Delist.ru

Социально-психологические основы имиджа учителя (14.11.2006)

Автор: Калюжный Анатолий Афанасьевич

Несмотря на то, что проблема формирования имиджа выступала предметом отдельных социально-психологических и педагогических исследований и является ключевой для целых отраслей психологической и смежных с ней наук, вопросы о самой его сущности, природе и технологии построения, а также инструментарий имиджелогии и особенности использования в педагогической деятельности остаются недостаточно исследованными и сегодня особо актуальными. Это требует систематизации различных подходов в общем проблемном поле.

Изучение состояния разработки в науке особенностей формирования имиджа и состояния их практического использования показывает назревшее противоречие между необходимостью теоретико-методологического осмысления сущности, природы и особенностей имиджа личности и уровнем его реализации в деятельности учителя-профессионала. Указанное противоречие вызвало необходимость исследования теоретико-методологических основ и особенностей формирования имиджа специалиста-профессионала. Разрешение данного противоречия и недостаточная разработанность социально-психологической теории и практики развития имиджа учителя и определили выбор темы нашего исследования.

Объект исследования – личность учителя в процессе развития и формирования имиджа.

Предмет исследования – социально-психологические условия и процесс создания позитивного имиджа учителя как специалиста-профессионала.

Целью исследования является изучение сущности и особенностей имиджа как социально-психологического явления, разработка теоретических и научно-практических основ развития имиджа учителя и технологии его реализации в практической деятельности.

Основные задачи исследования:

Анализ отечественных и зарубежных исследований имиджа личности и обоснование теоретико-методологических предпосылок и подходов к его изучению.

Исследовать природу и типологию имиджа как социально-психологического явления.

Представить категории имидж учителя и педагогическая имиджелогия в онтологическом аспекте, предполагающем соотнесение с основными психическими понятиями и категориями, включение их в категориальный аппарат социальной психологии.

Разработать технологию формирования имиджа учителя как специалиста-профессионала.

Обосновать психологический инструментарий в имиджелогии и особенности его использования в практической деятельности учителя.

Разработать и апробировать методики психологической диагностики имиджа учителя.

Основная гипотеза исследования: имидж как личностный феномен имеет социально-психологическую природу, детерминированную субъектом личности учителя как специалиста-профессионала. Профессиональный имидж учителя отражает значимые с позиции массового сознания особенности личности, профессиональной деятельности и общения, поведения и внешнего облика педагога. Существующие виды профессионального имиджа выражают сформированные на уровне обыденного сознания стереотипные образы - представления о современных учителях.

Если процесс онтологии имиджа учителя осуществлять по разработанной социально-психологической модели, то это создаст эффективные условия для его успешного развития, так как они будут включены в деятельность по овладению инструментарием и технологией формирования имиджа.

Методологические основы исследования. В данном исследовании использовались концепции, теоретические положения и идеи как отечественных, так и зарубежных школ, направлений и авторских подходов: социально-психологические теории личности, разработанные отечественными и российскими психологами (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, А.И.Донцов, В.В.Козлов, В.Н.Куницына, А.Н.Леонтьев, В.А.Мазилов, В.Н.Мясищев, В.В.Новиков, Н.Н.Обозов, А.В.Петровский, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн и др.); теория системного, комплексного и личностного подходов (Б.Г.Ананьев, В.А.Ганзен, Д.Н.Завалишина, Б.Ф.Ломов, К.К.Платонов, В.Д.Шадриков и др.); теория онтологического подхода и социальной природе человека (А.А.Бодалев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); теория деятельности и концепция формирования личности педагога (К.А.Абульханова-Славская, В.В.Давыдов, А.В.Карпов, М.М.Кашапов, Н.В.Клюева, Л.М.Митина, А.А.Реан, Г.В.Суходольский, В.А.Якунин и др.); современные теоретические концепции профессионализации личности (С.М.Джакупов, Ю.М.Забродин, А.В.Карпов, Е.А.Климов, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Ю.П.Поваренков, Н.П.Фетискин, В.Д.Шадриков и др.); современные теоретические положения имиджелогии (А.Ю.Панасюк, Е.Б.Перелыгина, Е.А.Петрова, Г.Г.Почепцов, В.М.Шепель); зарубежные концепции гуманистического подхода к развитию личности (Г.Лефрансуа, Д.Майерс, А.Маслоу, К.Роджерс, А.Фернхем, В.Франкл, Э.Фромм, Р.Фрэнкин, П.Хейвен, Х.Хекхаузен, Э.Шостром и др.).

