Delist.ru

Автоматизация процессов управления выпуском продукции и контроллинг ресурсов проектов на строительном предприятии полного цикла производства ЖБИ (14.08.2009)

Автор: Пермяков Андрей Анатольевич

?????????Ue?ѕ

??????Ue

??????1

производственной программы - это связующее звено между планированием потребности на верхнем уровне (УПСП) и планированием потребности в материалах. Результат - версия плановых первичных потребностей в производственной программе. Используя функции управления версиями при составлении производственной программы, можно создать и сравнить различные версии плановой первичной потребности в материале. При составлении производственной программы определяются даты и объем потребности в материалах.

Ядро функционала – программа Планирования потребности в материалах. При планировании потребности в материале в ракурсе спецификации сначала вычисляется потребность в готовом изделии. Если запаса недостаточно для покрытия потребности, создается плановый заказ. Выполняется разузлование спецификации планового заказа на готовое изделие. При этом создаются вторичные потребности в узлах. Вторичная потребность рассчитывается с учетом структуры спецификации. На следующем уровне спецификации вычисляется потребность в каждом из узлов. При этом создаются вторичные потребности в сырье. На самом низшем уровне спецификации снова рассчитывается потребность. Если запаса материала или объема поступившего материала недостаточно, то создается плановый заказ (или заявка на материал). Сущность ППМ проиллюстрирована на рис.2.

Базисный срок завершения выполнения планового заказа на готовое изделие рассчитывается исходя из даты потребности, указанной в заказе на готовый продукт. Для определения даты начала выполняется планирование от конечных сроков с использованием данных о длительности производственного цикла из основных записей материалов или технологической карты.

Рис 2. Обзор ППМ и разузлования спецификации

Дата завершения плановых заказов на узлы рассчитывается на основе даты начала выполнения планового заказа на готовое изделие. Для расчета даты начала каждого из этих заказов Система выполняет планирование от конечных сроков. Этот процесс повторяется с заявками на материалы. Для определения даты начала выполнения заказа используется плановый срок поставки из основных записей материалов. При проведении календарного планирования для ППМ определяются сроки заготовки материалов на стороне и время на собственное производство материалов. Календарное планирование заготовки материалов на стороне учитывает время, требуемое отделу закупок, время заготовки материалов поставщиком и время на обработку поступления материала.

Данные по наличной и необходимой мощности создаются при помощи основных данных (основные записи материалов, технологические карты и рабочие места, плановые заказы и производственные заказы). При анализе мощностей в системе сравниваются наличная и необходимая мощности. Необходимые производственные мощности определяются исходя из объемов плановых и производственных заказов. В технологических картах этих объектов описаны операции, которые выполняются на рабочих местах. В обзоре мощностей рабочего места вводятся формулы для расчета системой требуемых производственных мощностей. Планирование операций сетевого графика строительного проекта является центральной функцией балансировки мощностей. Операции планируются на то время, когда мощности позволяют выполнение данной операции. Система может так спланировать последовательность операций, что общее время наладки окажется минимальным. При календарном планировании мощностей операции планируются с учетом текущей загрузки мощности для запланированных операций на рабочих местах и оставшейся наличной мощности.

В главе разработан алгоритм расчета номенклатурного графика формовочной линии с учетом имеющегося парка форм, загруженности линий с использованием функциональности ERP SAP-R/3. Его схема приведена в диссертации.

В третьей главе рассмотрены методы реинжиниринга бизнес-процессов управления производством и управления проектами строительства, предложены алгоритмы их интеграции в единую систему на базе логики общих основных данных с помощью инструментария функциональности ERP SAP-R/3. Данная интеграция была осуществлена впервые именно в проекте полномасштабной автоматизации предприятия Домостроительного комбината №2 г. Москвы и является основной уникальной частью данной работы.

Концептуальная модель данных для системы управления производством представлена на рис. 3. Далее подробно рассмотрены основные бизнес-процессы.

