Delist.ru

Повышение эффективности системы утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств "АВТОРЕЦИКЛИНГ" в крупном городе (10.11.2009)

Автор: Трофименко Константин Юрьевич

выполненный анализ организационно-законодательных и экономических особенностей систем «Авторециклинг» разных стран мира;

алгоритм формализации структуры системы «Авторециклинг»: определения типовых элементов системы, их системных функций и закономерностей взаимодействия;

методики реконструкции и прогнозирования материальных и финансовых потоков в субъектах системы «Авторециклинг», оценки эффективности ее функционирования;

результаты вычислительного эксперимента по идентификации (реконструкции) материальных и финансовых потоков в субъектах системы «Авторециклинг» в г. Москве;

результаты натурного эксперимента по оценке свойств отходов шредерной переработки остовов ВЭТС на заводе ОАО «ПК Втормет»;

разработанная динамическая имитационная модель, результаты прогнозирования материальных и финансовых потоков в субъектах системы «Авторециклинг» в г. Москве при вариации модельных параметров развития по трём сценариям;

установленные закономерности влияния различных факторов на эффективность функционирования системы «Авторециклинг» крупного города по утилизации ВЭТС при разных сценариях развития;

рекомендации по повышению эффективности системы «Авторециклинг» на перспективу.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждены и одобрены на заседании кафедры «Менеджмент» МАДИ (ГТУ) в октябре 2009 г., на научно-технической конференции «4-е Луканинские чтения» в 2009 г., на международном Логистическом Форуме в 2007 г.

Реализация результатов работы. Основные результаты исследований предложены к использованию Департаменту природопользования и охраны окружающей среды Правительства г. Москвы, Министерству транспорта Московской области, Министерству экологии Московской области, Администрации Люберецкого муниципального района Московской области, ОАО «ПК Втормет», ООО «Эко-Рециклинг», ОАО «ГУП Экономика».

(2007).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 печатных работ, из которых 2 в центральных лицензированных ВАК изданиях (по транспорту).

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, общих выводов и рекомендаций, приложений. Текст диссертации изложен на 188 страницах, включая 33 рисунка, 28 таблиц и приложения. Список литературы включает 139 наименования отечественных и зарубежных авторов.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении работы обосновывается актуальность темы, цель работы, научная новизна и излагаются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе для определения вектора дальнейших исследований проводится анализ состояния вопроса по трем направлениям: проведенные исследования в области технологий и организации процессов утилизации ВЭТС, положение дел в рассматриваемой сфере в зарубежных странах, и существующие методы оценки эффективности систем «Авторециклинг». При этом система «Авторециклинг» рассматривается нами как неотъемлемая часть транспортной системы города или региона.

Различные аспекты проблем выявления закономерностей функционирования и развития транспортной системы города или региона были подробно рассмотрены в научных работах ряда исследователей, например, Донченко В.В., Якимова М.Р., Бугроменко В. Н., Гольца Г.А., и других. Настоящая работа посвящена решению одной из этих проблем – проблеме обеспеченности материальными и энергетическими ресурсами при реализации жизненного цикла транспортного средства. Данная проблема может решаться не только путем роста добычи природного сырья, но и путем рециклирования сырья, содержащегося в ВЭТС. Причем последнее может быть предпочтительнее, поскольку рециклинг не предполагает интенсивного разрушения окружающей среды, и часто требует меньше энергии для восстановления свойств, чем тратится на добычу самородного материала.

Как показал анализ публикаций, посвященных созданию и функционированию систем «Авторециклинг», данные публикации можно по своей направленности условно разделить на «технологические» и «законодательно-административные».

«Технологический» подход заключается в описании процессов обращения с ВЭТС и их компонентов в виде технологических цепочек – преобразования вторичного сырья в продукт при помощи определенной последовательности технологических операций, исполняемых на специальном оборудовании. Авторами ряда публикаций, например, Гольцовым О.Н., Бессером А.Д., Сорокиной В.С., Погосяном А.А., Дроздовским В.Ф., Пермяковым Б.Н., Самотохиным В.Н., и рядом других, описываются технологические цепочки утилизации ВЭТС, шин, аккумуляторов и других автотранспортных отходов, которые начинаются с момента сбора отхода и заканчиваются образованием полезного продукта и не перерабатываемых отходов процесса утилизации. В главе приведен обзор основных технологий рециклинга ВЭТС, а также основных компонентов и материалов – изношенных шин, аккумуляторов, автомобильных пластмасс и стекла, масел и антифризов.

