Улучшение разгонных свойств и топливной экономичности городских автобусов с гидромеханической передачей (10.11.2009)
Автор: Иванов Максим Юрьевич
Научная новизна диссертационной работы заключается: – в разработке метода расчета ГМП с внешним разветвлением силового потока и ГДТ обратного хода; – в разработке научно-обоснованных рекомендаций по выбору оптимальных параметров ГМП с внешним разветвлением силового потока и ГДТ обратного хода; – в разработке научно-обоснованных рекомендаций по выбору оптимальных параметров ГДТ обратного хода; – в предложении новых зависимостей для определения коэффициента изменения удельного расхода топлива от нагрузки для дизельных двигателей. Практическая значимость результатов диссертации Предложены рекомендации для оптимального выбора параметров конструкции ГМП и характеристик ГДТ, направленных на улучшение разгонных свойств и топливной экономичности городских автобусов. Реализация результатов работы Разработанный метод расчета ГМП с внешним разветвлением силового потока и ГДТ обратного хода внедрен в учебный процесс и позволяет облегчить понимание рабочих процессов ГМП. Разработанные рекомендации и другие результаты диссертационной работы могут быть использованы при выборе или при проектировании ГМП с внешним разветвлением силового потока и ГДТ обратного хода для больших городских автобусов. Они получили применение в ГНЦ РФ НАМИ. На защиту выносятся 1. Разработанный метод расчета ГМП с внешним разветвлением силового потока и ГДТ обратного хода. 2. Результаты исследования возможности улучшения разгонных свойств городских автобусов с ГМП с внешним разветвлением силового потока и ГДТ обратного хода. 3. Результаты исследования возможности улучшения топливной экономичности городских автобусов с ГМП с внешним разветвлением силового потока и ГДТ обратного хода Апробация работы Основные результаты исследований были доложены на 65, 66, 67 научно-методических и научно исследовательских конференциях Московского автомобильно-дорожного института (ГТУ). Публикации По теме диссертации опубликовано семь печатных работ. Объем работы Диссертация состоит из введения, четырех глав, основных выводов, списка литературы (135 наименований) и приложения. Диссертация изложена на 144 страницах машинописного текста, содержит 34 таблицы и 96 рисунков. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении раскрывается актуальность проблемы, обозначаются пути ее решения, формулируется цель исследования. В первой главе приводится обзор конструкций ГМП городских автобусов, а также работ, посвященных исследованию тягово-скоростных свойств и топливной экономичности автомобилей с ГМП. Исследованиям тягово-скоростных свойств и топливной экономичности посвятили свои работы: И. Г. Альперович, А. И. Ахмедов, Ю. П. Волков, П. Я. Волчок, Б. Б. Генбом, О. И. Гируцкий, А. Б. Гредескул, Б. Л. Давыдов, М. Ю. Есеновский-Лашков, Н. А. Забавников, Г. В. Зимелев, Н. К. Куликов, И. А. Курзель, А. Н. Нарбут, Г. Э. Пин, Ю. В. Прокофьев, В. А. Петров, Б. Н. Попов, А. Л. Сергеев, Б. А. Скородумов, В. И. Сороко-Новицкий, К. Ю. Сытин, А. А. Токарев, Ю. И. Чередниченко, Е. А. Чудаков, И. С. Шлиппе, H. J. Foerster, R. A. Pershing, A. Seifried и др. В последнее время конструкции ГМП городских автобусов значительно изменились. На сегодняшний день скоростные свойства и топливная экономичность городских автобусов, имеющих ГМП с внешним разветвлением силового потока и ГДТ обратного хода, исследованы недостаточно. В связи с этим поставлены следующие задачи исследования: 1. Разработать метод расчета ГМП с внешним разветвлением силового потока и ГДТ обратного хода; 2. Исследовать возможности улучшения разгонных свойств и топливной экономичности автобуса с двухпоточной (ДП) ГМП; 3. Произвести экспериментальные исследования разгонных свойств и топливной экономичности автобуса с ДП ГМП; 4. Разработать рекомендации для улучшения скоростных свойств и топливной экономичности городских автобусов, имеющих ДП ГМП. Вторая глава посвящена теоретическим исследованиям разгонных свойств и топливной экономичности городских автобусов с ДП ГМП. (без ГМП). Исследовано влияние характеристик ДП ГМП на разгон автобуса на первой передаче. . Коэффициент трансформации: Коэффициент момента ведущего вала: Выявлено, что для автобуса с ДП ГМП с увеличением значения коэффициента трансформации на стоповом режиме КДПо время разгона, главным образом до 40 км/ч (11,11 м/с), и расход топлива при разгоне, хотя и в меньшей степени, уменьшаются. Но при КДПо более 5,5 выигрыш становится минимальным, особенно с увеличением Nуд. При прохождении городского цикла увеличение КДПо, в основном, влияет на снижение расхода топлива в городском цикле Qср.ц, и практически не влияет на скорость прохождения цикла Vср.ц. Рассмотрено влияние количества передач на разгон автобуса. Параметры коробок передач приведены в таблице 1, схема ГМП–рис.1. Таблица 1 |