Теоретическую базу исследования составили теоретические положения:

- социальной психологии развития личности (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, А.И.Донцов, А.Л.Журавлев, Ю.М.Забродин, В.В.Новиков, А.В. Петровский, А.М. Столяренко, Д.И. Фельдштейн и др.);

- психологии имиджа (А.А. Бодалев, В.В.Белобрагин, В.Г. Зазыкин, Е.А. Володарская, Е.В. Емельянова, Е.Б. Карпов, Л.Г. Лаптев, Т.Н. Матвеева, А.Ю. Панасюк, Е.Б. Перелыгина, Е.А. Петрова, С.К. Сергиенко, В.Н. Футин и др.)

- психологии учителя (И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, М.М.Кашапов, Г.Ю.Ксензова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Регуш, и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач применялся анализ общепсихологической, социально-психологической, педагогической и философской литературы по проблеме исследования; теоретическое моделирование с соотнесением разработанных моделей с имеющимися в современной психологии концепциями восприятия людьми друг друга, формирования у них друг о друге представлений памяти, образов воображения и изменений в них происходящих в зависимости от специфики деятельности; методы экспериментального исследования включали в себя наблюдение, изучение и анализ документов, анкетирование и интервьюирование и ряд специфических социально-психологических методов: социометрия и референтометрия, экспертная оценка личности, рейтинг, шкалирование, ранжирование, самооценка и взаимооценка, самоанализ и специальные задания, тестирование; методы статистической обработки и многие другие.

Основные положения, выносимые на защиту:

С позиций системного подхода рассмотрено понятие имидж как социально-психологическая категория, как социальная перцепция. Имидж - образ, представление, методом ассоциаций наделяющий объект дополнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего этот объект. Имидж человека - его образ, возникающий в результате восприятия проявления внешних и внутренних характеристик человека.

Основные подходы к имиджу: 1) функциональный, при котором выделяются его типы, исходя из различного функционирования, 2) контекстный, при котором данные типы функционирования находятся в разных контекстах реализации, 3) сопоставительный, при котором сравниваются близкие по значению имиджи. Определение категории имидж человека аккумулирует в себе элементы онтологии, то есть отражение содержания объекта, гносеологии - ступенями его познания и активного действия – управления процессами формирования имиджа. Имидж - это специально конструируемый образ для потенциальных клиентов, который должен соответствовать их ожиданиями и потребностям. В имидже изначально, по сути, задаются схематичность и неполнота, а также положительная направленность эмоционального оценивания.

Психологию имиджа можно определить как раздел психологической науки, научную теорию, предметом которой является имидж как социально-психологический феномен, а также закономерности его возникновения и функционирования. Личностный имидж рассматривается как сочетание внутренних и внешних факторов, задающих его составные - самоимидж, воспринимаемый и требуемый имидж. Такая типология отражает взгляд на имидж с разных позиций – со стороны своего «Я» и других, со стороны реалий и желаний. Имидж играет роль и имеет место при опосредованном общении больших групп людей, когда основным источником информации о фирме, товаре или политическом деятеле являются средства массовой коммуникации. Имидж как результат перцепции учителя гораздо в меньшей степени основан на чувственном восприятии или непосредственном контакте субъекта с объектом, нежели другие установочные знания. Опираясь на методологические основы и используя выводы конкретных наук об имидже, имиджелогия определяет роль, место и функции имиджа в общественном бытии и практике, дать общие рекомендации по формированию, функционированию имиджей разного типа, выявить общие закономерности этих процессов при переходе от индивидуального к групповому и массовому сознанию и обратно, раскрывать механизм управления имиджем. Одновременно имиджелогия раскрывать закономерности освоения существующего поля имиджей, их познание и адаптации личностью, дать описание взаимосвязей между конкретными ветвями имиджелогии.

В рамках построения имиджа утверждается необходимость существования термина профессиональный имидж, которому должны соответствовать представители различных профессий – учитель, врач, инженер, предприниматель и т.д. Сформированность профессионального имиджа напрямую зависит от того, как удастся создать облик специалиста-профессионала, соответствующий ожиданиям других людей. Появление учителя, создающего свой собственный имидж, вызывает необходимость появления новой отрасли имиджелогии – педагогическая имиджелогия. Имидж учителя – это символический образ субъекта, создающийся в процессе взаимодействия педагога с участниками целостного педагогического процесса.

