Delist.ru

Социально-психологические основы имиджа учителя (14.11.2006)

Автор: Калюжный Анатолий Афанасьевич

Калюжный Анатолий Афанасьевич

СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ИМИДЖА УЧИТЕЛЯ

Специальность 19.00.05 – социальная психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Ярославль-2006

Работа выполнена на кафедре социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова

Научный консультант - Заслуженный деятель науки РФ,

доктор психологических наук,

профессор Новиков Виктор Васильевич

Официальные оппоненты: доктор психологических наук,

профессор Забродин Юрий Михайлович

доктор психологических наук,

профессор Кашапов Мергаляс Мергалимович

доктор психологических наук,

профессор Шамионов Раиль Мунирович

Ведущая организация - Государственное образовательное учреждение

«Тверской областной институт усовершенствования учителей»

Защита состоится « 09 » февраля 2007 года в 10-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.002.02 в Ярославском государственном университета им. П.Г.Демидова по адресу: 150057, г. Ярославль, проезд Матросова, 9.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.

Автореферат разослан « 09 » января 2007 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета Клюева Н.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы и проблема исследования. Исследование проблемы имиджа социального субъекта приобретает в последнее время все большую практическую и теоретическую значимость в свете тех преобразований, которые происходят во всех отраслях жизни нашего общества. Понятие имиджа является важным для многих сфер практики: социальных институтов, рекламы, маркетинга, массовых коммуникационных процессов, менеджмента и др. Исследование имиджа представляет интерес и для социальной психологии, а именно, сферы социальной перцепции, которая включает в себя всю область процессов восприятия социальных объектов от людей до социальных групп и общностей. Только психологи, имея в арсенале соответствующие методики, могут исследовать сформированный образ, оценить степень влияния различных факторов на его формирование, изучить систему категорий, которыми пользуются различные группы в процессе социальной перцепции. При этом особо определяется задача выделения психологической сути феномена имиджа, прослеживания связей с другими общепсихологическими и социально - психологическими понятиями. Трудность обобщения эмпирических данных состоит еще и в том, что имидж традиционно употребляется в нескольких контекстах: имидж человека (чаще всего политического деятеля), имидж фирмы, имидж товара и т.п., причем в зависимости от этого контекста выделяются особенности, свойства, дается собственное определение.

Работа с имиджем, с этой точки зрения, это ответ на желания населения, поскольку его основные составляющие должны соответствовать идеализации, свойственным на этот период аудитории.

Специалисты по имиджелогии необходимы везде, а школе - в первую очередь. Необходимо не только теоретическое обоснование природы, характеристики и типов имиджей учителя, а создание самого инструментария формирования педагогического имиджа учителя, вооружение каждого учителя методиками изучения своего профессионального имиджа.

В социальной психологии имидж сегодня занимает важнейшее место. Определение категории имидж должно аккумулировать в себе элементы онтологии, то есть отражение содержания объекта, гносеологии - ступенями его познания и активного действия – управления процессами формирования имиджа. В имиджелогии понятие имидж – центральная гносеологическая проблема, от решения которой зависят все другие ее теоретико-прикладные и технологические работы (А.Ю.Панасюк, Е.Б.Перелыгина, Е.А.Петрова, Г.Г.Почепцов, В.М.Шепель).

Продуктивное решение названной проблемы предполагает многоуровневое постижение как феноменологии, так и самой сущности межличностного взаимодействия людей и познания человеком друг друга в процессе совместной жизнедеятельности. Очевидно, что межличностное познание, обладая всеми свойствами на уровне общего, то есть теми, которые присущи вообще их познанию действительности, имеет свои собственные характеристики (А.А.Бодалев).

На уровне отражения человеком предметного мира его познанию, о чем справедливо свидетельствуют исследования в социальной психологии, присущи предметность, константность, целостность, обобщенность, структурность. Эти же свойства отчетливо проявляются, когда один человек в различных сферах познания отражает другого человека (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, В.М.Бехтерев, Б.А.Еремеев, Д.В.Журавлев, В.Н.Куницына, В.А.Лабунская, А.П.Нечаев, В.Н.Панферов, И.А.Сикорский и др.).

Изучение содержания основных работ, относящихся к психологии познания людьми друг друга и выполненных известными психологами в последнее время, позволяет четко увидеть определенные тенденции, характеризующие развитие этого оригинального направления. Таким образом были прослежены в сравнении особенности восприятия людьми человеческого лица и просто предмета (А.М.Зимичев, В.Н.Парфенов), раскрыты изменения, происходящие в восприятии и понимании другого человека на протяжении различных возрастных этапов жизни человека (Г.Ф.Гусева, С.В.Кондратьева, В.Н.Куницына, Р.А.Максимова, А.А.Русалинова, М.П.Тихонова, И.А.Шихина и многие другие), раскрытие влияния приобретенной человеком профессии на восприятие им других людей и формирующиеся понятия об их личности (А.С.Егоров, В.М.Раздобудько, Н.Ф.Федотова и др.), выявлены психологические условия, облегчающие или замедляющие складывание у человека эталонов и возрастных и профессиональных стереотипов, которые воздействуют на восприятие им внешнего облика других людей и на социально-психологическую интерпретацию этого облика (А.А.Бодалев, В.Н.Куницына, В.Н.Лозовцева, В.М.Сенченко и др.).