Другим встречающимся в публикациях подходом к описанию систем «Авторециклинг» является «законодательно-административный» подход, направленный на совершенствование системы управления процессами рециклинга. Он заключается в представлении процессов утилизации ВЭТС и его компонентов с точки зрения распределения зон ответственности законодательных и контролирующих органов, государственных и коммерческих организаций и частных лиц. Различные организационные проблемы и предложения по их решению для отечественных систем «Авторециклинг» в рамках данного подхода рассмотрены в работах Петрова Р.Л., Трофименко Ю.В., Воронцова Ю.М., Звонова В.А., Кутенева В.Ф., Теренченко А.С., Вишнякова Я.Д., Васляева М.А., Гольцова О.Н., Гурбанова И.В., Мальковского Д.Г., Станкевича О.С. и других. С точки зрения логистических методов, в рамках «законодательно-административного» подхода рассматриваются альтернативные варианты движения информационных и финансовых потоков. Однако в рамках отечественных исследований часто делается это без определения границ системы «Авторециклинг», состава её участников, формализации целевой функции.

Другая ситуация сложилась в промышленно развитых странах. В главе приведены результаты сравнительного анализа систем «Авторециклинг» в Германии, Нидерландах, США, Великобритании, Франции, Японии, КНР, различных странах ЕС, по разработанным в диссертационном исследовании функциональным признакам (вопросам). Они разбиты на три группы и учитывают: технологические показатели (такие как численность образованных ВЭТС, процент рециклированных ВЭТС, численность предприятий-переработчиков различных типов и др.), организационные особенности (отражение организации авторециклинга в законодательстве, снятия АТС с учета, исполнения функций управления системой и др.) и экономические аспекты (источники и механизмы финансирования, финансовые показатели и пр.) построения и функционирования систем.

Последний раздел первой главы посвящен методам оценки эффективности систем «Авторециклинг». Сравнение вариантов организации систем «Авторециклинг» в разных странах было затруднено отсутствием единых параметров эффективности функционирования систем и достоверных методов их оценки. Представляется, что комплексные показатели эффективности системы «Авторециклинг» должны быть получены на основе применения методик оценки: объемов образования ВЭТС; технологических показателей переработки ВЭТС; остаточной стоимости ВЭТС и их компонентов; эффективности цепочек поставок сырья. Перечисленные методики существуют и достаточно хорошо разработаны в трудах Миротина Л.Б., Некрасова А.Г., Ахметова Л.А., Уотерса Д., Джонсона Д., Ландер С., Шелмакова С.В., Комкова В.И., Дьяченко И.И., Андрианова Ю.В. и ряда других отечественных и зарубежных исследователей.

Выполненный аналитический обзор позволил сформулировать следующие задачи исследования:

Теоретическое обоснование рациональной структуры системы «Авторециклинг» крупного города и показателей её эффективности.

Описание структуры системы «Авторециклинг» в г. Москве, реконструкция материальных и финансовых потоков в субъектах системы, оценка эффективности действующей системы.

Оценка влияния различных факторов на показатели эффективности системы «Авторециклинг» при разных сценариях ее развития. Обоснование путей повышения эффективности системы «Авторециклинг».

Вторая глава работы носит теоретический характер и включает:

использование системного подхода для формализации организационной структуры, определении типовых элементов системы «Авторециклинг», их системных функций и взаимных связей;

разработку методики оценки интенсивности финансовых и вторичных потоков (цепочек поставок) основных видов материалов и автокомпонентов во времени в системе;

формирование комплексного критерия эффективности системы и разработку методики оценки;

разработку принципов управления системой «Авторециклинг».

Следуя методике исследования, определены типовые элементы системы «Авторециклинг», их системные функции и взаимные связи. Состав системы «Авторециклинг» задается как совокупность субъектов – юридических лиц, исполняющих определенные функции авторециклинга. Перечисление и функции данных субъектов даны в табл.1 и на рис.1.

Рис. 1. Функции авторециклинга и направления основных потоков в системе обращения с автотранспортными отходами (АТО)

Таблица 1 – Структуризация субъектов системы «Авторециклинг» по уровням иерархии, их функции

Уровни иерархии Функции субъектов Подуровни

Образователи отходов - организации, на чьей территории возникают и накапливаются отходы. Функция образования отходов 0-1. Автосервисы и кустарные мастерские.

0-2. Общественная территория (муниципальные органы, ответственные за очистку территории).

0-3. Последние владельцы АТС (физические и юридические лица).

1. Сборщики отходов -

организации, занятые сбором и транспортировкой отходов. Функция сбора и транспортировки отходов 1-1. Площадки сбора ВЭТС.

Страницы: 1  2  3  4  5