Delist.ru

Защита подходных каналов морских портов от заносимости (13.11.2007)

Автор: Губина Надежда Андреевна

В заключении на основании проведенных в настоящей работе исследований были проанализированы основные итоги работы и сформулированы общие

Существует необходимость в разработке методики расчета объемов заносимости морских подходных каналов и рекомендаций по их проектированию, отвечающих современному представлению о гидролитодинамических процессах береговой зоны моря. Методика расчета и рекомендации по проектированию должны учитывать компоновку и тип оградительных сооружений порта, а также природно-климатические условия конкретного района строительства.

Результаты исследований выявили особенности явления заносимости подходных каналов у входа в порт при их защите одиночными или сходящимися молами, которые совпали с данными натурных наблюдений. Процесс заносимости канала у входа в порт связан с потоком наносов, перемещающихся вдоль внешней стороны мола. Заносимость подходного канала происходит под совместным действием продольного и поперечного потоков

Результаты численного моделирования позволили определить объем аккумуляции наносов в подходном канале от воздействия шторма наиболее опасного направления определенной обеспеченности. При этом была количественно оценена роль потока наносов вдоль мола в общем объеме заносимости канала. Установлено, что в зависимости от длины оградительного сооружения меняется соотношение объемов, связанных с потоком различных направлений. Также определена зависимость между объемом отложений в подходном канале и длиной мола при соответствующих гидролитодинамических условиях района.

Результаты исследований совпали с натурными данными и показали, что использование только одиночного мола не является достаточно эффективным способом защиты подходного канала от заносимости. Даже при значительном увеличении длины мола сохраняется заносимость подходного канала в результате обтекания наносами головы мола. По этой причине требуются комбинирование мола с аккумулирующей прорезью в целях снижения затрат на поддержание навигационных глубин.

Исследования подходного канала при комбинированном способе защиты от заносимости показали эффективность предложенного метода, являющимся новым техническим решением. Они позволили определить оптимальные размеры и взаимное расположение мола и ловушки. В зависимости от ветроволновых условий района строительства мол оптимальной длины прерывает весь береговой поток наносов, а габаритные размеры ловушки соответствуют параметрам разрывного течения. В этом случае заносимость подходного канала будет минимальной, а стоимость обоих сооружений наименьшей.

При наиболее распространенной компоновке портовых сооружений, включающей симметричное ограждение молами подходного канала, предусматривается аналогичная комбинированная схема защиты с использованием симметричного расположения ловушек. Ловушки должны быть расположены у голов оградительных молов с учетом локальных размывов морского дна.

Предложенный комбинированный способ защиты подходного канала от заносимости может быть применен в случае конструкции мола вертикального профиля. Внедрение этого способа в практику позволит существенным образом сократить заносимость подходных каналов, снизить объемы дноуглубительных работ, а, следовательно, и затраты на поддержание проектных глубин.

У головы мола наблюдается размыв донного основания, что объясняется локальной интенсификацией в этой области динамических процессов. Это обстоятельство необходимо учитывать при проектировании конструкций оградительных сооружений, в том числе в принятии ряда защитных мер от размывов дна у оснований молов.

На основании выполненных аналитических и экспериментальных исследований были разработаны рекомендации по проектированию подходных каналов с целью использования их в инженерной практике. Рекомендации включали состав инженерных изысканий, предшествующих началу проектных работ, проведение комплексного исследования в виде научного сопровождения на стадии проектирования и выбора оптимального варианта; а также защиту подходного канала от заносимости.

Основное содержание диссертации опубликовано в работе:

Губина Н.А. Использование аккумулирующих прорезей для защиты морских подходных каналов от заносимости. // Гидротехническое строительство,

загрузка...