Появился целый цикл работ, раскрывающих специфику и характер психического отражения людьми друг друга, а также зависимости, связывающие особенности этого отражения с их отношениями или поведением. Большая часть работ этого направления отражает психологические механизмы поведения человека и прочтения окружающими этого человека людьми (Е.Ф.Бажин, В.А.Лабунская, Х.Миккин, К.Д.Шафранская, П.М.Якобсон и др.). При этом особое внимание было уделено изучению особенностей прочтения вербального поведения человека по сравнению с невербальным, когда необходимо было оценивать его личность (С.С.Галагудзе, Н.П.Ерастов, А.А.Леонтьев, В.Х.Манеров, А.К.Никитченко и др.), а также выяснению характера влияния на восприятие человеком других людей чувств, испытываемых им по отношению к этим людям (В.И.Зацепин, В.Н.Князев, Я.Л.Коломинский, В.Б.Ольшанский, Л.А.Петровская, Л.И.Мнацаканян, А.Г.Рузская, Л.Б.Филонов, В.Ф.Шендрик и др.), исследованию особенностей восприятия людьми друг друга, формирующихся у них друг о друге представлений памяти, образов воображения и изменений в них происходящих в зависимости от специфики деятельности, которая объединяет людей и программирует для каждого из них определенные роли (Г.М.Андреева, Г.Д.Долинский, А.А.Кроник, Н.Н.Обозов, А.В.Петровский, Л.И.Уманский, А.С.Чернышев, А.И.Щербаков и др.), исследованию структуры имиджа предприятия и факторов его формирования (И.Ю.Никольская), содержания, функций и мотивации построения имиджа личности (С.В.Яндарова), а также изучаются структура, половозрастные особенности восприятия и технологии формирования имиджа учителя (Н.М.Шкурко), влияние Я-концепции на формирование конгруэнтного имиджа личности (Е.М.Забазнова) и др.

Особо необходимо выделить психологические работы, направленные на выявление и сознательное формирование у человека различной профессиональной сферы характеристик, делающих его знатоком других людей (А.С.Золотнякова, В.А.Кан-Калик, Г.А.Ковалев, С.В.Кондратьева, Л.А.Петровская и др.).

Проблема профессиональной направленности занимает одно из центральных мест в психологии профессиональной деятельности, где всесторонне рассматриваются состояния, свойства и самочувствия личности (К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, Л.А.Головей, Л.Г.Дикая, А.И.Донцов, Ю.М.Забродин, А.В.Карпов, М.М.Кашапов, Н.В.Клюева, А.А.Крылов, Е.А.Климов, А.Н.Леонтьев, Г.С.Никифоров, В.В.Новиков, Ю.П.Поваренков, А.А.Реан, А.Л.Свенцицкий, В.Д.Шадриков и др.)

Становление личности – процесс преобразования природы и общества. Обретение уверенности в себе, зеркальное отражение социально-экономических условий в сознании личности актуализирует спрос на «реализованную личность». Все это обусловливает формирование объективной потребности у личности найти достойную форму проявления своей внутренней сути. В качестве таковой, как нам представляется, и выступает имидж. Востребованность имиджелогии определяется закономерным возрастанием роли межличностного общения в жизни общества. Чем ярче личность реализовывает себя социально, тем значительнее перспектива общества, и чем ярче личности в обществе, тем оно само становится колоритнее. Сегодня велико осознание личностью ценности для нее человеческого и общественного признания, особенно для ее душевного спокойствия и удовлетворения собственной жизнью. Практически это проявляется в расширении ее коммуникационных связей с людьми, в росте рейтинга ее общественного признания. Поэтому имидж сегодня – это инструмент общения, актуальный запрос общества и личности.

Очевидно, что на сегодня общепринятого определения имиджа нет, хотя сделаны определенные попытки определить его как «визуальный образ» (В.М.Шепель), «мнение» (А.Ю.Панасюк), «символический образ субъекта» (Е.Б.Перелыгина), «как категория, универсально применимая к любому объекту» (Е.А.Петрова), «как специфическое единство типичных признаков, управляющих индивидуальным, групповым и массовым сознанием» (В.Я.Белобрагин, Д.В.Журавлев) и другие. Самым распространенным является определение имиджа как сложившегося в массовом сознании и имеющего характер стереотипа эмоционально окрашенного образа кого-либо или чего-либо.

Имидж возникает только тогда, когда его объект-носитель становится публичным, то есть когда есть субъекты его непосредственного или опосредованного восприятия, это есть продукт социальной перцепции. Применительно к содержанию имиджа человека речь идет об интеграции его социальных, профессиональных, психологических и собственно относящихся к внешнему облику характеристик. При этом имидж складывается на основе тех отдельных впечатлений, которые производит человек на окружающих в результате его наблюдения, общения и взаимодействия, и на основе тех мнений, которые передаются по коммуникативным каналам.

Принимая решения в условиях дефицита информации, а в ряде случаев из-за отсутствия времени, а то и просто нежелания думать, мы заменяем построение сложного и углубленного портрета человека его имиджем – знаковым заменителем, отражающим его основные черты. Это могут быть и черты, которые хотят из нас спроецировать. Опора на собственный имидж нужна сегодня в каждой профессии.

загрузка...