Delist.ru

Повышение эффективности системы утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств "АВТОРЕЦИКЛИНГ" в крупном городе (10.11.2009)

Автор: Трофименко Константин Юрьевич

ТРОФИМЕНКО Константин Юрьевич

Повышение эффективности системы утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств «авторециклинг» В КРУПНОМ ГОРОДЕ

(05.22.01 – Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте)

А в т о р е ф е р а т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата технических наук

Москва 2009 Работа выполнена на кафедре «Менеджмент» Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета).

Научный руководитель доктор экономических наук, профессор

Ахметов Лерик Ахметович

Официальные оппоненты доктор технических наук, профессор

Сарбаев Владимир Иванович

кандидат технических наук,

Теренченко Алексей Станиславович

Ведущая организация ОАО «Промышленная компания «Втормет»

Защита диссертации состоится «10» декабря 2009 года на заседании диссертационного совета ДМ.212.126.06 ВАК РФ при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет)» по адресу: 125319, г. Москва, Ленинградский проспект, 64, ауд. 42.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета)

Автореферат разослан « » ноября 2009 года.

Телефоны для справок (499) 155-93-24

Ученый секретарь

диссертационного совета

ДМ.212.126.06 ВАК РФ при МАДИ (ГТУ)

кандидат технических наук, доцент Д.Б.Ефименко

общая характеристика работы

Актуальность работы.

Развиваясь высокими темпами, автомобилизация в России достигла уровня 250 авт./1000 жителей (один автомобиль в семье), причем половина машин имеет возраст более 10 лет. При комплексном исследовании транспортных систем ключевым элементом выступает парк автотранспортных средств (АТС), который должен быть рассмотрен на протяжении всего жизненного цикла АТС, включая стадию утилизации. Кроме того, на последнем этапе жизненного цикла, АТС является потенциальным источником вторичных материальных ресурсов, которые желательно возвращать в народное хозяйство. Наконец, Правительством РФ в 2010 году намечено проведение эксперимента по стимулированию приобретения новых АТС, взамен сдаваемых на утилизацию, что вызовет резкое увеличение числа вышедших из эксплуатации транспортных средств (ВЭТС). Необходимо будет создавать или повышать эффективность существующих систем утилизации ВЭТС («Авторециклинг»). В этой связи проблема утилизации ВЭТС, их компонентов является актуальной.

Целью диссертационного исследования является научно-методическое обоснование путей повышения эффективности системы утилизации автотранспортных отходов «Авторециклинг», являющейся частью транспортной системы крупного города.

Объект исследования – процесс утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств в системе «Авторециклинг» крупного города.

Предмет исследований – структура и условия функционирования системы «Авторециклинг» крупного города в части утилизации ВЭТС.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась использованием методов материального баланса, динамического системного анализа, имитационного моделирования. Достоверность результатов натурных экспериментов обоснована соблюдением требований стандартов, использованием аттестованных средств измерения, повторяемостью результатов измерений.

Научная новизна:

теоретически обоснован подход к формализации структуры системы «Авторециклинг» крупного города;

с использованием разработанной имитационной модели оценены материальные и финансовые потоки в субъектах системы «Авторециклинг» крупного города;

на основании разработанной методики установлены и количественно оценены показатели ресурсной, экологической и экономической эффективности существующей системы утилизации ВЭТС «Авторециклинг»;

с использованием разработанной методики динамического системного анализа установлены закономерности влияния различных факторов на показатели эффективности системы «Авторециклинг» крупного города (г. Москвы) при разных сценариях ее развития на период до 2020 года;

обоснованы пути повышения эффективности системы утилизации ВЭТС «Авторециклинг» крупного города на перспективу.

Практическая ценность работы заключается в:

выявлении особенностей функционирования субъектов действующей в г. Москве системы «Авторециклинг»;

разработке инженерной методики и компьютерной программы реконструкции и прогнозирования материальных и финансовых потоков в субъектах системы «Авторециклинг» крупного города, оценки ее эффективности;

полученных значениях затрат в технологических процессах утилизации ВЭТС, долей возврата материалов ВЭТС в виде вторичных автокомпонентов, вторичных материалов.

На защиту выносятся:

Страницы: 1  2  3  4  5