Совершенствование методов обоснования параметров транспортного обслуживания населения по автобусным маршрутам регулярных перевозок (13.05.2010)
Автор: Антонов Михаил Николаевич
АНТОНОВ Михаил Николаевич Совершенствование методов обоснования параметров транспортного обслуживания населения по автобусным маршрутам регулярных перевозок (05.22.08 - Управление процессами перевозок) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук Москва – 2010 Работа выполнена на кафедре «Автомобильные перевозки» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Научный руководитель: доктор технических наук, доцент Блудян Норайр Оганесович. Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор Спирин Иосиф Васильевич. кандидат технических наук, доцент Майер Курт Альбертович. Ведущая организация: ГУП «МосгортрансНИИпроект» Защита состоится «18» июня 2010 в 10 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.126.06 ВАК РФ при Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ) по адресу: 125319 ГСП А-47, г. Москва, Ленинградский проспект, д.64, аудитория 42. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Текст автореферата размещен на сайте Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ): www.madi.ru Автореферат разослан «13 » мая 2010г. Отзывы на автореферат в двух экземплярах, заверенные печатью организации, просим направлять в адрес диссертационного совета. Телефон для справок (499) 155-93-24. Ученый секретарь диссертационного совета кандидат технических наук, доцент Ефименко Д.Б. Общая характеристика работы Актуальность проблемы Процесс развития современного общества требует постоянного повышения качества жизни и благосостояния населения. В свою очередь, это определяет уровень транспортного обслуживания населения. Совершенствованию транспортного обслуживания населения способствует разработка и применение системы государственных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию социальных гарантий и прав граждан в указанной сфере. Современная пассажирская транспортная система должна в максимальной степени обеспечивать потребности населения в передвижениях. В то же время, затраты на функционирование такой системы должны быть оправданы общим вкладом в благосостояние общества. В соответствии с этим современная транспортная система должна включать различные виды и типы пассажирского транспорта и условия их функционирования, соответствовать установленным требованиям по безопасности, экологичности и надежности, быть доступной и удобной для всех слоев населения. Все это ставит задачи повышения уровня транспортного обслуживания населения, разработки критериев и методик оценки уровня транспортного обслуживания населения, моделирования и прогнозирования пассажиропотоков. Цель и основные задачи исследования Целью работы является повышение эффективности планирования производственной деятельности пассажирских автотранспортных предприятий за счет разработки и использования робастных методов моделирования и прогнозирования пассажиропотоков. Для достижения данной цели в работе последовательно в четырех главах поставлены и решены следующие задачи: Системный анализ основных показателей и факторов, определяющих транспортную подвижность населения и интегральную транспортную доступность. Анализ методик формирования рациональной структуры парка подвижного состава. Классификация и структуризация системы критериев оценки эффективности транспортного обслуживания населения. Разработка методов и моделей экспертной оценки показателей эффективности. Факторный анализ системы показателей минимальных социальных стандартов транспортного обслуживания населения (МССТОН) с выделением главных компонентов. Разработка модели оценки временных характеристик транспортного обслуживания пассажиров и переходных вероятностей между группами населенных пунктов с учетом пересадочности. Разработка имитационной модели наполняемости транспортного обслуживания по линейному и кольцевому маршрутам в условиях стохастической неопределенности и расчетных соотношений для оценки характеристик маршрута. Методы исследования При разработке формальных моделей компонентов в диссертации использовались методы общей теории систем, классический теоретико-множественный аппарат, теория графов, методы математического программирования, имитационное моделирование. Системный анализ деятельности проводился на базе реальных статистических данных, обработанных с использованием методов факторного, кластерного, канонического и других методов многомерного статистического анализа. |