Delist.ru

Автоматизация поддержки управленческих решений при организации наукоемкого производства на основе гибкой обратной связи (11.01.2013)

Автор: Краснов Юрий Алексеевич

где: Можид(f) - математическое ожидание функции f(t);

D(f) - дисперсия функции f(t);

v - коэффициент вариации функции f(t).

Таким образом, в случае экспоненциального распределения исходной случайной величины (пробег до отказа) математические ожидания будут равны, и проведение какой бы то ни было коррекции в сторону увеличения будет неверным. В то же время, для случайных величин с малым коэффициентом вариаций (например, нормальный закон с v=0.1) величина Можид(p) будет отличаться от (искомой) величины Можид(f) почти в 2 раза.

Описательные статистики (Tab_отк_1)

). Коэффициент корреляции равен всего 0.44.

. Блочная модель системы

Блок входных данных моделирует случайные воздействия, поступающие на вход стохастической модели дискретной системы. Блок модели функционирования системы преобразует входные данные в результаты, блок обработки результатов предназначен для анализа выходных данных. Моделирование входных воздействий заключается в выборе модели данных, учитывающей статистические особенности входных воздействий, и генерации случайных воздействий согласно построенной модели. Эта информация поступает на вход системы поддержки принятия решений (СППР) и является основой для принятия управленческих решений.

В третьей главе диссертации разрабатывается иерархическая модель системы организации управления наукоемким производством с гибкой обратной связью.

, определяется состоянием внутренней среды. Модель представляется кортежем

. Программа достижения цели Pi, имеет ряд последовательных этапов, реализация каждого из которых также должна предполагать наличие управляющих решений, выбор которых определяется как оценкой системного ресурса, так и состоянием вычислительной (внутренней) среды системы. В обоих случаях выбор управляющего решения связан с оценкой исходов его применения.

Обобщением подходов к проектированию и эксплуатации сложных систем можно считать следующие требования: адаптация к пользователю в психологическом аспекте; адаптация к пользователю в физиологическом аспекте; адаптация к физической среде деятельности; управление человеком относительно условий его деятельности и решаемых в сфере информационного обслуживания. Реализация перечисленных требований может осуществляться только при наличии в системе средств адаптации к пользователю, что предполагает комплексный анализ среды, в которой протекает деятельность человека.

. Взаимодействие основных компонентов системы управления с обратной связью

Перечисленные свойства задач, как правило, не позволяют использовать традиционные методы моделирования и управления. Многослойная модель ситуационной сети снимает ряд проблем, связанных с учетом данных свойств, посредством компактного описания и представления знаний о задачах и возможности реализации квазиоптимальных алгоритмов выбора управляющих решений.

анализ исходной проблемы синтеза технологии управления в АСУ, формирование исходных данных, построение концептуальной модели функционирования ОС;

. Обобщенная схема структурно-функционального синтеза технологий управления.

1. формирование комплексной аналитико-имитационной модели исследуемой системы и ее структуры, для определения и формализации элементов и подсистем, их структурных и функциональных взаимосвязей и зависимостей между ними;

2. формализация задачи синтеза технологии управления;

3. алгоритмизация и программирование имитационной модели;

4. алгоритмизация и программирование аналитической модели;

5. подготовка и корректировка исходных данных для аналитических и имитационных моделей;

6. интерактивное взаимодействие на различных этапах синтеза технологии управления и планирование вычислений;

7. интерактивное решение задач синтеза технологии управления с использованием аналитических моделей;

8. анализ и синтез вариантов структурного построения с использованием имитационных моделей;

9. взаимодействие аналитических и имитационных моделей при совместном их использовании для решения исходной задачи синтеза технологии управления;

10. получение и анализ промежуточных результатов оптимизации;

11. коррекция процедур оптимизации технологии автоматизированного управления;

12. получение и анализ промежуточных результатов имитационных экспериментов;

13. коррекция имитационных экспериментов в результате анализа промежуточных или окончательных данных;

14. формирование и выдача ЛПР результатов синтеза технологии управления;

15. анализ полученных результатов, принятие решений относительно окончания (продолжения) процесса синтеза технологии управления.При необходимости этапы 6,12,14 могут повторяться в ходе итеративной процедуры поиска наилучшего варианта управления организационной системой. Учет факторов неопределенности воздействия внешней среды на синтезируемую систему, а также ряд важнейших пространственно-временных, технических и технологических ограничений осуществляется алгоритмически с использованием детерминированных и стохастических динамических имитационных моделей.

Далее на основе предложенной модели управления с гибкой обратной связью и модели преобразования технологического графа (1) в работе решается задача оптимизации организационной структуры с использованием оригинального эвристического алгоритма:

1. Вычисляется примерное количество узлов в дереве структуры:

При равном распределении потоков между n узлами графа структуры минимум затрат на содержание ОС достигается при количестве узлов равном n*.

2. Определяется «эталонный» поток L:=LT/n*, приходящийся на один узел.

3. Выполняется последовательное добавление в граф структуры узлов таким образом, чтобы контролируемый ими поток был как можно ближе к эталонному потоку L до тех пор, пора каждая связь технологического графа не будет контролироваться одним из узлов графа структуры.

В работе показано, что наиболее общий подход к моделированию бизнес-процессов и организационных структур представляет имитационное моделирование на основе сетей массового обслуживания (СеМО) с точки зрения оценки эффективности временных и качественных характеристик реализации технологического графа производственной деятельности. Технологический граф представляет самый верхний уровень. Бизнес процессы реализуют все этапы технологического графа. Каждый этап бизнес-процесса параметризован временными показателями и показателями качества, которые зависят от исполнителя (кадровый состав). Таким образом, исполнители являются самым нижним уровнем и по терминологии СеМО представляют обслуживающий аппарат. Если времена параметризуются случайными величинами, то для такой постановки подходит аппарат вложенных СеМО. Оптимизационная задача при этом состоит в распределении кадров по этапам бизнес процессов.

В данной постановке, предусматривается замена части сети внутри блокированного контура одной системы массового обслуживания (СМО) со временем обслуживания, равным времени пребывания заявки в блокированной части сети, как “вложенной” в данную СМО.

При проведении экспериментов по аналогии с классификацией Кендалла введены следующие обозначения:

A|B|C|D|E

загрузка...