Составление производственной программы на основе потребностей объектов строительства. Цель производства завода железо-бетонных конструкций (ЖБК) – обеспечение объектов строительства железобетонными изделиями. Производственная программа составляется исходя из задания на монтаж домов. Общая потребность ЖБИ рассчитывается исходя из поэтажных спецификаций ЖБИ на корпуса и этажей, указанных в задании. В Системе строительные объекты реализованы как проекты модуля Управления проектами (см. рис. 4). Проект имеет иерархическую структуру, состоящую из элементов Структурного Плана Проекта (СПП элементов), отражающую основные этапы проекта, сетевых графиков, содержащих отдельные операции. Операциям сетевых графиков проекта присваиваются компоненты (железобетонные изделия, технологические связи и др.), необходимые для выполнения операций, с указанием количества и дат потребностей. В результате сохранения проекта в системе создаются документы резервирований на необходимые компоненты. Потребности объектов строительства в ЖБИ в виде резервирований в системе проектов являются основой для составления производственной программы.

Целью планирования производства является составление номенклатурных графиков выпуска изделий для обеспечения потребностей строительных объектов и планов комплектации цехов основного производства технологическими материалами. Номенклатурные графики производства составляются исходя из потребностей строительных объектов, определяемых из заданий на монтаж домов на месяц/год и спецификаций для каждого формовочного цеха/производственной линии исходя из технологических процессов производства ЖБИ, согласно которым каждая марка ЖБИ изготавливается на определенной формовочной линии.

Рис. 3. Концептуальная модель данных для управления производством

Рис 4. Связь проекта с оргструктурой ERP-системы

Для решения задачи разработана специальная формирования номенклатурного графика производства ЖБИ разработана программа, которая обрабатывает плановые заказы, созданные при выполнении ППМ для определенной производственной линии/участка (каждая марка ЖБИ по умолчанию изготавливается на определенной линии согласно техпроцессу). Данная программа для каждой марки ЖБИ сформирует плановые заказы производства на каждый день (при годовом планировании на месяц), которые обеспечивают выполнение производственной программы с учетом указанных ограничений. Далее запускается одна из основных функциональностей модуля Управления производством – программа Планирования потребности в материалах (ППМ), которая:

вычисляет потребность для каждого материала;

выполняет календарное планирование с целью вычисления начального и конечного сроков для проектов заказов на поставку;

создает проект заказа на поставку на количество, равное рассчитанному объему заготовки, на дату, определенную при календарном планировании;

для каждого проекта заказа на поставку узла система выполняет разузлование спецификации и определяет вторичную потребность, для которой цикл выполнения ППМ повторяется.

При этом существует две области видимости планирования и видимости данных по материалам – это оргструктуры завод «Строительство» и завод «Производство». Соотвественно готовое изделие, произведенное на заводе «Производство» (ЖБИ) из первичных материалов является первичным материалом для области «Строительство». На рис. 5 приведена схема бизнес процесса «Долгосрочное планирование основного производства на год».

В зависимости от срока планирования применяется годовое планирование производства, планирование на месяц и оперативное планирование.

Отпуск материала осуществляется автоматически при подтверждении выпуска ЖБИ с применением точек подсчёта на линии. К каждой операции сетевого графика присвоены соответствующие компоненты и работы, т.е. к операции по изготовлению арматуры –присвоен металл из которого изготавливается арматурные каркасы и сетки, для операции по изготовлению бетона – компоненты бетона и т.д. При этом Система автоматически рассчитывает расход материалов для каждого цеха пропорционально подтверждаемому объему производства на основе количества компонентов спецификации. Система проводит отпуск материала и выполняет контировку затрат по расходу материала на коллектор производственных затрат изготавливаемого ЖБИ. В основе компонента учета затрат Системы находятся так называемые коллекторы производственных затрат.

Рис. 5. Схема бизнес процесса «Долгосрочное планирование основного производства на год».

Данные объекты собирают по каждому периоду фактически возникшие затраты. Система рассчитывает загрузку мощностей в производстве пропорционально подтвержденному производственному объему, переносит стандартное время операций для каждой единицы продукта из календарно-плановых нормативов и рассчитывает соответствующую общую длительность операций, затем определяет затраты, используя тарифы.

