникает на основе социально-генерированной возможности осуществления соответствующих деяний – способности быть личностью. Эта способность есть индивидуализированное воплощение глубоко воспринятых индивидом предметно-социальных норм, эффектов идеальной представленности в нем других людей, а также его собственных «надситуативных» выходов. Как и всякая способность, она, прежде всего, дана субъекту в своей исключительности как индивидуальное, выделяющее его среди окружающих и в известном смысле противопоставляющее его другим людям. как возможность передать, адресовать им свою неповторимость, особенность, непохожесть.

В зарубежной психологии концепции особенностей познания людьми друг друга как составляющей социально-психологические аспекты имиджа занимают работы таких известных психологов, выполненные на основе идей бихевиоризма, психоанализа, когнитивизма и других школ, как А.Адлера, Э..Берна, У.Джеймса, Дж.Капрара, А.Маслоу, Г.Олпорта, К.Роджерса, Д.Сервона, Б.Ф.Скиннер, З.Фрейда, Э.Фромма, К.Хорни, Т.Шибутани, К.Юнга и многих других.

Мир каждого человека сконцентрирован вокруг него самого. Обладание статусом позволяет человеку ожидать и требовать определенного отношения со стороны других людей, а отношение к человеку часто определяется положением, которое он занимает, совершенно независимо от его личных качеств. Каждый человек помещает самого себя как объект внутри своего символического окружения. Важно понять, что же человек считает самим собою, ибо многое из того, что он делает, логически вытекает из такого определения. Представление человека о самом себе, бесспорно, является прямым отражением того, что он есть, или того, что он делает.

загрузка...