Формирование имиджа педагога должно осуществляться через формирование Я-концепции как способа поведения и оценки его самого себя самим. Я-концепция – комплекс форм поведения, система отношений человека к себе:, это значения, которые формируются в процессе участия в совместных действиях. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений о себе, сложившихся на основе постоянного общения с окружающими. Я-концепция является динамичным психологическим образованием. ее развитие и изменения обусловлены внутренними и внешними факторами, при этом социальная среда оказывает особое влияние на ее формирование. В зависимости от ситуации педагог формирует Я-образ и реагирует на него в соответствии с данной ситуацией. Сформированность Я-концепции личности влияет на результативность профессиональной деятельности учителя. Позитивная Я-концепция учителя обеспечивает формирование у школьников чувства психологической защищенности и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважении со стороны учителя. В результате позитивного отношения со стороны педагога происходит рост самооценки школьника, раскрывается его творческий потенциал, а убежденность школьника в собственной ценности дает ему возможность более полно реализовать себя.

Педагогическая имиджелогия является системным и целенаправленным научным направлением, где не может быть ничего случайного, при этом должна учитываться идентификация аудитории с той или иной частью воздействующего сообщения на аудиторию. Педагогическая имиджелогия не сможет заменить реалий, а только помогает учителю усилить позитивные стороны и сделать незаметными отрицательные. Наиболее важными компонентами формирующими имидж учителя являются профессиональная компетентность педагога и эрудиция, педагогическая рефлексия, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление и импровизация, педагогическое общение, педагогическая техника.      В настоящее время наблюдается становление имиджелогии как новой научно-прикладной области знания, возникающей на стыке психологии, экономики, социологии, философии, культурологии, костюмологии и других, о чем свидетельствует, с одной стороны, рост научных и научно-популярных публикаций по проблемам имиджа, с другой стороны, введение категории "имидж" в понятийный аппарат различных наук. Педагогическая имиджелогия изучает закономерности формирования, функционирования и управления имиджем учителя как профессионала. Развитие данной науки направлено на раскрытие общего, особенного и единичного в онтологии всех видов имиджей и не может быть сужено до представлений как о феномене массовой коммуникации или науки о личном обаянии.

Технология развития имиджа учителя как специалиста-профессионала представлена авторской системой специальных курсов «Педагогическая имиджелогия», «Педагогическая конфликтология», «Основы полемического мастерства», «Риторика для учителя», которая позволяет поэтапно решать указанные задачи.

В педагогической имиджелогии используются наиболее эффективные методы, пути и средства воздействия на аудиторию. Психологический инструментарий представляется наиболее значимыми и важными методами позиционирования, манипулирования, эмоционализации, детализации, метафоризации, акцентирования информации, вербализации, визуализации, дистанционирования, опроса общественного мнения, внедрения моделей восприятия, нейролингвистического программирования и другие.

Работа по формированию имиджа учителя нами представляется в виде следующей модели: определение требований аудитории, определение сильных и слабых сторон объекта, формирование образа и подведение характеристик под требования аудитории, перевод требуемых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную форму, так как сообщения в таком виде более достоверно оцениваются аудиторией.

Достоверность и обоснованность научных результатов, полученных в исследовании, обеспечивается методологическими подходами к пониманию имиджа как социально-психологического феномена; соответствием научного аппарата объекту, предмету и задачам исследования, адекватных поставленным исследовательским задачам, длительностью, планомерностью и цикличностью опытно-экспериментальной работы, позволившей провести тщательный количественный и качественный анализ хода и соответственно результатов исследования; сопоставлением исследуемых групп учителей и преподавателей вузов и массового опыта с достигнутыми позитивными изменениями педагогов по важнейшим показателям исследуемого нами феномена.

Научная новизна настоящего исследования состоят в дальнейшем развитии социально-психологической теории профессионального имиджа. Полученные результаты в своей совокупности содержат решение этой крупной и важной проблемы:

- осуществлено теоретическое обобщение крупной научной социально-психологической проблемы онтологии имиджа личности специалиста-профессионала, проанализированы и сопоставлены положения наиболее известных теорий личности с позиции восприятия людьми друг друга;

- в теоретическом плане сделан вклад в дальнейшее развитие понятийного аппарата социальной психологии, сформулировано новое содержание понятий «имидж», «имидж учителя», «педагогическая имиджелогия», «технология имиджа»;

- выявлены детерминанты онтологии, феноменологии и генезиса имиджа;

- раскрыта природа и типология имиджа как социально-психологического явления;

- формирование имиджа педагога раскрывается через формирование Я-концепции как способа поведения и оценки учителя себя самим;

- впервые разработана технология формирования имиджа учителя и элементы его построения;

- разработан психологический инструментарий в имиджелогии и особенности его использования в практической деятельности учителя;

- разработаны и представлены методики диагностики и изучения педагогического имиджа;

загрузка...