Система управления проектами не имеет собственной организационной структуры, она включается в существующую структуру других модулей путем присвоения организационным единицам ссылок на объекты других подсистем, благодаря чему система может представлять данные четко и разными способами (см. рис. 5). Стандартный структурный план проекта – унифицированный структурный план проекта, который можно использовать многократно и который служит в качестве шаблона для создания оперативных структурных планов проекта. Структурный план проекта (дальше просто проект) в Системе - это модель работы, выполняемой в рамках проекта, организованная в иерархическую структуру. Под проектом в системе понимается проект по строительству жилого дома (корпуса). Сетевые графики используются как основа для планирования, анализа, управления и контроля календарных планов, сроков и ресурсов. Сетевой график привязывается к СПП-элементу и включает в себя операции. Операция является объектом с большим количеством управляющих параметров: ключ активации набора параметров управления, ссылки на рабочие места, ссылки на спецификации, управление потребляемыми мощностями, формулы расчета затрат в зависимости от потребленных ресурсов и.т.д. Далее рассмотрены основные бизнес-процессы.

Ведение проектов строительства. Ведение структурного плана проекта состоит в том, чтобы создать и поддерживать в актуальном состоянии структурную основу для планирования и учета сроков, материалов, ресурсов, выручки и затрат. Структурный план проекта строительства в долгосрочном горизонте совпадает со структурным планом оперативного проекта строительства, далее плавно переходит в оперативный при помощи уточнения данных.

По мере появления технической документации проект строительства должен уточняться с тем, чтобы к месячному планированию начала строительства в проекте содержались все данные с точностью, позволяющей достаточно точно спланировать сроки, мощности, материалы, производство ЖБИ, рейскомплекты и прочие текущие планы строительного производства.

Структурный план проекта строительства формируется в соответствии со следующими принципами и в следующей последовательности уровней – см. рис. 6, на рис. 7 представлен процесс ведения стандартных сетевых графиков, на рис. 8. - процесс ведения проектов.

Рис. 6. Структура оперативного проекта.

Рис. 7. Схема бизнес процесса «Ведение стандартных сетевых графиков

Рис. 8. Схема бизнес-процесса «Ведение структурного плана проекта строительства»

С календарным планированием тесно связана задача планирования мощностей строительных потоков и распределения работ между бригадами. В процессе планирования мощностей определяются виды работ и рабочие места, на которых выполняются эти работы в операциях сетевого графика. При календарном планировании с помощью системы определяется необходимая мощность для данного проекта. Возможно произвести перерасчет требуемой мощности относительно наличной мощности по каждому рабочему месту. Долгосрочное планирование производится на уровне обобщенных операций сетевого графика, оперативное – на уровне детальных. На рис. 9 представлен процесс «Долгосрочное планирование сроков и мощностей монтажа».

Как видно из схемы, этот процесс включает согласование с подсистемой Управления производством.

Рис. 9. Схема бизнес-процесса «Долгосрочное планирование сроков и мощностей монтажа»

Планирование материалов представляет собой планирование потребностей производства строительных работ в материалах (ТМЦ) с целью обеспечения строительного производства материалами и формирования лимитов их отпуска на объект. Планирование материалов в Системе производится посредством компонентов материалов, присваиваемых операциям сетевых графиков. В проекты долгосрочного строительства из образцов попадает полная номенклатура материалов в виде компонентов материалов, являющихся стандартными «узловыми» материалами со спецификацией. Прогон планирования потребностей в материалах (ППМ) для долгосрочного планирования производит разузлование автоматически, что позволяет составить план закупок и план производства для материалов, содержащихся в стандартных спецификациях. По завершению планирования материалов в Системе Управления проектами выполняется процесс ППМ в Системе Управления производством, в результате которого составляется план закупок и план производства для первичных материалов (процесс “Планирование потребностей материалов на год с учетом графика выпуска ЖБИ”). На рис. 10 представлено планирование материалов в долгосрочной и оперативной областях.

Рис. 10. Схема бизнес-процесса «Планирование материалов»

Все описанные выше процессы находят отражение в Календарном планировании (рис.11).

Для процесса Планирования затрат и себестоимости проектов базисом для расчета плановых затрат являются сформированные количественные (планирования сроков и мощностей, планирования материалов) и ценовые структуры (плановые тарифы собственных работ, плановые цены на материалы). После деблокирования проекта становится возможным проведение фактических данных по проекту. Фактические данные фиксируются по иерархии проекта снизу вверх при подтверждении операций сетевых графиков при заданных тарифах, сроках, нормах расхода и т.д.

загрузка...